Программа коррекции фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_fonematicheskim_protsessam.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Коррекция фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР»                                                                    Составитель: учитель-логопед  Данилкина А. В.

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

          Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Обучение грамоте осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения им ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно – появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов, что выражается в:

         - затруднениях при анализе звукового состава речи;

- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза.

            Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений

            Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:

 - замены       согласных       букв   («зелезо» — железо, «лека» река и т. д.);

- пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);

- перестановка букв и слогов  («кошолапгка» — шоколадка, «петерь» теперь, «логова»       голова, «моколо» молоко и т. д.);

- замены  гласных  даже  тогда,  когда они стоят под ударением: е — и (сел — «сил»), о — у  (пол «пул»);

- вставка лишних букв («пошала» пошла).

              У детей с фонематическими нарушениями отмечается затруднение во всех формах фонематического анализа, как при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места.

                                                                                                                                                             

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: снижение количества детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения.    

       

 

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным).
  2. Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

     

АДРЕСАТ: дети подготовительной группы с  ОНР.

     

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: 

Курс коррекционного обучения рассчитан на восемь месяцев.   В его основе лежит развитие познавательной деятельности и активного наблюдения за языковыми средствами. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов  исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения. Одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

К концу обучения дети должны уметь:

        - различать гласные и согласные звуки;

       - различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор                            отдельных предложений и текст;

        - определять ударные и безударные гласные, слоги;

        - определять в словах место и последовательность гласных и согласных звуков;

        - определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;

        - производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез;

        - графически обозначать звуки, слоги и слова.

  Материально-техническое оснащение

  1. Помещение, оборудованное для проведения занятий (столы, стулья, доска).
  2. Орг. техника: компьютер, ксерокс.
  3. Стимульный и раздаточный материал.

                                                                                                                                                         

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

 «Коррекция фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР».

Цель:  снижение количества детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения.    

Категория обучающихся: дети подготовительной   группы с ОНР.

Срок обучения:  1 учебный год.

   

 Режим практических занятий:

 1 период 2 занятия в неделю  (20 занятий)

 2 период 2 занятия в неделю (24 занятия)

 3 период 1 занятие в неделю (10 занятий)

№ п/п

Этапы занятий

Форма проведения

Форма контроля

1.

Диагностический этап

Первичная индивидуальная диагностика.

Фиксация  уровня развития фонематических процессов. Анализ полученных результатов.

2.

Коррекционно-развивающий этап

Занятия с детьми

(54 часа).

Рефлексия занятий.

3.

Обобщающий этап

Контрольная индивидуальная диагностика.

Сравнительный анализ показателей первичной и контрольной диагностики.

Результаты контрольной диагностики позволяют судить о степени эффективности проведенной работы, адекватности применяемых методов и приемов. Объективность полученной информации достигается за счет применения единой системы оценок.    

Критерии эффективности:

Снижение доли детей с нарушениями фонематических процессов.

Положительная обратная связь от участников образовательного процесса.

                                                                                                                                                               


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы

Цель:  снижение количества детей, имеющих нарушения фонематических прессов.

Категория обучающихся: дети подготовительной группы с ОНР.

Срок обучения: 1 учебный год

Режим практических занятий: 30 минут  

1 период 2 занятия в неделю  (20 занятий)

2 период 2 занятия в неделю (24 занятия)

3 период 1 занятие в неделю (10 занятий)

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

Форма контроля

Диагностический этап

Первичная индивидуальная диагностика.

Фиксация  уровня развития фонематических процессов.  Анализ полученных результатов.

Практический этап

 

I период

1-2

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков.

Усвоение доступных ритмических моделей.

2

Рефлексия занятий

3-4

 Звук и буква У. Выделение начального гласного звука, стоящего под ударением, в словах (утка, улица),  определение наличия или отсутствия звука  в словах, определение места звука в словах        .        

2

5-6

  Звук и буква А. Выделение начального ударного гласного звука (Аня, аист), определение места звука в словах.

2

7-8

  Звуки А, У.  Анализ и синтез слогов ау-уа.

2

9-10

 Звук и буква О. Выделение начального гласного звука, стоящего под ударением.

2

11-12

 Звук и буква И.   Выделение начального гласного звука, стоящего под ударением.

2

13-14

Гласные  А, О, У, И.  Анализ звукового ряда, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков.

2

15-16

Гласные-согласные звуки.

Звуки М, Мь. Буква М.  Твердые и мягкие согласные звуки.  Анализ и синтез обратных слогов.

2

Рефлексия занятий

17-18

Звуки П, ПЬ. Буква П. Звонкие и глухие согласные звуки. Определение позиции звуков в словах (в начале, середине, конце).

