Исследовательская деятельность детей
материал на тему

Павлова Ольга Александровна

В этой статье сделана попытка охарактеризовать исследовательскую активность детей на примере персонажа из детской художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_detey.docx13.5 КБ

Предварительный просмотр:

        В качестве примера поисковой активности и склонности к экспериментированию можно привести литературное произведение Н.Носова «Телефон».  Все мы знаем из далекого детства этот увлекательный рассказ.  Мальчики накопили денег и купили телефон.  Казалось бы, играй и радуйся. Но нет. Пытливый ум мальчишек,  в частности,  Мишки, не мог справиться с таким объемом информации, который содержал в себе этот телефон. Исследовательское  поведение, присущее мальчику  – это потребность психики.  Мишке безумно интересно было узнать, что же там внутри. Он не стал ни у кого спрашивать и даже не посоветовался со своим другом. Он разобрал новую игрушку. А  мы знаем, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Возможно, разбирая телефон, Мишка воображал себя каким-нибудь ученым или  связистом. Для ребенка естественнее и гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования, наблюдать, ставить эксперименты, делая на их основе собственные суждения). Такое исследовательское поведение служит одним из инструментов  приобретения социального опыта.

Изучив внутренности аппарата, Мишка не остановился на этом. Его пытливый ум требовал продолжения. Он сам создал для себя проблемную ситуацию, которая    заставила организм опять включить механизм исследовательского поведения.  И Мишка придумал, что эта бесполезная вещь может им пригодиться в качестве телеграфа. Друг и на это согласился. Но Мишкин неугомонный характер и его поисковая деятельность не давали ему покоя. Чем же может быть полезна еще эта штука, от которой остались провода и железки?  Эврика! Ребенок догадался приспособить запчасти  в качестве дверного звонка.   В довершение своей поисковой активности Мишка решил идти до конца.  Все. Теперь все. Провода оторваны, винтики раскручены. Вот она –  батарея. Как не посмотреть ребенку, что же там внутри? Мишка был бы не Мишкой, если бы этого не сделал.

Наверное, здесь все-таки   имеет место нереализованная исследовательская активность ребенка, которая находит выход в деструктивной деятельности. Получается, что ребенок все сломал. Все это можно и нужно было исследовать,  но произойти это должно было по-другому. Ребенок  напрочь забыл о безопасности. И некоторые моменты, как, например, разбор батареи, если и должен был произойти,    то только под присмотром  взрослого.                                      

Поведение Мишки  можно назвать исследовательским. Исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться спонтанно на основе интуитивных стремлений с использованием «метода проб и ошибок», а может  быть и более конструктивны, выверенным логически, к которым можно отнести действия его друга  «... я свой телефон разобрал и сделал из него электрический звонок. Только не так, как у Мишки. Я всё аккуратно устроил. Батарею поставил возле двери на полочке, от неё по стене провода протянул к электрическому звонку и кнопке. А кнопку к двери хорошенько винтиками привинтил, чтоб она не болталась на одном гвозде, как у Мишки. Даже папа и мама похвалили меня за то, что я устроил такую полезную вещь в доме».

Поисковая активность     персонажей не вписывается в принятые нормы поведения. Но взрослые должны знать и понимать, почему это происходит. Дети-экспериментаторы интересны своей креативностью. И если они не растеряют к взрослой жизни своё желание творить,    то это будут интересные  востребованные  личности.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"

   Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.

Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов

Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...