Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Пояснительная записка.
Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsii_4-5_et.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавай-ка»
Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
Пояснительная записка.
Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.
Методической основой данной программы является « Коррекционно- развивающая программа для детей средней группы» Шарохина В.Л..
Направленность программы коррекционно- развивающая.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Адресат : дети 4-5 лет
Показание средние и ниже среднего показатели познавательных процессов.
Цель программы развить познавательные процессы.
Цель достигается через решение следующих задач:
Задачи
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.
2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
3. Развития коммуникативных навыков.
4. Обучение математическим способностям.
5. Повышение самооценки.
Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. АРТ - терапия. Упражнение на сплочение.
Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога.
Необходимо место для подвижных игр.
Раздаточный материал по количеству детей.
Наполняемость детей в группе 4-5 человек.
Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 20 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.
Необходимые материалы :
- Рабочие тетради: тренируем мышление и тренируем память.
- Краски и кисточки.
- Расходный материал (который готовится заранее).
- Раздаточный материал из методички В.Л. Шарохиной.
Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики.
Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
Тематический план
№ | Тема занятий | Цель занятий | Содержание | Кол-во часов |
«Колобок» | Развитие мелкой моторики. | 1.Упражнение на сплочение группы: | 20 мин | |
« Маша и медведи» | Развитие мышления. | 1.Разложить фигуры по росту. | 20 мин | |
« Котенок» | Развитие восприятия цвета и форм. | 1.Упражнение на сплочение « Веселые приветствие». | 20 мин | |
«Теремок» | Развитие мелкой моторики и внимания. | 1. « Веселые приветствие» | 20 мин | |
«Мышонок» | Развитие мышления и творческого потенциала. | 1. « Веселые приветствия» | 20 мин | |
«Шалтай- Балтай» | Развитие памяти и | 1.Зачеркните все подснежники на листе. | 20 мин | |
«Фигуры» | Развитие мышления и |
| 20 мин | |
«Подарок» | Развитие памяти и |
« Найдите ошибку художника»
| 20 мин | |
«Кляксы» | Развитие памяти и воображения. | Приветствие. | 20 мин | |
«Овал» | Развитие мышления и | Приветствие. | 20 мин | |
«Будь внимателен» | Развитие внимания. | 1.Приветствие. | 20 мин | |
«Итог» | Развитие мышления. | Приветствие. | 20мин |
Педагог – психолог__________________________Лавренова Д. А.
Занятие N 1. Сказка «Колобок»
Цель:
1. Приветствие
2 Развитие восприятия форм и цвета.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие зрительной памяти и внимания.
5.Развитие мышления.
6 Релаксация.
Оборудование:
-Цветные карандаши.
-4 геометрические формы.
-Тренировочные тетради - развитие мышления.
-Картинки: волка, зайца, медведя, лисы.
Ход:
1.Приветствие:
Упражнение на сплочение группы:
« Ветер дует»
Все выстраиваются в одну линию.
Ветер дует на того кто любит яблоки
Кто в брюках
Кто сегодня умывается
У кого есть кошка
Бегут к другой стене.
Основная часть: припоминается сказка.
2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобок
Пальчиковая гимнастика:
Колобок – это пальчик он катиться по дороге.
3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.
Что еще круглой формы?
Называются предметы круглой формы.
Упражнение « Раскрась колобка».
Предлагается 4 карандаша.
Нарисуй рядом дорогу и солнце, траву и небо.
4.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.
Дети запоминают, затем убирается одно изображение.
( повторяется несколько раз)
5. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
6. Релаксация
« Достань звезду»
Припоминание.
Прощание.
Занятие N 2 Сказка « Маша и медведи».
Цель:
1. Восприятие форм, цвета и величины.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и внимания.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация
Оборудование:
-Нарезанные фигуры круга, квадрата, прямоугольника.
- Крупа и коробочки.
-Тарелочки бумажные.
-Краски и кисточки.
-Тетрадь тренируем мышление и память.
Ход:
Приветствие.
Упражнение на сплочение группы:
Основная часть:
Припоминание сказки « Маша и медведи»
1.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.
Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Пататычу - самые большие.
2.Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.
Раскрасить тарелку для Мишутки.
Тетрадь : тренируем мышление страница 2 .У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки.
Упражнение « Запомни узор»
На бумаге рисуем простой узор ( ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.
Релаксация « Достань звезду».
Занятие N 3 « Котенок»
Цель:
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и мышления.
4. Релаксация.
Оборудование:
-Цветные карандаши.
-Трафаретные линейки.
-Карандаши.
Ход:
Приветствие.
Упражнение на сплочение « Веселые приветствие»
Основная часть.
Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.
Сделать рисунок.
Сосчитать фигуры.
Раскрасить круг - желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.
Пальчиковая гимнастика.
Как у кота шубка очень хороша
Как у котика усы удивительной красы
Глазки смелы, зубки белы
( развести руки, руки к себе, ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками , гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.)
Проведи дорожку к домику Котенка.
Тренируем память.
Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.
Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). Рабочий лист.
Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?
Занятие N 4 « Теремок»
Цель:
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти.
5. Релаксация.
Оборудование:
-бланк- корректурная проба
-герои сказок теремок
-геометрические фигуры
Ход:
Приветствие:
« Веселые приветствия»
Сделай Котенка из геометрических фигур:
- овала
- круга
- 6 треугольников
- прямоугольник
Раскрась:
Круг- желтым
Треугольники- черным
Прямоугольник и овал- белым.
Приклей на бумагу.
Пальчиковая гимнастика.
