Программа коррекции фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fonematicheskim_protsessam.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Коррекция фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР» Составитель: учитель-логопед Данилкина А. В.
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.
Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Обучение грамоте осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения им ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно – появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов, что выражается в:
- затруднениях при анализе звукового состава речи;
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений
Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:
- замены согласных букв («зелезо» — железо, «лека» —река и т. д.);
- пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);
- перестановка букв и слогов («кошолапгка» — шоколадка, «петерь» — теперь, «логова» — голова, «моколо» — молоко и т. д.);
- замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и (сел — «сил»), о — у (пол — «пул»);
- вставка лишних букв («пошала» — пошла).
У детей с фонематическими нарушениями отмечается затруднение во всех формах фонематического анализа, как при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: снижение количества детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения.
ЗАДАЧИ:
- Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным).
- Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
АДРЕСАТ: дети подготовительной группы с ОНР.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Курс коррекционного обучения рассчитан на восемь месяцев. В его основе лежит развитие познавательной деятельности и активного наблюдения за языковыми средствами. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения. Одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.
К концу обучения дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные и безударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез;
- графически обозначать звуки, слоги и слова.
Материально-техническое оснащение
- Помещение, оборудованное для проведения занятий (столы, стулья, доска).
- Орг. техника: компьютер, ксерокс.
- Стимульный и раздаточный материал.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Коррекция фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР».
Цель: снижение количества детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения.
Категория обучающихся: дети подготовительной группы с ОНР.
Срок обучения: 1 учебный год.
Режим практических занятий:
1 период 2 занятия в неделю (20 занятий)
2 период 2 занятия в неделю (24 занятия)
3 период 1 занятие в неделю (10 занятий)
№ п/п | Этапы занятий | Форма проведения | Форма контроля |
1. | Диагностический этап | Первичная индивидуальная диагностика. | Фиксация уровня развития фонематических процессов. Анализ полученных результатов. |
2. | Коррекционно-развивающий этап | Занятия с детьми (54 часа). | Рефлексия занятий. |
3. | Обобщающий этап | Контрольная индивидуальная диагностика. | Сравнительный анализ показателей первичной и контрольной диагностики. |
Результаты контрольной диагностики позволяют судить о степени эффективности проведенной работы, адекватности применяемых методов и приемов. Объективность полученной информации достигается за счет применения единой системы оценок.
Критерии эффективности:
Снижение доли детей с нарушениями фонематических процессов.
Положительная обратная связь от участников образовательного процесса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы
Цель: снижение количества детей, имеющих нарушения фонематических прессов.
Категория обучающихся: дети подготовительной группы с ОНР.
Срок обучения: 1 учебный год
Режим практических занятий: 30 минут
1 период 2 занятия в неделю (20 занятий)
2 период 2 занятия в неделю (24 занятия)
3 период 1 занятие в неделю (10 занятий)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Форма контроля |
Диагностический этап | |||
Первичная индивидуальная диагностика. | Фиксация уровня развития фонематических процессов. Анализ полученных результатов. | ||
Практический этап | |||
| I период | ||
1-2 | Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков. Усвоение доступных ритмических моделей. | 2 | Рефлексия занятий |
3-4 | Звук и буква У. Выделение начального гласного звука, стоящего под ударением, в словах (утка, улица), определение наличия или отсутствия звука в словах, определение места звука в словах . | 2 | |
5-6 | Звук и буква А. Выделение начального ударного гласного звука (Аня, аист), определение места звука в словах. | 2 | |
7-8 | Звуки А, У. Анализ и синтез слогов ау-уа. | 2 | |
9-10 | Звук и буква О. Выделение начального гласного звука, стоящего под ударением. | 2 | |
11-12 | Звук и буква И. Выделение начального гласного звука, стоящего под ударением. | 2 | |
13-14 | Гласные А, О, У, И. Анализ звукового ряда, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков. | 2 | |
15-16 | Гласные-согласные звуки. Звуки М, Мь. Буква М. Твердые и мягкие согласные звуки. Анализ и синтез обратных слогов. | 2 | Рефлексия занятий |
