Программа индивидуальных занятий по коррекции позновательных процессов у детей 4-6 лет "TEACCH".
учебно-методический материал на тему
TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped CHildren).
TEACCH - это целостная педагогическая концепция развития, обучения и терапевтической поддержки, направленная на социальную интеграцию людей с аутизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno_tiach.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласованно» «Утверждаю»
МИОО___________________ Директор ЦППРиК «Детская личность»
«____»___________________ «____»_______________________
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
«ТЕАССН».
.
Авторы программы: Эрик Шоплер,
Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс.
Составитель:
Учитель-дефектолог Гуркина М.Б.
Москва 2014-201
Актуальность.
TEACCH - это целостная педагогическая концепция развития, обучения и терапевтической поддержки, направленная на социальную интеграцию людей с аутизмом. Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler специально для детей страдающих аутизмом , но постепенно этот метод стал применяться для детей с другими нарушениями (дцп, олигофрения , синдром Дауна и т.д. ). TEACCH работает с аутичными людьми на всех уровнях развития, как со значительной умственной отсталостью, так и с теми, кто демонстрирует высокоразвитый интеллект и академические достижения. Данная программа расчитана на детей от 4 до 6 лет. Программа ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды. Постепенно в эти сложившиеся жизненные стереотипы начинают вносить изменения. Упражнения в данной программе подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности). Программа TEACCH строится на 3-х основных принципах: 1. структурирование; 2. визуализирование; 3. практическая работа.
|
Цель программы:
Цель программы — это повышение уровня самостоятельности и независимости ребенка, его уверенности в себе.
Цель - вовлечь ребенка с аутизмом в учебный процесс, структурировать учебную деятельность, а также содействовать проявлению самостоятельности.
Задачи программы:
Развитие функциональной деятельности:
- Имитация
- Восприятие
- Крупная моторика
- Мелкая моторика
- Координация глаз и рук
- Познавательная деятельность
Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при
целенаправленном влиянии учителя-дефектолога и родителя на ребенка. Заботясь о развитии ребенка, педагоги совместно с семьей должны стремиться создать необходимые условия, в которых будет осуществляется коррекционно-развивающая работа.
Целевая аудитория
Данная программа коррекционно-развивающей работы рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 лет, имеющих те или иные нарушения, отставание или
особенности в развитии познавательной сферы.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 6 месяцев: 2 раза в неделю по 20-25 мин.
Формы организации коррекционной работы.
Индивидуальная или мини-группа: предполагает работу педагога с отдельным ребенком индивидуально или с двумя детьми.
При использовании TEACCH важна визуальная поддержка, создание цепочки последовательности действий в пространстве и времени, а также структурирование видов деятельности.
Структура занятия
Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе.
- Ритуализированное начало занятия: приветствие.
- Упражнение на функциональную сферу.
- Динамическая пауза «Веселая переменка».
- Подвижная коммуникативная, конструктивная игра.
- Итог.
- Ритуализированное окончания занятия: прощание.
Учебно-тематический план.
Функциональная сфера. | Содержание | Кол-во часов | Форма работы | |
1. | Имитация | 1. Подражание стуку (2 ложки, кастрюля) 2. Начальная имитация звуков 3. Подражать звукам 4. Подражать движениям, с помощью которых вызываются звуки | 3 | Индивидуальная, мини-группа |
2. | Восприятие | 1. Находить спрятанную под платком игрушку (небольшой платок, любимая игрушка, что-нибудь из еды) 2. Следить взглядом за движениями (3 маленькие мисочки, печенье) 3. Поднять упавший предмет (маленькая миска, 5 цветных кубиков) 4. Найти кусочки пищи под кружкой (кружка, кусочки пищи). 5. Реагировать на сигнальный шум (громкий колокольчик). 6. Различать акустические сигналы. | 7 | Индивидуальная, мини-группа |
3. | Крупная моторика | 1. "Испечем мы хлебушек" 2. Садиться без помощи 3. Брать предмет (шнур, маленький зверек из ткани или другие игрушки). | 6 | Индивидуальная, мини-группа |
4. | Мелкая моторика | 1. Держать ложку (ложка) 2. Держать предмет (картонная коробка, 3 обычных предмета домашнего обихода средней величины) 3. Брать маленькие предметы (маленькая миска, 10 малых предметов) 4. Развитие захвата по принципу пинцета (пластилин, вазочка) | 6 | Индивидуальная, мини-группа |
5. | Координация глаз и рук | 1. Подготовка к строительству башни (небольшие картонные коробки; корзина для белья) 2. Подготовка к складыванию картинок - 1 (4 пустые банки, 4 пары носков) 3. Подготовка к складыванию картинок - 2 (упаковка из-под яиц, 10 больших бусин) | 6 | Индивидуальная, мини-группа |
6. | Познавательная деятельность | 1. Реагировать на собственное имя 2.Показывать облюбованный предмет (сладости или любимые игрушки) 3. Уходить и подходить на речевое требование 4. Систематизировать одинаковые предметы - 1 (4 пары одинаковых предметов, маленький коробок) 5. Систематизировать одинаковые предметы - 2 (4 пары одинаковых предметов, большой коробок) 6. Подобрать к картинкам предметы (5 предметов обихода, 5 соответствующих картинок) | 8 | Индивидуальная, мини-группа |
Предполагаемый результат.
Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных
дефектологического обследования (первичная диагностика) и состояния познавательного развития на заключительном тестировании (полугодовая диагностика).
Ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка всякое положительное изменение в развитие познавательной деятельности, замеченное учителем-дефектологом и родителями, фиксируется как успешность в обучении. Успешным в обучении можно считать и умение использовать полученные знания.
Оценка эффективности коррекционной работы
Результаты первичной и полугодовой диагностики фиксируется в листе динамики коррекционной работы учителя-дефектолога.
Оценка качества усвоения программы:
Количественный анализ – посещаемость, фиксация занятий в рабочем журнале, отслеживание результата, статистические данные.
Качественный анализ – диагностика формирования навыков, анализ успешности деятельности в достижении целей, сравнительный анализ исходного и актуального состояния ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
ПРОГРАММА коррекции познавательных процессову детей 3-5 лет«ШАГ ЗА ШАГОМ».«Формирование мышления».«Развитие зрительного восприятия и внимания».В основе программы:«Программа дошкольных образовательных ...
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития подготовительной группы.Тема: звук лЦель: постановка звука лЗадачи:·...
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития подготовительной группы Тема: звук лЦель: постановка звука лЗадачи:·...
Методическая разработка индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Автоматизация звука [ Р] в слогах и словах" для детей старшего дошкольного возраста
Разработка конспекта индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в слогах и словах....
Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
Пояснительная записка.Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить п...
План индивидуального развития и коррекции познавательных процессов у детей.
Данный план, направлен на систематизацию деятельности педагога-психолога в детском саду....