« Веселая мышка»
Перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)
Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)
Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)
Им корочку хлеба дала покусать ( кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)
Погладила всех и отправила спать ( ладошки погладить друг о друга)
Расставить и зачеркнуть.
Вспоминаем героев сказки « Теремок».
Изображение животных (4)
Убираем 1 героя.
Релаксация.
Занятие N5 « Мышонок»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие зрительной памяти.
3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
4. Развитие мышления и творческого потенциала.
5. Релаксация.
Оборудование:
-Листы с кругами и овалами
- 5 игрушек из разного материала
-цветные карандаши
Ход:
1.Упражнение на сплочения.
« Веселые приветствия»
Раз, два, три друга найди.
Потереться носами. Ушками. Пятками.Коленками.Локтями.
2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.
Куклу, выронив из рук
Маша мчится к маме:
« Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник « Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».
Я тигренок, а не миска (киска)!
3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.
Предметы делят на группы ( по материалу из которого изготовлено)
Раскрась понравившийся предмет.( Лист с изображением предметов)
Превратить фигуры в разные предметы.
Занятие N 6 « Карандаш»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация.
Оборудование:
- листы корректурной пробы
- листы с точками
Ход:
Зачеркните все подснежники на листе.
Вспомните, где лежала игрушка.
Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)
Отгадайте загадки:
Сто одежек и все без застежек.( Капуста)
Не лает не кусает а в дом не пускает.( замок)
Зимой белый а летом серый.( Заяц)
Без рук без топоренка построена избенка.( Гнездо)
Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. ( Ёжик)
Четыре братца под одной крышей стоят.( Стол)
2 стекла на носу болтаются.
Придумывают свою загадку.
Релаксация « Шалтай-болтай»
Ребенок изображает героя стихотворения.
Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.
Взрослый читает стихотворение:
Шалтай-болтай
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.
Занятие N 7 « Фигуры»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие мышления.
3. Развитие памяти.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Релаксация.
Оборудование:
- Лото геометрических фигур
- счетные палочки
Ход:
Приветствие
Классификация предметов по форме и цвету (лото).
Упражнение « Зоркий глаз»
Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.
Выкладывается узор из геометрических фигур. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно.
Релаксация.
Занятие N 8 « Художники»
Цель:
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие мышления.
Развитие мелкой моторики.
Релаксация.
Оборудование:
-лист бумаги
- шуточные тесты
Ход:
Приветствие:
Шуточные тесты Е.В. Колесниковой « Найдите ошибку художника»
Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.
Зайчик. Дождь. Дерево. Дом. Лист. Туча. Шарик. Гриб. Морковь.
Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
Раскрась мандалу. Сделай её красочную. Подари родителям.
Релаксация.
Занятие N 9 « Клякса»
Цель:
1.Развитие памяти.
2.Развитие речи и мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Рефлексия.
Оборудование:
-открытки на каждого
-краски и чистый лист бумаги
- 4 игрушки
- пуговицы разные
Ход:
1 Приветствие.
2.Разрезные картинки.
Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части.
Необходимо собрать целое.
3. « Кляксы»
Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.
4.Проверим память.
Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.
5.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.
Релаксация.
Занятие N 10 «Будь внимателен»
Цель:
1.Развитие памяти.
2.Развитие мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие коммуникаций.
5.Рефлексия.
Оборудование:
- Лист корректурной пробы на каждого
- лист с овалами
Ход:
1.Приветствие.
« Веселые приветствия»
Ушко к ушку. Лобик к лобику.
2.Дорисуй овалы.
3.Четвертый лишний.
4.« Жмурки»
Выбирается ведущий.Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.
5.Релаксация.
Занятие N 11 «Разведчики»
Цель:
1.Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
3. Развитие воображения.
4. Развитие памяти.
Оборудование:
Ход:
Приветствие.
«Снежинки»
Найти одинаковые снежинки.
« Камень, ножницы, бумага» Играют в парах.
« Разведчики». Выбирают одного « разведчика». Он командует « Замри!». Вся группа застывает. Разведчик закрывает глаза. Участники меняют позу. Разведчик открывает глаза и его задача обнаружить изменения.
Релаксация.
Занятие N 12 «Итоговое»
Цель:
1.Развитие мышления.
2. Общее развитие.
3. Релаксация.
Оборудование:
- изображение овощей и фруктов
- предметы различной формы
- цветные карандаши и лист бумаги.
Ход:
Приветствие.
Назовите предметы, изображенные на картинке.
Капуста
Перец
Вишня
Свекла
Какой предмет не подходит к остальным?
И т.д. с другими картинками.
2. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.
Предлагаются изображения овощей и фруктов. Изображение грядки и дерева.
Расставить изображения по местам.
Небольшие предметы разной формы и цвета запоминаются и ложатся в коробку. На глаза завязывается повязка. Опустив руку в коробку, ребенок достает и называет и вспоминает его цвет.
« Зеркало»
Вы- зеркало. Я поднимаю руку и вы. И так все повторяете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:· Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет...
Групповая консультация для родителей «Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет»
Сведения для родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет...
Групповая консультация "Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет"
На каждом возрастном этапе психические процессы имеют свои особенности. В данной консультации раскрываются особенности психических процессов (памяти, внимание, воображение, мышление, и др.) у де...
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет.
Предлагаемая программа развития познавательных процессов является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми имеющими показатели развития познавательн...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет
О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...
Сценарий конспекта занятия по развитию познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста «Малыш Гео в гостях у Девочки Дольки»
Занятие направлено на расширение представлений об окружающем мире, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, мелкой моторики.-...