Материалы методических объединений
проект (средняя группа) по теме

Баринкова  Светлана Александровна

  Проект

 «Что  нам  Осень  принесла»

(краткосрочный)

Тип: практико - ориентированный

 

 

 Проблема:

1.       Дети  плохо  знакомы  с  овощами  и  фруктами, их  жизненными  проявлениями (рост, уход).

 

Цель проекта:

 Развитие познавательных и творческих способностей  детей  в  процессе   

 экологического  воспитания.

 

Задачи:

1.       Формирование знаний об  овощах  и  фруктах (питание, рост, развитие);

2.      Формирование представлений о тесной  взаимосвязи  человека  и  природы;

3.      Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;

4.      Воспитывать  бережного отношения детей к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc73 КБ
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Воспитатель

 семейного коллектива «Мы»

Баринкова Светлана Александровна

Цели: 1. Познакомить учащихся с этим относительно новым в нашей

               стране праздником, дать представление о событиях начала XVII

                века.

           2. Развивать связную, правильную речь учащихся.

           3. Воспитывать в детях готовность к защите Родины, патриотизм

               и гордость за нашу Родину.

Оборудование:  - иллюстрация Московского Кремля XVI – XVII веков;                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                        -  фотография памятника К.Минину и Д.Пожарскому на

                               Красной площади, портреты героев;

                            -  репродукция картины К. Маяковского «Минин на          

                               Нижегородской площади»;

                            -  фотографии оружия;

                            - фотография сабель Д.Пожарского и К.Минина  (из

                              собрания Музеев Московского Кремля);

                            - портреты Д.Пожарского и К.Минина;

                            - карточки со словами, текстом.        

                         

                                   

       Ход занятия. 

- Начинаем занятие, посвящённое Дню народного единства, который мы проведём в форме устного журнала.

Страница первая. Вступление.

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались песни, стихи…

Ученик: Под большим шатром               Подымает грудь

              Голубых небес                             Море синее,

              Вижу – даль степей                     И горами лёд                

              Зеленеется.                                   Ходит по морю;

              И на гранях их,                            И пожар небес

              Выше тёмных туч,                       Ярким заревом

              Цепи гор стоят                             Освещает мглу

              Великанами.                                 Непроглядную…

              По степям в моря                         Это ты,  моя

              Реки катятся,                                Русь державная,

              И лежат в пути                             Моя родина

              Во все стороны.                           Православная!

              Посмотрю на юг –                       Широко ты, Русь,

              Нивы зрелые,                               По лицу земли

              Что камыш густой,                      В красе царственной

              Тихо движутся;                            Развернулася!

              Мурава лугов                               Уж и есть за что,

              Ковром стелется,                          Русь могучая,

              Виноград в садах                          Полюбить тебя,

              Наливается.                                   Назвать матерью,

              Гляну к северу –                           Стать за честь твою

              Там, в глуши пустынь,                 Против недруга,

              Снег, что белый пух,                    За тебя в нужде

              Быстро кружится;                         Сложить голову!

                                             (И.Никитин «Русь», отрывок)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Какие пословицы о Родине вы знаете?

- Родина и единство. Расскажите, как вы понимаете это словосочетание?

- Так что же это за праздник – День народного единства?

- Единство. Единение народов. Вот в чём сила России. А всегда ли народ России жил в единстве? К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, междоусобицы. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись, не только цари и правители, но даже формы правления.

Страница вторая. Знаете ли вы?

- Перенесёмся на четыреста лет назад, в Россию начала XVII века (учитель показывает иллюстрацию Московского Кремля XVI – XVII веков).

- Кого видите на картине? (людей, которые населяли в то время Россию)

- А из кого состояло население России? (Работа в группах. Посовещавшись,   каждая группа даёт свои варианты ответа на вопрос. Учитель записывает на доске все варианты ответов. Например, князья, бояре, купцы, представители духовенства, мещане, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воевода, рабовладельцы … Учитель просит  учащихся найти лишнее слово,  обосновать свой ответ. Рабовладельцы жили раньше,  при  рабовладельческом строе.)

Страница третья. Театральная.

- А сейчас посмотрите сценку и скажите, какая опасность угрожала России  

в начале XVII века?

