Программа индивидуальных занятий по коррекции позновательных процессов у детей 4-6 лет "TEACCH".
учебно-методический материал на тему

Гуркина Мария Борисовна

TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped CHildren).

TEACCH - это целостная педагогическая концепция развития, обучения и терапевтической поддержки, направленная на социальную интеграцию людей с аутизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualno_tiach.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласованно»                                        «Утверждаю»

МИОО___________________                        Директор ЦППРиК «Детская личность»                        

«____»___________________                        «____»_______________________

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

«ТЕАССН».

.

Авторы программы: Эрик Шоплер,

Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс.

Составитель:

Учитель-дефектолог Гуркина М.Б.

Москва 2014-201

Пояснительная записка

Актуальность.


     TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped CHildren).

     TEACCH - это целостная педагогическая концепция развития, обучения и терапевтической поддержки, направленная на социальную интеграцию людей с аутизмом.

     Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler специально для детей страдающих аутизмом , но  постепенно этот метод  стал применяться для детей с другими нарушениями  (дцп, олигофрения , синдром Дауна и т.д. ). TEACCH работает с аутичными людьми на всех уровнях развития, как со значительной умственной отсталостью, так и с теми, кто демонстрирует высокоразвитый интеллект и академические достижения.

     Данная программа расчитана на детей от 4 до 6 лет.

     Программа ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды.       Постепенно в эти сложившиеся жизненные стереотипы начинают вносить изменения.

     Упражнения в данной программе подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности). 

     Программа TEACCH строится на 3-х основных принципах:

1. структурирование;

2. визуализирование;

3. практическая работа.

 

Цель программы:

     Цель программы — это повышение уровня самостоятельности и независимости ребенка, его уверенности в себе.

     Цель - вовлечь ребенка с аутизмом в учебный процесс, структурировать учебную деятельность, а также содействовать проявлению самостоятельности.

Задачи программы:

Развитие функциональной деятельности:

  •  Имитация
  •  Восприятие
  •  Крупная моторика
  •  Мелкая моторика
  •  Координация глаз и рук
  •  Познавательная деятельность

Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при
целенаправленном влиянии учителя-дефектолога и родителя на ребенка. Заботясь о развитии ребенка, педагоги совместно с семьей должны стремиться создать необходимые условия, в которых будет осуществляется коррекционно-развивающая работа.

Целевая аудитория

     Данная программа коррекционно-развивающей работы рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 лет, имеющих те или иные нарушения, отставание или
особенности в развитии познавательной сферы.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 6 месяцев: 2 раза в неделю по 20-25 мин.

       

Формы организации коррекционной работы.

Индивидуальная или мини-группа: предполагает работу педагога с отдельным ребенком индивидуально или с двумя детьми.

При использовании TEACCH важна визуальная поддержка, создание цепочки последовательности действий в пространстве и времени, а также структурирование видов деятельности.

Структура занятия

     

     Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе.

  1. Ритуализированное начало занятия: приветствие.
  2. Упражнение на функциональную сферу.
  3. Динамическая пауза «Веселая переменка».
  4. Подвижная коммуникативная, конструктивная игра.
  5. Итог.
  6. Ритуализированное окончания занятия: прощание.

Учебно-тематический план.

Функциональная сфера.

Содержание

Кол-во часов

Форма работы

1.

Имитация

1. Подражание стуку (2 ложки, кастрюля)

2. Начальная имитация звуков

3. Подражать звукам

4. Подражать движениям, с помощью которых вызываются звуки

3

Индивидуальная, мини-группа

2.

Восприятие

1. Находить спрятанную под платком игрушку (небольшой платок, любимая игрушка, что-нибудь из еды)

2. Следить взглядом за движениями (3 маленькие мисочки, печенье)

3. Поднять упавший предмет (маленькая миска, 5 цветных кубиков)

4. Найти кусочки пищи под кружкой (кружка, кусочки пищи).

5. Реагировать на сигнальный шум (громкий колокольчик).

6. Различать акустические сигналы.

7

Индивидуальная, мини-группа

3.

Крупная моторика

1. "Испечем мы хлебушек"

2. Садиться без помощи

3. Брать предмет (шнур, маленький зверек из ткани или другие игрушки).

6

Индивидуальная, мини-группа

4.

Мелкая моторика

1. Держать ложку (ложка)

2. Держать предмет (картонная коробка, 3 обычных предмета домашнего обихода средней величины)

3. Брать маленькие предметы (маленькая миска, 10 малых предметов)

4. Развитие захвата по принципу пинцета (пластилин, вазочка)

6

Индивидуальная, мини-группа

5.

Координация глаз и рук

1. Подготовка к строительству башни (небольшие картонные коробки; корзина для белья)

2. Подготовка к складыванию картинок - 1 (4 пустые банки, 4 пары носков)

3. Подготовка к складыванию картинок - 2 (упаковка из-под яиц, 10 больших бусин)

6

Индивидуальная, мини-группа

6.

Познавательная деятельность

1. Реагировать на собственное имя

2.Показывать облюбованный предмет (сладости или любимые игрушки)

3. Уходить и подходить на речевое требование

4. Систематизировать одинаковые предметы - 1 (4 пары одинаковых предметов, маленький коробок)

5. Систематизировать одинаковые предметы - 2 (4 пары одинаковых предметов, большой коробок)

6. Подобрать к картинкам предметы (5 предметов обихода,         5 соответствующих картинок)

8

Индивидуальная, мини-группа

Предполагаемый результат.

Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных
дефектологического обследования (первичная диагностика) и состояния познавательного развития на заключительном тестировании (полугодовая диагностика).
    Ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка всякое положительное изменение в развитие познавательной деятельности, замеченное учителем-дефектологом и родителями, фиксируется как успешность в обучении. Успешным в обучении можно считать и умение использовать полученные знания.

Оценка эффективности коррекционной работы

Результаты первичной и полугодовой диагностики фиксируется в листе динамики коррекционной работы учителя-дефектолога.

Оценка качества усвоения программы:

Количественный анализ – посещаемость, фиксация занятий в рабочем журнале, отслеживание результата, статистические данные.

Качественный анализ – диагностика формирования навыков, анализ успешности деятельности в достижении целей, сравнительный анализ исходного и актуального состояния ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

ПРОГРАММА коррекции познавательных процессову детей 3-5 лет«ШАГ ЗА ШАГОМ».«Формирование мышления».«Развитие зрительного восприятия и внимания».В основе программы:«Программа дошкольных образовательных ...

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития подготовительной группы.Тема: звук лЦель: постановка звука лЗадачи:·...

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития подготовительной группы Тема: звук лЦель: постановка звука лЗадачи:·...

Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.

Пояснительная записка.Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить п...

План индивидуального развития и коррекции познавательных процессов у детей.

Данный  план, направлен на систематизацию  деятельности педагога-психолога в детском саду....