Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.
методическая разработка (старшая группа)
Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Дошкольный возраст – самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Поэтому в своей педагогической практике я систематически применяю метод экспериментирования, как один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование и опыты побуждают ребёнка сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи. Ребёнок по своей природе является исследователем, он с удивлением открывает для себя окружающий мир, потому что для него это новое и интересное.
Дети изучают природу органами чувств: глазами, руками, носом, тактильными ощущениями. Недаром девизом программы «Детство», по которой работает наша дошкольная организация, являются слова «Чувствовать. Познавать. Творить». Маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты, но с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает. Происходит это из-за взрослых, которые очень часто говорят ребёнку: «Не трогай песок, он же грязный!», «Снег в руки не бери, он холодный», «Отойди от лужи, вымокнешь, испачкаешься». Но, если вспомнить своё детство, это было очень интересно и увлекательно взять снег в руки, попробовать его, почему он лепится или нет, почему тает. Задача взрослых - не запрещать, а поддерживать стремление детей обследовать, сравнивать, устанавливать связи и зависимости, потому как основной опыт поисковых практикующих действий и установление причинно-следственных связей ребёнок приобретает в повседневной жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в самом раннем возрасте и представляет собой манипулирование предметами. В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность продолжается через игры-экспериментирования: в воде камешки тонут, а деревянные лодочки плавают; из влажного песка можно лепить, а сухой рассыпается; лёд скользкий, холодный и многое другое. А в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность проходит в виде эксперимента с прогнозами. Например, «Почему воздух помогает плавать рыбам?», «Почему вода не имеет формы?», «Как достать скрепку из воды, не намочив руки?».
Одним из видов совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей является проектная деятельность. Особенность проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Именно поэтому проектная деятельность в дошкольном образовании носит характер сотрудничества, где принимают участие дети, воспитатели, родители.
Рассмотрим пример познавательно-исследовательского проекта
в старшей группе «Весёлый огород».
При опросе детей по теме «Овощи» выявилась проблема, что в условиях города некоторые дети не имеют понятия - где и как растут овощи и какой уход за ними необходим. На помощь пришли воспитатели, используя метод «трёх вопросов»: Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что, если посадить семечко оно прорастёт.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике? Что нужно сделать, чтобы семена выросли?
Где и как найдем ответы на вопросы? Спросим у взрослых. Проведем опыт - эксперимент. Посадим и будем наблюдать.
Ожидаемый результат:
- знают признаки живого организма и устанавливают с помощью взрослых связи между состоянием живых существ и неживой природой;
- имеют представления о стадиях роста растений, о многообразии посевного материала;
- знают правила бережного отношения к природе и осмысленно их придерживаются;
- владеют трудовыми умениями по уходу за растениями для достижения хороших результатов;
- вместе с родителями создание «огорода» на подоконнике;
- систематическое ведение дневника для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике;
- создают фотоколлажи об успешном опыте выращивания растений в домашних условиях.
Актуальность проекта «Весёлый огород» заключается в том, что дети проявили живой интерес к организации «огорода» на подоконнике, но объяснить возникновение и развитие объектов, их переход из одного качественного состояния в иное им крайне затруднительно из-за недостаточности знаний и жизненного опыта.
Цель проекта:
Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста в моделировании причинно-следственных связей между объектами.
Задачи проекта:
- Учить наблюдать за посевами и всходами, на их основе обобщать и фиксировать результаты в журнале наблюдений.
- Развивать умение замечать изменения во всходах, анализировать, делать выводы, соотносить с условиями роста и потребностями растений.
- Воспитывать осознанное уважение к труду, бережное и заботливое отношение к растениям.
Для реализации познавательно-исследовательского проекта «Весёлый огород» были разработаны следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает:
- изучение методической литературы: Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», Н.А. Гуриненко «Планирование познавательно- исследовательской деятельности со старшими дошкольниками», В. М Корнилова «Экологическое окно» в детском саду, Е.В. Лосева «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников, интернет ресурсы.
Сбор информации и посадочного материала, необходимый для реализации проекта. Вовлечение родителей в создание и оформление «весёлого огорода» (заготовка почвы, отбор семян, изготовление оригинальных контейнеров для выращивания овощей, распечатывание таблиц - указателей с названием растений) и составление плана реализации проекта. Создание условий - организация предметно-развивающей среды по теме проекта: для детского исследования и экспериментирования есть мини-лаборатория, которая оснащена необходимым материалом для исследований. Это разнообразные природные и бросовые материалы, а также лабораторное оборудование; создан мини-огород на подоконнике.
Основной этап: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта: тематические беседы, опыты, цикл наблюдений, уход за растениями.
Тематические беседы «Для чего растению семена?», «Вода и земля – овощей лучшие друзья!» «Овощи».
