Консультация для специалистов ДОУ "Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой ра-боты с детьми в музыкальном воспитании".
консультация по логопедии на тему
Консультация для специалистов ДОУ с приложение музыкально - речевых игр
Использованная литература:
1.Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г.
2.В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, ООО «Гном - Пресс»,1998 г.
3. *Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD, ООО «Детство Пресс», 2012 г. Стр. 45.
4. Юрченко Т. Волшебный мир детства.
5. Интернет ресурс.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для специалистов ДОУ
Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными речевыми нарушениями, мне как музыкальному руководителю работающему с данной категорией детей приходится искать различные новые технологии, методы и приёмы работы. Ведь дети логопаты имеют не только речевые нарушения, но и как правило они моторно расторможены, у них страдает общая и мелкая моторика, просодика, нарушено чувство ритма.
В настоящее время заметно усилился интерес к интегрированному использованию искусства не только в процессе художественного освоения и познания ребёнком окружающего мира, но и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».
Впервые идея применять речь в музыкальном воспитании появилась всередине XX века и принадлежит известному немецкому композитору ипедагогу КарлуОрфу (1865 -19820 г.г.). Затем музыкально –речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран.
В своейработе по музыкальному воспитанию детей я использую музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков.
Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма, – являются характерными и для речи.
Задачи, направленные на развитие музыкальных способностей детей логопатов:
- развитие, коррекция двигательной сферы;
- общей и мелкой моторики;
- преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других;
- снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения;
- гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого;
- воспитание умения перевоплощаться;
- развитиевыразительности и грации движений;
- умение определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- развитие физической, эмоциональной и психической активности детей;
- формирование положительных черт характера (уверенности, честности, смелости, доброты и т. п.);
- обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности;
- повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий;
- формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Основные задачи музыкально - речевых игр:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе: эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуко-высотный и динамический слух; чувство ритма;
- Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
- Развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.
- Улучшать дикцию детей.
- Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
- Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
- Укреплять голосовой аппарат.
- Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения,мимику.
Музыкально - речевые игры.
Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем, на лугу», «Чики –чики – чикалочки», «Андрей – воробей», «Ходит зайка по саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь –дон, динь – дон! Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.
Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии применяется один звук по высоте или два ( в терцию).
Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Речевые игры со звучащими жестами.
Снег.
Как на горке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег. Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
И на ёлке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под ёлкой – снег, снег. Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
А под снегом спит медведь. Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.
Тише, тише – не шуметь! Произносят шёпотом, указательный палец к губам.
Речевые игры с шумовыми и ударными музыкальными
инструментами (деревянные ложки и погремушки).
Вот пришли весёлые матрёшки. Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли.Туки –туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка. Трень – трень.
Он принёс ребятам погремушки. Трень – трень.
Погремушки зазвенели – трень –трень – трень! Трень –трень – трень!
Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!
Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!
Будет весело играть наш оркестр целый день!
Речевые игры с использованием пальчиковой гимнастики.
Жил да был один налим.
(народная потешка)
Жил да был один налим, Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.
Два ерша дружили с ним. Ладони раздвинуты; движение ладонями порознь.
Прилетали к ним три утки Руки сложены накрест, взмахи ладонями.
По четыре раза в сутки
И учили их считать: Сжимают и разжимают кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики, начиная с большого.
Пчела*
(В.Н. Нищева)
Прилетела к нам вчера Машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель шмелёк На каждое название насекомого загибают
И весёлый мотылёк, один пальчик.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и подносят их к глазам.
Пожужжали, полетали, Машут ладошками.
От усталости упали. Роняют ладони на стол или вдоль туловища.
Гавриленко Ю.А.
Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12
ст. Каневская, Каневской район
Использованная литература:
1.Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г.
2.В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, ООО «Гном - Пресс»,1998 г.
3. *Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD, ООО «Детство Пресс», 2012 г. Стр. 45.
4. Юрченко Т. Волшебный мир детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра на детских музыкальных инструментах как одна из форм развития интереса к музыкальным занятиям дошкольников
Проблемы заинтересованности детей в музыкальном развитии....
Статья "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей"
В статье говорится об актуальности использования речевых игр для развития музыкальных и творческих способностей детей, приведены примеры их применения на разных этапах музыкального занятия....
Презентация "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей".
На слайдах раскрывается понятие " Речевые игры" и их применение для развития музыкальных и творческих способностей детей.Более подробно этот материал дан в статье " Речевые игры- одна из ф...
«Музыкальные развлечения, как одна из форм летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»
Консультация предназначена для работников дошкольных учреждений, родителей (законных представителей) воспитанников....
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....
«Музыкальный дневник» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников.
laquo;Музыкальный дневник» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников....
Консультация для родителей: «Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».
Консультация для родителей:«Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».В настоящее время значительно возр...
- Мне нравится (1)