Перед лампадой пишет летопись старик – летописец. Около него – мальчик – ученик.

Мальчик (в сторону).

                       Старик, кудесник милый мой, пред лампадой

                       Не смыкая очей, всё летопись свою ведёт.

                       Ни на челе высоком, ни во взорах

                       Нельзя прочесть его сокрытых дум.    

Летописец отрывается от письма, задумывается.

Мальчик (летописцу).

                                 О чём, отец, ты летопись ведёшь?

                                 Кому правдивые твои сказанья?

Летописец.

                         Пусть ведают потомки православных

                         Земли родной минувшую судьбу,

                         Своих мужей великих поминают

                         За их геройство, славу и добро.      

(Задумчиво).

                         Безмолвно как, спокойно всё  кругом …

                         Однако предчувствую небесный гром и горе.

Мальчик.

                                    Изволишь тяжко ты вздыхать.

                                     Об чём печалишься, отец?                      

Летописец.

                              Среди мирских деяний, мыслю я,

                              Грядут лихие времена,

                              Россию ждёт година испытаний.

Мальчик. Позволь с тобой не согласиться, отец честной. России слава далеко гремит. Смотри-ка, гудит за кремлёвской стеной – крепостью московский торг. Сколько здесь ремесленников, товаров, московских и иноземных купцов …

Летописец. Но не ведают они, что на юго-западе государства Российского уже бесчинствуют польские захватчики. Один за другим отторгают они от России всё новые и новые земли. В Московском Кремле хозяйничает польский гарнизон, и окопались остатки Семибоярщины. В великой разрухе,

 хаосе и анархии русская земля. Управление государством нарушено. Россия на грани катастрофы. (Скорбно).  Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение народа…

Мальчик.                                                                                                                                                                                                                                                          Кто ж так прогневал небеса?  

Ужель падёт Россия?

Летописец.

                             Погодь, однако,

                             На старости я сызнова живу.

                             Минувшее проходит предо мною…

                             В дни крамол, смут из пепла, из обломков

                             Россия встанет. Близок день.

                             Спасителей любовно восхвалят,

                             Проливших кровь за счастие народа.

                             И, будучи горды героями, их подвиги

                             Навечно в памяти потомки сохранят.

                    (Отрывок из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»).

- Скажите, какая опасность угрожала России в начале XVII века? Почему?

- О трагическом времени, пережитом Россией в начале XVII века, расскажут корреспонденты пресс – центра.

Страница четвёртая. Пресс – центр.

Сообщение корреспондентов. (Ученикам заранее даётся задание – подготовить сообщение о Смутном времени.)

Корреспонденты (по очереди). Начало Смутному времени было положено катастрофическим голодом 1601 – 1603 годов. Резкое ухудшение положения всех слоёв населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю, а также к появлению самозванцев. В результате династического кризиса после смерти Бориса Годунова (1605)  и убийства его сына Фёдора Борисовича трон занял Лжедмитрий I (1605 – 1606). Свергнувший самозванца Дмитрия Василий Шуйский сумел подавить восстание Болотникова (1606 – 1607). Однако в 1608 году Москва была осаждена отрядами Лжедмитрия  II, для борьбы с которым Швеция предоставила наёмное войско в обмен на территориальные уступки: города Ям, Копорье и Корела с уездами. Осада Троице – Сергиева монастыря и Москвы была снята, однако в сентябре 1609 года войско Речи Посполитой осадило Смоленск. А летом 1610 года шведские войска подступили к Новгороду и Пскову. Ряд поражений русских войск привёл к свержению Василия Шуйского. Власть перешла к Семибоярщине, по инициативе которой на русский трон был избран польский королевич Владислав, а в октябре того же года Москву занял польский гарнизон.

 В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

 Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения 1611 года, начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды  Второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон. Земское правительство ополчения начало подготовку к Земскому собору, который в 1613 году избрал царём Михаила Фёдоровича Романова. Попытки короля Сигизмунда III  и королевича Владислава захватить Москву в 1612 и 1617 годах были отражены. К началу 1620-х годов кризис был преодолён.

Учитель показывает фотографию памятника Д. Пожарскому и К. Минину на Красной площади.