17-18 | Звуки П, ПЬ. Буква П. Звонкие и глухие согласные звуки. Определение позиции звуков в словах (в начале, середине, конце). | 2 | |
19-20 | Звуки Т, Ть. Буква Т. Определение позиции звуков в словах (в начале, середине, конце). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. | 2 | |
II период | |||
21-22 | Звуки Д, Дь. Буква Д. Дифференциация звуков т-д, ть-дь. Преобразование слов путем замены одного звука. | 2 | Рефлексия занятий |
23-24 | Звуки К, Кь. Буква К. Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов «кот», «кит». | 2 | |
25-26 | Звуки Х, Хь. Буква Х. Дифференциация звуков К-Х, Кь-Хь. Преобразование слов путем замены звуков. | 2 | |
27-28 | Звуки и буквы Э, Ы. Дифференциация звуков И-Ы. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «киты». | 2 | |
29-30 | Звуки Б, Бь. Буква Б. дифференциация звуков Б-П, Бь-Пь. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «боты». | 2 | |
31-32 | Звуки В, Вь. Буква В. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «вата». | 2 | |
33-34 | Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Дифференциация звуков В-Ф, Вь-Фь. Подбор слов с заданным положением звука. | 2 | |
35-36 | Звуки Н, Нь. Буква Н. Дифференциация звуков М-Н, Мь-Нь. Подбор слов к схемам. | 2 | |
37-38 | Звуки Г, Гь. Буква Г. Дифференциация звуков Г-К, Гь-Кь. Звуковой синтез слов, данных в ненарушенной последовательности звуков. | 2 | |
39-40 | Звуки С, Сь. Буква С. | 2 | |
41-42 | Звуки З, Зь. Буква З. Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь. | 2 | |
43-44 | Звук Ш. Буква Ш. Подбор слов с заданным положением звука. | 2 | |
III период | |||
45 | Звук Ж. Буква Ж. Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слова «жуки». | 1 | |
46 | Дифференциация звуков Ж-Ш. Звуковой синтез слов, данных в нарушенной последовательности. | 1 | |
47 | Дифференциация звуков З-С, Ж-Ш. | 1 | |
48 | Звуки Л-Ль. Буква Л. Преобразование слов путем добавления и удаления звуков. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «лампа» | 1 | Рефлексия занятий |
49 | Звук Й. Буква Й. Дифференциация звуков И-Й. | 1 | |
50 | Звуки Р-Рь. Буква Р. Подбор слов с заданным положением звука. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «шарик». | 1 | |
51 | Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль. Преобразование слов путем замены звуков. | 1 | |
52 | Звук Щ. Буква Щ. Дифференциация звуков Щ-Сь, Щ-Ш. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова «плащ». | 1 | |
53 | Звук Ц. Буква Ц. Дифференциация звуков Ц-Ть, Ц-Сь. | 1 | |
54 | Звук Ч. Буква Ч. Дифференциация звуков Ч-Ть, Ч-Ш. | 1 | |
55 | Дифференциация звуков Ч-Щ-Ц. | 1 | |
56 | Закрепление пройденного материала | 1 | |
Контрольный этап | |||
Контрольный срез | Сравнительный анализ показателей первичной и контрольной диагностики. |
«УТВЕРЖДАЮ» МБОУ средняя школа №3 структурное подразделение детский сад «Березка» ________________________ Володина Т.Р. «_____»______________________2012год |
Библиография:
1. Лиманская О.Н.
Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М: ТЦ Сфера, 2009. — 176 с. — (логопед в ДОУ).
2.Мазанова Б.В.
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. -128 с.
3. Садовникова И.Н.
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Издательство: Владос, 1997.
4. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа, 1999. - 64 с. - (Опыт работы практического педагога).
5. Волкова Г.А.
Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
6. Морозова И.А., Пушкарева М.А.
Развитие речевого восприятия.
7. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко
Игротека речевых игр. Выпуск № 8. Согласные звонкие и глухие.
8. Пожиленко Е.А.
Волшебный мир звуков. Пособие для логопедов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2003
9. Ткаченко Т.А.
Развитие фонематического восприятия.
10. Безруких М.М, Логинова Е.С., Флусова Н.В.
От буквы к слову, от слова к предложению.
11. Ткаченко Т.А.
Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
12. Ткаченко Т.А.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
13. Лопухина И.С.
Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 384с.
14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Логопедическая работа с детьми IV уровня» М.: Просвещение 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...
Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
Данные авторские разработки помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
ПРОГРАММА коррекции познавательных процессову детей 3-5 лет«ШАГ ЗА ШАГОМ».«Формирование мышления».«Развитие зрительного восприятия и внимания».В основе программы:«Программа дошкольных образовательных ...
Метод проектов как средство логопедической коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ФФНР
Современные исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, атакже практический опыт логопедической работы, обучение детей с фонетико-фонематическим недо-развитием речи и правильно ...
Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....