Практическая деятельность:
На основе перспективного плана по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста для реализации проекта были проведены следующие опыты:
- «Рассматривание и сравнение сухих и пророщенных семян» - выявить условия, необходимые для роста и развития растений;
- «Узнаем, какая почва?» - выявить свойства почва: структура - глинистая, песчаная, чернозем;
- «Человек и растения» - выявить насколько растения нуждаются в уходе человека;
- «Вода и культурные растения» - выявить, насколько вода необходима для роста растений.
Наблюдения:
1.Наблюдения за ростом и развитием растений «отражены» в «Дневнике наблюдений».
2. Рассматривание семян через лупу и микроскоп.
3. Наблюдение за всходами растений.
Заключительный этап:
1.Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
2. Анализ результативности.
Сотрудничество с родителями:
- консультация «Огород на окне»;
- просмотр вместе с детьми мультфильма «Весёлый огород».
Обратная связь:
- создание «огорода» на подоконнике дома;
- фотоколлажи об успешном опыте выращивания растений дома;
- творческие рассказы с использованием мнемотехники.
Перспективы проекта: в дальнейшем планируем разработать проект
«Яркая клумба» и «Огород на участке».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Отношение родителей к поисково- исследовательской
активности детей»
Цель: выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и поддержании его познавательного интереса.
1. Знаете ли вы, что в группе углубленно занимаются вопросами познавательно-исследовательской деятельности? ___________________
2. Интересует ли вас лично данная проблема? ______________________
3.Считаете ли вы необходимым участие вашего ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности? Если да, то почему? ______________________________________________________________
4. Замечаете ли вы, что ваш ребёнок проявляет интерес к экспериментированию? _________________________________________
5. В чём это проявляется? (Нужное подчеркнуть)
-Ребёнок много рассказывает о проведённых опытах.
-Пытается экспериментировать самостоятельно.
-Просит вас принять участие в экспериментах?
6.Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности Вашего ребенка? (Нужное подчеркнуть)
-Беседуете с ребёнком об экспериментировании.
-Создаёте ребёнку условия для проведения опытов дома.
-Вместе с ребёнком проводите наблюдения за природными объектами.
Другое_______________________________________________________
7. Требуется ли помощь вашему ребёнку в формулировании выводов и умозаключений после проведения опытов или наблюдений? _________
8. Будете ли вы и дальше заниматься с ребёнком поисково-исследовательской деятельностью или вам это не интересно? ______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности
детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей основ естественнонаучных понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
• создавать в детском саду и в семье необходимые условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развивать познавательные интересы, понятия «живой организм», представления, знания о культурных растениях;
• формировать умения разнообразной деятельности в «детской лаборатории» и становление познавательно-ориентированного взаимодействия с её объектами;
• воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе; самостоятельность; толерантность.
Предполагаемый результат:
• устойчивое проявление доброжелательности к природным объектам;
• заинтересованность и стремление осуществлять позитивное взаимодействие с культурными растениями, создавая необходимые условия для их жизни;
• желание и умение работать в коллективе и самостоятельно;
• умение наблюдать, анализировать, делать выводы, отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Сентябрь - Октябрь «Экспериментирование с песком и глиной» Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Песок и его свойства». | Познакомить детей со свойствами песка: цветом, структурой. | Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». |
Тема 2: «Песочные часы» | Познакомить с песочными часами. | Беседа с детьми: что такое эксперимент, кто проводит эксперименты (учёные). |
Тема 3: «Глина, ее структура и цвет». | Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная). | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Тема 4: «Песок и глина – наши помощники!». | Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые. | Просмотр вместе с детьми видеоролика «Свойства глины» https://youtu.be/t3my8Z-tpEc |
Тема 5: «Ветер и песок» | Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком | Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты «ученых» для экспериментирования, сделать эмблемы. |
Тема 6: «Свойства мокрого песка»
| Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания. | Анкетирование родителей. Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и поддержании его познавательного интереса. |
Тема 7: «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок» | Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. | Привлечение родителей к созданию картотеки технологических карт проведения экспериментов с песком и глиной |
Тема 8: «Песчаный конус» | Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. | Консультация «Экспериментируем, играя» |
Ноябрь – декабрь «Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Что в пакете?» | Помочь обнаружить воздух | Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме, для проведения опыта «Лодочка» |
Тема 2: «Лодочка» | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы | Памятка: «Эксперименты для детей 5-7 лет» |
Тема 3: «Надувание мыльных пузырей» | Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. | Привлечение родителей к совместному изготовлению с детьми вееров для проведения опытов в группе. |