- Этот памятник установлен в самом центре России, в Москве, на Красной площади. На постаменте его начертаны слова: « Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818». Сделайте предположение, за что же Россия благодарна им?

- Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами. Ваше представление об этих людях будет более полным после прослушивания отрывка.  

Страница пятая. Театральная.

Подготовленная группа детей читает заранее отработанный фрагмент по ролям. В нём использованы отрывки пьесы А.Н.Островского « Козьма Захарьич Минин, Сухорук».

От автора. Действие происходит подле собора на Нижегородской площади. Народ выходит.

Голоса:

- Эко рыдание во всём соборе!

- Да и было отчего.

- Москва гибнет! Гибнет всё наше государство! Гибнет вера православная!

- Мы за веру православную должны до смерти стоять!

- А кто же прочь? Да хоть сейчас умирать!

- Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж! Разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!

Минин. И ащё, братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало: жён, детей заложим!

Голоса:

- Заложим жён!

- Детей своих заложим!

Минин. Что мешкать даром, время нас не ждёт! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братия, честного мужа, которому то дело за обычай, вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Голоса:

- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский!

- Князь Пожарский!

- Другого нам не надо!

Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами. Глас народа – глас Божий. Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи благослови начало! – свои, коплёные и трудовые, всё, до единого рубля, кладу.

Голоса:

- Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

- Что деньги? Деньги – дело наживное!

- Всё отдадим! Теперь не до нарядов!

- Вот наши деньги из квасного ряду!

- Из рукавичного!

- От Ярославцев!

- Костромичи собрали – принимайте!

Стрельцы Колзакова Баима сотни!

Минин. Ия смотрю; душа во мне растёт. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко время, когда, вооружась и окрылатев, как непокорные орлы, помчимся и грянем на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет, бесом вооружаем; не страшен нам злохитрый ков его!

-Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.

- Каким вам представился Кузьма Минин?

- Какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин?

- Как называет Минина народ? О чём это говорит?

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Докажите. Кого избрали воеводой для командования ополчением?

- Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, умеющий повести за собой людей.)  

Страница шестая. Пресс – центр.

- Каким, по вашему мнению, воином будет Кузьма?

- А теперь прочитайте текст и проверьте свою точку зрения.(текст напечатан на карточках. Ученики читают его про себя).

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой « Умрём за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. В этом крике соединились все сердца, все души, все желания русских людей. Однако исход битвы оставался неясным. Но тут Минин отобрал триста отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядком. И славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.

- Так каким воином был Кузьма?

Страница седьмая. Оружие XVII века.

Работа в группах.

  1. Каким оружием пользовались ополченцы в  XVII веке? Подчеркните правильные ответы. Ружьё, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, булава, палица, винтовка.
  2. Найдите лишнее оружие. Каким ополченцы не могли пользоваться и почему?

- Рассмотрите на фотографии две сабли и определите, какая сабля могла принадлежать Минину, а какая – Пожарскому. Обоснуйте ответ.

Страница восьмая. Фотосессия.

Заранее подготовленные ученики демонстрируют портреты К.Минина и Д.Пожарского. Делают небольшие сообщения.

Вот герои – избавители России. Выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены к одной цели – освобождению Родины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил выйти из Кремля и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских захватчиков. Навсегда сохранится память об обороне Смоленска и Троице – Сергиева монастыря,  о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков. Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В ту пору Смутного времени проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью.

Страница девятая. Заключение.

- В память дня освобождения Москвы  от польских захватчиков мы отмечаем праздник – День народного единства – не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена смуты: современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса. Но ничего, выстояли, потому что «велика Россия, но сила её в единстве». И сейчас новая угроза человечеству – терроризм. Вспомните страшную трагедию в Беслане, где погибли безвинные взрослые и дети. Цель террористов – запугать народ, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но народ и в наши времена горячо любит свою Родину и готов постоять за неё. Помните и вы: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, уметь забывать обиды.

 В заключение давайте крепко возьмёмся за руки и дружно все вместе произнесём речёвку:  

                                     Главное – вместе!

                                     Главное – дружно!

                                     Главное – с сердцем, горящим в груди!

                                     Нам равнодушных в жизни не нужно!

                                     Злобу, обиду из школы гони!  

Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

        

   



Предварительный просмотр:

Подготовила: Воспитатель

 семейного коллектива «Мы»

Баринкова Светлана Александровна

Цели: 1. Познакомить учащихся с этим относительно новым в нашей

               стране праздником, дать представление о событиях начала XVII

                века.

           2. Развивать связную, правильную речь учащихся.

           3. Воспитывать в детях готовность к защите Родины, патриотизм

               и гордость за нашу Родину.

Оборудование:  - иллюстрация Московского Кремля XVI – XVII веков;                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                        -  фотография памятника К.Минину и Д.Пожарскому на

                               Красной площади, портреты героев;

                            -  репродукция картины К. Маяковского «Минин на          

                               Нижегородской площади»;

                            -  фотографии оружия;

                            - фотография сабель Д.Пожарского и К.Минина  (из

                              собрания Музеев Московского Кремля);

                            - портреты Д.Пожарского и К.Минина;

                            - карточки со словами, текстом.        

                         

                                   

       Ход занятия. 

- Начинаем занятие, посвящённое Дню народного единства, который мы проведём в форме устного журнала.

Страница первая. Вступление.

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались песни, стихи…

Ученик: Под большим шатром               Подымает грудь

              Голубых небес                             Море синее,

              Вижу – даль степей                     И горами лёд                

              Зеленеется.                                   Ходит по морю;

              И на гранях их,                            И пожар небес

              Выше тёмных туч,                       Ярким заревом

              Цепи гор стоят                             Освещает мглу

              Великанами.                                 Непроглядную…

              По степям в моря                         Это ты,  моя

              Реки катятся,                                Русь державная,

              И лежат в пути                             Моя родина

              Во все стороны.                           Православная!

              Посмотрю на юг –                       Широко ты, Русь,

              Нивы зрелые,                               По лицу земли

              Что камыш густой,                      В красе царственной

              Тихо движутся;                            Развернулася!

              Мурава лугов                               Уж и есть за что,

              Ковром стелется,                          Русь могучая,

              Виноград в садах                          Полюбить тебя,

              Наливается.                                   Назвать матерью,

              Гляну к северу –                           Стать за честь твою

              Там, в глуши пустынь,                 Против недруга,

              Снег, что белый пух,                    За тебя в нужде

              Быстро кружится;                         Сложить голову!

                                             (И.Никитин «Русь», отрывок)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Какие пословицы о Родине вы знаете?

- Родина и единство. Расскажите, как вы понимаете это словосочетание?

- Так что же это за праздник – День народного единства?

- Единство. Единение народов. Вот в чём сила России. А всегда ли народ России жил в единстве? К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, междоусобицы. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись, не только цари и правители, но даже формы правления.

Страница вторая. Знаете ли вы?

- Перенесёмся на четыреста лет назад, в Россию начала XVII века (учитель показывает иллюстрацию Московского Кремля XVI – XVII веков).

- Кого видите на картине? (людей, которые населяли в то время Россию)

- А из кого состояло население России? (Работа в группах. Посовещавшись,   каждая группа даёт свои варианты ответа на вопрос. Учитель записывает на доске все варианты ответов. Например, князья, бояре, купцы, представители духовенства, мещане, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воевода, рабовладельцы … Учитель просит  учащихся найти лишнее слово,  обосновать свой ответ. Рабовладельцы жили раньше,  при  рабовладельческом строе.)

Страница третья. Театральная.

- А сейчас посмотрите сценку и скажите, какая опасность угрожала России  

в начале XVII века?

Перед лампадой пишет летопись старик – летописец. Около него – мальчик – ученик.

Мальчик (в сторону).

                       Старик, кудесник милый мой, пред лампадой

                       Не смыкая очей, всё летопись свою ведёт.

                       Ни на челе высоком, ни во взорах

                       Нельзя прочесть его сокрытых дум.    

Летописец отрывается от письма, задумывается.

Мальчик (летописцу).

                                 О чём, отец, ты летопись ведёшь?

                                 Кому правдивые твои сказанья?

Летописец.

                         Пусть ведают потомки православных

                         Земли родной минувшую судьбу,

                         Своих мужей великих поминают

                         За их геройство, славу и добро.      

(Задумчиво).

                         Безмолвно как, спокойно всё  кругом …

                         Однако предчувствую небесный гром и горе.