2

19-20

 Звуки Т, Ть. Буква Т.  Определение позиции звуков в словах (в начале, середине, конце). Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

2

II период

21-22

Звуки Д, Дь. Буква Д. Дифференциация

звуков т-д, ть-дь. Преобразование слов путем замены  одного звука.

2

Рефлексия занятий

 23-24

 Звуки К, Кь. Буква К. Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов  «кот»,  «кит».

2

 25-26

Звуки Х, Хь. Буква Х. Дифференциация звуков К-Х, Кь-Хь. Преобразование слов путем замены звуков.

2

27-28

Звуки и буквы  Э, Ы. Дифференциация звуков И-Ы. Звуко-буквенный  и слоговой анализ слова «киты».

2

29-30

Звуки Б, Бь. Буква Б. дифференциация звуков Б-П, Бь-Пь. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «боты».

2

31-32

Звуки В, Вь. Буква В. Звуко-буквенный  и слоговой анализ слова «вата».

2

33-34

Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Дифференциация звуков В-Ф, Вь-Фь. Подбор слов с заданным положением звука.

2

35-36

Звуки Н, Нь. Буква Н. Дифференциация звуков М-Н, Мь-Нь. Подбор слов к схемам.

2

37-38

Звуки Г, Гь. Буква Г. Дифференциация звуков Г-К, Гь-Кь. Звуковой синтез слов, данных в ненарушенной последовательности звуков.

2

39-40

Звуки С, Сь. Буква С.

2

41-42

Звуки З, Зь. Буква З. Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь.

2

43-44

Звук Ш. Буква Ш. Подбор слов с заданным положением звука.

2

III период

45

Звук Ж. Буква Ж. Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слова «жуки».

1

46

Дифференциация звуков Ж-Ш. Звуковой синтез слов, данных в нарушенной последовательности.

1

47

Дифференциация звуков З-С, Ж-Ш.

1

48

Звуки Л-Ль. Буква Л. Преобразование слов путем добавления и удаления звуков.

Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «лампа»

1

Рефлексия занятий

49

Звук Й. Буква Й. Дифференциация звуков И-Й.

1

 50

Звуки Р-Рь. Буква Р. Подбор слов с заданным положением звука. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «шарик».

1

 51

Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль. Преобразование слов путем замены звуков.

1

 52

Звук Щ. Буква Щ. Дифференциация звуков Щ-Сь, Щ-Ш. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «плащ».

1

 53

Звук Ц. Буква Ц. Дифференциация звуков Ц-Ть, Ц-Сь.

1

54

Звук Ч. Буква Ч. Дифференциация звуков Ч-Ть, Ч-Ш.

1

55

Дифференциация звуков Ч-Щ-Ц.

1

56

Закрепление пройденного материала

1

Контрольный этап

Контрольный срез

Сравнительный анализ показателей первичной и контрольной диагностики.

«УТВЕРЖДАЮ»

МБОУ средняя школа №3

структурное подразделение

детский сад «Березка»

________________________ Володина Т.Р.  

«_____»______________________2012год

Библиография:

1. Лиманская О.Н.

Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М: ТЦ Сфера, 2009. — 176 с. — (логопед в ДОУ).

2.Мазанова Б.В.  

  Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового   анализа   и   синтеза.   Конспекты   занятий   для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. -128 с.

3. Садовникова И.Н.

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Издательство: Владос, 1997.

4. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа, 1999. - 64 с. - (Опыт работы практического педагога).

5. Волкова Г.А.

Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.

6. Морозова И.А., Пушкарева М.А.

Развитие речевого восприятия.

7. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко

Игротека речевых игр. Выпуск № 8. Согласные звонкие и глухие.

8. Пожиленко Е.А.

Волшебный мир звуков. Пособие для логопедов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2003

9. Ткаченко Т.А.

Развитие фонематического восприятия.

10. Безруких М.М, Логинова Е.С., Флусова Н.В.

От буквы к слову, от слова к предложению.

11. Ткаченко Т.А.

Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

12. Ткаченко Т.А.

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

13. Лопухина И.С.

Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 384с.

14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Логопедическая работа с детьми IV уровня» М.: Просвещение 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

ПРОГРАММА коррекции познавательных процессову детей 3-5 лет«ШАГ ЗА ШАГОМ».«Формирование мышления».«Развитие зрительного восприятия и внимания».В основе программы:«Программа дошкольных образовательных ...

Метод проектов как средство логопедической коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ФФНР

Современные исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, атакже практический опыт логопедической работы, обучение детей с фонетико-фонематическим недо-развитием речи и правильно ...

Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....