Материалы методических объединений.
консультация
Профессиональная компетентность педагога.
Профессиональная компетенция педагога - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_professionalnayakompotentnost_pedagoga.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная
компетентность педагога»
Э.И.Иргит
воспитатель высшей категории.
Уважаемые педагоги, сегодня мы с Вами рассмотрим вопрос о профессиональной компетентности педагога. Хочется начать с высказывания Антона Семёновича Макаренко «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагогом.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию навыков самоанализа профессиональной деятельности.
Задачи:
- рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
- определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагогов.
1. Рассмотрение основных теоретических понятий профессиональной компетентности педагога.
Попытаемся определить значение слов компетенция и компетентность:
компетенция (лат. competentia – принадлежность по праву) – круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
компетентность (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
- Как вы думаете, какой термин нам ближе?
- Какой рисунок нам ближе?
(№2, компетентность, так как педагог – это не просто человек, имеющий определенный запас знаний, умений, опыта, но еще и творческая личность).
Попытаемся определить понятие профессиональная компетентность педагога.
Поведение педагога + навыки общения с коллегами, родителями и воспитанниками, обеспечивающие качественное выполнение своей профессиональной деятельности;
То есть основной и важной составляющей успешного и качественного выполнения профессиональной деятельности является то, как педагог выглядит, как себя ведет по отношениям к окружающими, как построена речь, как грамотно общается с коллегами, родителями и воспитанниками.
Компетентность педагога
Профессиональные качества: знания, умения, навыки, опыт личностные качества: самостоятельность, инициативность, ответственность, креативность.
Профессиональная компетентность — это единство педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
- Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
- Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно-методической;
- социально-педагогической.
- Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
- Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
- Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
В модели (образе) педагога можно выделить четыре компетенции:
- социальную;
- специальную;
- индивидуальную;
- способность планировать свою деятельность без напряжения.
Итог: Воспитатель должен честно и чисто общаться с детьми, чтобы ребенку было комфортно в группе, радостно. Качество справедливости важно в глазах ребенка. Говорить этично, один на один. Родители должны знать о своем ребенке из уст воспитателя. Говорить нужно только об успехах ребенка, тогда родители будут вашими соратниками и помощниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы методического объединения Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС дошкольного образования
Требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ...
Материалы методических объединений
Проект «Что нам Осень принесла»(краткосрочный)Тип: практико - ориентированный Проблема:1. Дети плохо...
Выступление по теме: "Звук и изображение" из материалов методического объединения музыкальных руководителей
Эстетическое воспитание - одна из ведущих сторон гармоничного развития личности. В нашем детском саду эта задача является ведущей.Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования призн...
Материалы методических объединений
Интегрированный игровой сеанс "Идём в замок желаний"....
Материалы методического объединения "Технология исследовательской деятельности"
Материалы содержат конспект НОД по экспериментированию, конспект мастер-класса для педагогов и буклет для участников МО....
Материалы методических объединений.
Консультация"Профессиональная компотентность педагога".Профессиональная компетенция воспитателя - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при реше...