Статья "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей"
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_butova.docx | 31.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с этим документом направление - художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
Музыкальная деятельность соответствует принципам, отраженным ФГОС дошкольного образования, а именно:
- Поддержка разнообразия детства;
- Амплификация детского развития;
- Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Содействие к сотрудничеству детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий.
В возрасте 5-6 лет у большинства детей музыкально-слуховые способности развиты слабо, ритм неорганизованный. Интересно, что чаще всего дефекты произношения обнаруживаются у детей со скрытой музыкальной одаренностью: они чувствительны к музыке, музыкальным образам, более, чем у сверстники. Для работы над избавлением от дефектов целесообразно использовать комплекс упражнений, речевых игр.
Речевые игры – одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании с детьми. Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма –являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895 – 1982 гг.).
Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России. Их применение в музыкальном воспитании преследует следующие задачи, которые вы видите на экране:
Задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
- эмоциональную отзывчивость на музыку;
- слуховое внимание;
- музыкальную память;
- ладовое чувство;
- тембровый, звуковысотный и динамический слух;
- чувство ритма.
2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
3. Развивать у детей звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй.
4. Улучшать дикцию детей.
5. Укреплять голосовой аппарат.
6. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.
7. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Речевые игры проводятся в совместной образовательной деятельности взрослого и детей, на музыкальных занятиях, логоритмических занятиях, а также в подгрупповой и индивидуальной работе с воспитанниками.
Речевые игры используются с учетом общедидактических и специфических принципов - это систематичность, постепенность последовательность, повторность, комплексное решение основных задач музыкального воспитания.
Только при многократных повторениях речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, звукоподражаний – «трух-тух-тух», «рики- таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Музыкальное занятие включает в себя несколько этапов, которые проходят в игровой форме. Предлагаем возможные варианты построения занятия с использованием речевых игр с детьми дошкольного возраста:
Вариант 1. Ритмическое развитие (5-7 мин) Пение (5-7 мин) Речевое развитие (5-7 минут) | Вариант 2. Игры на внимание и развитие координации (5-7 минут) Пение (5-7 минут) Речевое развитие (5-7 мин) | Вариант 3. Речевое развитие (5-7 ми) Танец (5-7 мин) Пение (5-7 мин) |
В нашем саду есть логопедические группы. Речевые игры использую на логоритмическом занятии совместно с учителем-логопедом. Логоритмика – это методика, которая опирается на связь слова, музыки и движения. На занятиях делается упор на четкое произношение звуков и музыку, проводится постепенное усложнение и повторяемость материала.
Применение речевых игр на музыкальных и логоритмических занятиях варьируется в зависимости от темы музыкального занятия и поставленных целей. Я применяю речевые игры на каждом музыкальном занятии в течение 5 минут.
Приведу примеры использования речевых игр на разных этапах музыкального занятия.
В организационный момент мы применяем.
Игры – разминки. Они нужны, чтобы настроиться, снять напряжение, а, кроме того, организуют ритм движений, такие как: «Вверх – вниз», «Мы носками постучим», «Считалочка», «Про морковку».
Или логоритмическая игра с пением «Здравствуйте!».
На следующем этапе занятия можно использовать речевые игры с движением для развития чувства ритма, и ритмодекламацию.
Дети очень любят игры с использованием «звучащих жестов»: хлопков, шлепков по бёдрам, груди, притопов ногами, щелчков пальцами. Звучащие жесты – не только носители определённых тембров, они помогают детям освоить ритм, который осознается и запоминается только в движении. К. Орф утверждал, что звучащие жесты тембро-ритмической работы в сочетании с речью и движением не имеют аналогов по творческим возможностям. Навыки ритмического движения мы закрепляем, используя ритмизированный текст: потешки, детские стихи, скороговорки. Вызывает массу положительных эмоций игра-конкурс: из детей по желанию выбирается один член «Жюри», остальные становятся «Артистами», дети поочередно выступают перед членом «Жюри», после окончания исполнения член «Жюри» комментирует выступление – что ему понравилось, что «Артист» сделал хорошо, а что еще требует доработки. После чего член «Жюри» определяет, берет ли он «Артиста» себе в команду «Жюри», либо дает ему возможность еще раз выступить, учитывая все замечания. В результате, конечно же, все дети становятся «Жюри». Вышеприведенная форма организации работы положительно отражается на взаимоотношениях в коллективе, а также способствует развитию умения анализировать выступления, формулировать свои мысли (развитие речи).
Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Ее истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актеры не пропевали слова, а ритмично их декламировали, широко применялась композиторами в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.. Исполнение ритмодекламации развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Чтение возможно, как индивидуальное, так и хором, «цепочкой», групповым диалогом.
Мною создана картотека речевых игр на координацию движений и ритмодекламацию. В зависимости от темы занятия, цели, я выбираю то или иное упражнение: «Листочки», «Дождик», «Урожай», «Ежик», «Заяц Егорка», «Помощники» «Робот», «Кузнечики», «Буратино.
Не следует забывать в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста об упражнениях, играх на мелкую моторику и артикуляционную гимнастику.