Тема 4: «Упрямый воздух» | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой. | Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». |
Тема 5: «Воздух содержится в различных предметах». | Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. | Просмотр кукольного мультфильма «Как Знайка придумал воздушный шар» https://youtu.be/ITyBScYMCKM |
Тема 6: «Муха – цокотуха» | Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. | Консультация «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов». |
Тема 7: «Воздух имеет вес, который зависит от его объема». | Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема. | Картотека опытов и экспериментов. Марина Султанова «Простые опыты с воздухом» https://vk.com/doc42817258_588494924?hash=34ffd01385158037ec&dl=4672ab455595b690a2 |
Тема 8: «Воздух помогает рыбам плавать». | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | Консультация «Занимательные опыты на кухне» |
Январь «Экспериментирование с водой» Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Какая бывает вода?» | Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму | Просмотр с детьми познавательного видеофильма «Вода-это жизнь!» https://youtu.be/RYZ3ocRuM9I |
Тема 2: «С водой и без воды» | Познакомить с некоторыми факторами внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Картотека опытов и экспериментов. Марина Султанова «Простые опыты с водой» https://vk.com/doc42817258_588494928?hash=670f106fbbb49e9e42&dl=37c6df3e0d1b01420f |
Тема 3: «Как мы замораживаем воду» | Продолжать расширять знания дошкольников о некоторых свойствах воды (при замерзании она превращается в лед), опытным путем доказать, что лед холодный, твердый; выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, «лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной» | Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. |
Тема 4: «Вода не имеет формы» | Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда, в который ее налили. | Привлечение к созданию картотеки технологических карт проведения опытов с водой |
Февраль «Человек». Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. Оборудование: стетоскоп, фонендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Как правильно чистить зубы?» | Дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка. | Консультация «Как предупредить кариес» |
Тема 2: «Наши помощники – глаза» | Познакомить со строение глаза, функцией его частей | Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза» |
Тема 3: «Много ли в легких воздуха» | Показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких. | Просмотр познавательного видеофильма «Что такое коронавирус?» https://youtu.be/DluUsPMUUTA Памятка «Грипп, ОРВИ, коронавирус» |
Март Экспериментирование «Весёлый огород» Цель: формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Оборудование: семена овощей и цветов, лупа, контейнеры, микроскоп, лейка. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Рассматривание и сравнение сухих и пророщенных семян» | Выявить условия, необходимые для роста и развития растений | Консультация для родителей «Весёлый огород» |
Тема 2: «Узнаем, какая почва?» | Выявить свойства почвы: структура- глинистая, песчаная, чернозем. | Вовлечение родителей для участия в эксперименте (подготовка почвы, контейнеров и семян) |
Тема 3: «Человек и растения». | Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. | Изготовление атрибутов для огорода |
Тема 4: «Вода и растения». | Выявить насколько вода необходима для роста растений. Воспитание трудолюбия. | Просмотр мультфильма «Весёлый огород» https://youtu.be/5nOwPX0UVY8 |
Апрель: «Земля и космос» Цель: познакомить с магнитом, некоторыми его свойствами | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Магнит и его свойства» | Познакомить с магнитом, его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею | Фотовыставка «Мы фокусники!» |
Тема 2: «Магнитный театр» | Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций. | Совместное создание кукольного театра на магнитах (вырезать любых героев русских народных сказок и с обратном стороны фигурок приклеить металлические пластинки). |
Тема 3: «Какой магнит сильнее?» | Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами. | Привлечение родителей к пополнению мини-лаборатории (Модель Земли-глобус, фонарики, детская энциклопедия) |
Тема 4 «Магнитные свойства Земли. Компас» | Познакомить с тем, что Земля- большой магнит, у которого есть Северный и Южный полюса; сформировать представления о компасе, учить с помощью компаса определять стороны света. | Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас») https://youtu.be/P1Tbebrf39Q |
Май Экспериментирование с почвой. Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Оборудование: почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований. | Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период» |
Тема 2: «Загрязнение почвы» | Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. | Озеленение участка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего возраста"
Развитие познавательно-исследовательской деятельность детей старшего возраста. Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...

план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...

Презентация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста"
Презентация "Развитие познавательн-исследовательской деятельности детей старшего возраста"...

Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»...

Формирование самостоятельности и инициативности у старших дошкольников посредством детско-взрослых проектов
значение проектной деятельности в формировании самостоятельности и инициативности детей саршего дошкольного возраста...

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством детско-взрослых образовательных проектов
Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения. В настоящее время потерялся непосредственный контак...