Мальчик.

                                    Изволишь тяжко ты вздыхать.

                                     Об чём печалишься, отец?                      

Летописец.

                              Среди мирских деяний, мыслю я,

                              Грядут лихие времена,

                              Россию ждёт година испытаний.

Мальчик. Позволь с тобой не согласиться, отец честной. России слава далеко гремит. Смотри-ка, гудит за кремлёвской стеной – крепостью московский торг. Сколько здесь ремесленников, товаров, московских и иноземных купцов …

Летописец. Но не ведают они, что на юго-западе государства Российского уже бесчинствуют польские захватчики. Один за другим отторгают они от России всё новые и новые земли. В Московском Кремле хозяйничает польский гарнизон, и окопались остатки Семибоярщины. В великой разрухе,

 хаосе и анархии русская земля. Управление государством нарушено. Россия на грани катастрофы. (Скорбно).  Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение народа…

Мальчик.                                                                                                                                                                                                                                                          Кто ж так прогневал небеса?  

Ужель падёт Россия?

Летописец.

                             Погодь, однако,

                             На старости я сызнова живу.

                             Минувшее проходит предо мною…

                             В дни крамол, смут из пепла, из обломков

                             Россия встанет. Близок день.

                             Спасителей любовно восхвалят,

                             Проливших кровь за счастие народа.

                             И, будучи горды героями, их подвиги

                             Навечно в памяти потомки сохранят.

                    (Отрывок из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»).

- Скажите, какая опасность угрожала России в начале XVII века? Почему?

- О трагическом времени, пережитом Россией в начале XVII века, расскажут корреспонденты пресс – центра.

Страница четвёртая. Пресс – центр.

Сообщение корреспондентов. (Ученикам заранее даётся задание – подготовить сообщение о Смутном времени.)

Корреспонденты (по очереди). Начало Смутному времени было положено катастрофическим голодом 1601 – 1603 годов. Резкое ухудшение положения всех слоёв населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю, а также к появлению самозванцев. В результате династического кризиса после смерти Бориса Годунова (1605)  и убийства его сына Фёдора Борисовича трон занял Лжедмитрий I (1605 – 1606). Свергнувший самозванца Дмитрия Василий Шуйский сумел подавить восстание Болотникова (1606 – 1607). Однако в 1608 году Москва была осаждена отрядами Лжедмитрия  II, для борьбы с которым Швеция предоставила наёмное войско в обмен на территориальные уступки: города Ям, Копорье и Корела с уездами. Осада Троице – Сергиева монастыря и Москвы была снята, однако в сентябре 1609 года войско Речи Посполитой осадило Смоленск. А летом 1610 года шведские войска подступили к Новгороду и Пскову. Ряд поражений русских войск привёл к свержению Василия Шуйского. Власть перешла к Семибоярщине, по инициативе которой на русский трон был избран польский королевич Владислав, а в октябре того же года Москву занял польский гарнизон.

 В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

 Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения 1611 года, начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды  Второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон. Земское правительство ополчения начало подготовку к Земскому собору, который в 1613 году избрал царём Михаила Фёдоровича Романова. Попытки короля Сигизмунда III  и королевича Владислава захватить Москву в 1612 и 1617 годах были отражены. К началу 1620-х годов кризис был преодолён.

Учитель показывает фотографию памятника Д. Пожарскому и К. Минину на Красной площади.

- Этот памятник установлен в самом центре России, в Москве, на Красной площади. На постаменте его начертаны слова: « Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818». Сделайте предположение, за что же Россия благодарна им?

- Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами. Ваше представление об этих людях будет более полным после прослушивания отрывка.  

Страница пятая. Театральная.

Подготовленная группа детей читает заранее отработанный фрагмент по ролям. В нём использованы отрывки пьесы А.Н.Островского « Козьма Захарьич Минин, Сухорук».

От автора. Действие происходит подле собора на Нижегородской площади. Народ выходит.

Голоса:

- Эко рыдание во всём соборе!

- Да и было отчего.

- Москва гибнет! Гибнет всё наше государство! Гибнет вера православная!

- Мы за веру православную должны до смерти стоять!

- А кто же прочь? Да хоть сейчас умирать!

- Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж! Разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!

Минин. И ащё, братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало: жён, детей заложим!

Голоса:

- Заложим жён!

- Детей своих заложим!

Минин. Что мешкать даром, время нас не ждёт! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братия, честного мужа, которому то дело за обычай, вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Голоса:

- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский!

- Князь Пожарский!

- Другого нам не надо!

Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами. Глас народа – глас Божий. Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи благослови начало! – свои, коплёные и трудовые, всё, до единого рубля, кладу.

Голоса:

- Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

- Что деньги? Деньги – дело наживное!

- Всё отдадим! Теперь не до нарядов!

- Вот наши деньги из квасного ряду!

- Из рукавичного!

- От Ярославцев!

- Костромичи собрали – принимайте!

Стрельцы Колзакова Баима сотни!

Минин. Ия смотрю; душа во мне растёт. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко время, когда, вооружась и окрылатев, как непокорные орлы, помчимся и грянем на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет, бесом вооружаем; не страшен нам злохитрый ков его!

-Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.

- Каким вам представился Кузьма Минин?

- Какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин?

- Как называет Минина народ? О чём это говорит?

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Докажите. Кого избрали воеводой для командования ополчением?

- Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, умеющий повести за собой людей.)  

Страница шестая. Пресс – центр.

- Каким, по вашему мнению, воином будет Кузьма?

- А теперь прочитайте текст и проверьте свою точку зрения.(текст напечатан на карточках. Ученики читают его про себя).

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой « Умрём за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. В этом крике соединились все сердца, все души, все желания русских людей. Однако исход битвы оставался неясным. Но тут Минин отобрал триста отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядком. И славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.

- Так каким воином был Кузьма?

Страница седьмая. Оружие XVII века.

Работа в группах.

  1. Каким оружием пользовались ополченцы в  XVII веке? Подчеркните правильные ответы. Ружьё, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, булава, палица, винтовка.
  2. Найдите лишнее оружие. Каким ополченцы не могли пользоваться и почему?

- Рассмотрите на фотографии две сабли и определите, какая сабля могла принадлежать Минину, а какая – Пожарскому. Обоснуйте ответ.

Страница восьмая. Фотосессия.

Заранее подготовленные ученики демонстрируют портреты К.Минина и Д.Пожарского. Делают небольшие сообщения.

Вот герои – избавители России. Выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены к одной цели – освобождению Родины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил выйти из Кремля и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских захватчиков. Навсегда сохранится память об обороне Смоленска и Троице – Сергиева монастыря,  о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков. Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В ту пору Смутного времени проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью.

Страница девятая. Заключение.

- В память дня освобождения Москвы  от польских захватчиков мы отмечаем праздник – День народного единства – не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена смуты: современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса. Но ничего, выстояли, потому что «велика Россия, но сила её в единстве». И сейчас новая угроза человечеству – терроризм. Вспомните страшную трагедию в Беслане, где погибли безвинные взрослые и дети. Цель террористов – запугать народ, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но народ и в наши времена горячо любит свою Родину и готов постоять за неё. Помните и вы: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, уметь забывать обиды.

 В заключение давайте крепко возьмёмся за руки и дружно все вместе произнесём речёвку:  

                                     Главное – вместе!

                                     Главное – дружно!

                                     Главное – с сердцем, горящим в груди!

                                     Нам равнодушных в жизни не нужно!

                                     Злобу, обиду из школы гони!  

Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы методического объединения Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС дошкольного образования

Требования  ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ...

Выступление по теме: "Звук и изображение" из материалов методического объединения музыкальных руководителей

Эстетическое воспитание - одна из ведущих сторон гармоничного развития личности. В нашем детском саду эта задача является ведущей.Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования призн...

Материалы методических объединений

Интегрированный игровой сеанс "Идём в замок желаний"....

Материалы методического объединения "Технология исследовательской деятельности"

Материалы содержат конспект НОД  по экспериментированию, конспект мастер-класса для педагогов и буклет для участников МО....

Материалы методических объединений.

Профессиональная компетентность педагога.Профессиональная компетенция педагога - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач....

Материалы методических объединений.

Консультация"Профессиональная компотентность педагога".Профессиональная компетенция воспитателя - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при реше...