Одним из средств речевого развития и активного восприятия музыки я считаю мелодекламацию. Это произнесение текста под музыку, причем текст должен по ритму соответствовать мелодии. В мелодекламации нет точного интонирования. Удачно подобранные, совпадающие с музыкальным произведением стихи, четверостишия, тексты помогают детям почувствовать музыкальные образы, обогащают новыми впечатлениями, укрепляет эмоциональное благополучие дошкольников. Хорошими примерами такого подхода является аудиопособие из серии «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых, «Сказочки-щекоталочки», где приведены примеры понятные и доступные детям: «Лягушонок», «Пушок», «Яблонька», «Два медведя», «Лиса и журавль», «Елочка». Причем авторами представлены три варианта: сказка с текстом, сказки без шумового оформления и музыкальные фонограммы. Эти же фонограммы можно использовать для ритмодекламации, если подобрать к музыке стихотворение про того же лягушонка, кота, елочку. В старших группах, при прослушивании музыкального произведения, использую мелодекламацию в исполнении взрослого, что помогает восприятию музыки детьми. В подготовительной к школе группе усложняем задачу, предлагая детям самим принять участие. При этом провожу предварительную работу на индивидуальных занятиях.
Использую прием мелодекламации для восприятий классических произведений, например: П.И. Чайковский «Октябрь» на стихи Т. Лавровой «Хозяйкой входит осень в летний дом»
Хозяйкой входит осень в летний дом,
И ветер гонит лето в поднебесье.
Прощается оно печальной песней,
И машет журавлиным нам крылом...
Интересны для детей игры на речевые импровизации. Подготовительный этап к участию детей старшего дошкольного возраста к речевым импровизациям – поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т. п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании.
Следующий этап речевых импровизаций – сочинение окончаний к стихотворным строкам.
1. В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
(Малым детям спать велит).
……………………………
Предлагаю педагогам поиграть, например:
2. Журавли летят, курлычат,
За собою лето кличут
Шлют последнее «Прощай!».
(Улетают в дальний край).
Целью вокально-речевых игр является развитие у детей ладового чувства, звуковысотного, динамического, тембрового слуха и чувства ритма в процессе музыкально-речевого интонирования на основе имитации (голосового звукоподражания) Их сущность заключается в восприятии звукового комплекса, который представляет собой комбинацию музыкальных или шумовых звуков, интонационно отражающих ту или иную эмоцию (удивление, важность, нежность, злость, радость, грусть и т. д.).
И в этом мне помогают речевые песенки-игралки Л.А. Олифировой, «Коза», «Лошадка», «Кукушка», «Тучка», М.Ю. Картушиной, «Ветер», «Паровоз», «Кастрюля - хитрюля» Т.С. Овчинниковой:» Петух», « Гуси». Они однимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.
Пение песен предваряет работа над дыханием. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. При этом использую такие игры-упражнения, как «Ладошки», «Погончики», «Насос» и др
Использование речевых игр на музыкальных занятиях помогает детям освоить двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег, напрягать и расслаблять мышцы, например, я использую такие речевые игры: «Шалтай-Болтай», «Ваня-простота», «Золотые ворота».
В работе, при разучивании танцевальных движений я стараюсь сопроводить их ритмическими словами. Например:
«Пружинка» помогает разучить слова:
« вниз- вверх, как пружинки, пляшут ножки – балеринки»,
Мною составлена картотека «ритмических слов на различные движения».
В конце музыкального занятия можно использовать речевые игры, которые помогают закрепить полученные навыки. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. При этом можно использовать самодельные музыкальные инструменты (это - различные «шуршунчики», «волшебные нити и барабаны» и т.д).
Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я часто использую подвижные речевые игры, предложенные в пособии М.И. Родиной, А.И. Бурениной «Кукляндия», при проведении утренников и праздничных развлечений, в индивидуальной и подгрупповой работе («Рыбки-Подружки», «Камешки и рыбки»,« Строим дом», «Мы сейчас пойдем налево»и др). Приятным сюрпризом для детей после игры «Камешки и рыбки» стало появление огромной летающей рыбы-клоуна .
Дети в повседневной жизни, на прогулке повторяют эти игры, начинают придумывать что-то свое, сочинять. Развиваются их творческие наклонности.
Каждому педагогу надо помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь»
Список литературы:
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.
ТЦ Сфера; 2007 г.
2.НищеваН.В.Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду Детство-пресс Санкт-Петербург.2014г.
3. Раевская Е.П. , Руднева С.Д.,Соболева Г.Н. « Музыкально-двигательные упражнения в детском саду, Москва; 1991г.
4. Картушина М.Ю. « Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва 2010.
5. Зайцева Л. И. «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Детство – пресс; 2013г.
6.Щербакова Н. А. « От музыки к движению» Москва; 2001г.
7. « Заклички-небылицы. Логопедический фольклор», Карапуз, Москава; 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление содержания работы по музыкальному воспитанию детей в ДОУ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во...
Презентация "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей".
На слайдах раскрывается понятие " Речевые игры" и их применение для развития музыкальных и творческих способностей детей.Более подробно этот материал дан в статье " Речевые игры- одна из ф...
Рекомендации воспитателям в организации работы по музыкальному воспитанию детей.
Об участии воспитателя в музыкальном воспитании ребенка-дошкольника....
Планирование работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль....
Консультация для специалистов ДОУ "Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой ра-боты с детьми в музыкальном воспитании".
Консультация для специалистов ДОУ с приложение музыкально - речевых игрИспользованная литература:1.Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Изд. «Учитель», Волгогра...
Творческая работа ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и...
"Речевые игры как форма творческой работы в музыкальном развитии детей"
Статья о возможностях использования речевых игр в музыкальном развитии....