Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены в книге С.И.Гин "Занятия для детей старшего возраста по ТРИЗ", для воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
wrl3210.tmp_.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты
«Челядьöс 18 №-а видзанiн» «Звездочка» школаöдз велöдан
муниципальнöй съöмкуд учреждение Воркута к.
Перспективное планирование для детей старшего возраста с использованием ТРИЗ – РТВ.
Матвеева Е.Б.
Воспитатель
I квалифицированная категория
Воркута, 2014 г.
Месяц | Тема | Цель | Оборудование |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1.Противоречия в природе, погоде. 2. Противоречия в предметах. 1. Противоречия в предметах (продол- жение)
2. Противоречия в ситуациях
3.Противоречия в размерах 4.Противоречия в количестве. 1.Противоположные признаки 2. Обучающее занятие по противоречиям. 3. Подсистема человека. 4.Подсистемы предметов: объект (чайник). 1.Подсистемы предметов: объект (машина). 2.0бобщающее занятие по подсистемам. 3.Метод «Маленьких человечков». 4.Твердые и жидкие человечки. 1.Газообразные человечки. 2.«Цветные человечки». 3. Обобщающее по ММЧ. 4. Функции подсистем. 1.«Системный лифт» 2. Надсистемы и подсистемы объекта 3. Обобщающее занятие по над- и подсистемам. 4.Прошлое. 1.Будущее человека. 2.Будующее предметов. 3.«Системный оператор». 4.Обобщение игровой ситуации по системному оператору. 1.Анализ сказки по «системному оператору» 2.Использование ресурсов для сочинения сказки. 3. Другая точка зрения. 4.Обобщение за год пройденного материала. | Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы. 1.3накомство с помощником воспитателя. 2. Диалог с игрушкой о погоде 3. Подвижная игра «Солнышко и дождик» 4. Подведение итогов. Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов. 1.Классификация игрушек по различным признакам 2.Подвижная игра «Разбежались». 3.Обсуждение противоречий в предметах. 4.Подведение итогов. Систематизировать знания детей о профессиях: научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, мышление, память. 1.Беседа о профессиях. 2.Игра «Дрессировщики». 3.Дидактическая игра «Магазин». 4.Подведение итогов. Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. 1.Противоречия в болезни. 2.Игра «Простуда» 3.Анализ ситуаций. 4.Подведение итогов. Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных. 1.Анализ проблемной ситуации. 2.Игра «Большие», «Маленькие». 3.Упражнение «Расставь по порядку». 4.Подведение итогов. Активизировать мышление путем разрешения проблем- ной ситуации; формировать понимание относительности количества. 1.Анализ проблемной ситуации. 2.Игра «Много», «Мало». 3.Противоречия в количестве. 4.Примеры ситуаций. 5.Подведение итогов. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме (мозгового штурма). 1.Противоречия в зиме. 2.Игра на внимание. 3.Проблемная ситуация. 4.Подведение итогов. Систематизировать представления детей о противоречиях; оце- нить умение воспринимать объекты, как совокупности противоположностей. Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, воображение 1.«Сборка робота». 2.Игра «Руки, ноги, голова». 3.Обсуждение «Что для чего?» Систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мыш- ление, умение прогнозировать. 1.Обсуждение «Какой чайник лучше?». 2.Игра-эстафета «Наполни чайник». 3.Анализ подсистем. 4.Подведение итогов Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание о правилах дорожного движения. 1.Анализ подсистем. 2.Игра «Светофор». 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению». 4.Подведение итогов. Систематизировать восприятие объектов, как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение. 1.0бсуждение «Конструкторы» 2.Игра «Кто больше?». 3.Сочинение загадок. 4.Подведение итогов. Познакомить с методом «Маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины 1.Обсуждение «Что не делится на части?» 2.Игра «Назови твердое». 3.Инсценировка «Маленьких человечков» 4.Подведение итогов. Активизировать мышление детей; закрепить представления о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объекта. 1. Решение проблемной ситуации. 2.Сравнение твердых и жидких веществ. 3. Игра «3амри». 4.Моделирование ситуации. 5.Подведение итогов
Активизировать мышление детей, систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться. Работа по схеме, объяснение выбора. Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое сознание. 1. Анализ проблемной ситуации. 2.Упражнение «Волшебная дорожка». 3.Игра «Светофор». 4.Подведение итогов. Развивать познавательную активность; умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические про- цессы. 1.Упражнение «Черный ящик». 2.Беседа о мыльных пузырях. 3.Практическая работа. «Кто больше надует пызырь». 4.Беседа о свойствах вещества (опыт). Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, ви- деть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление. Развивать умение анализировать и обобщать; формировать Диалектическое мышление, развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «сис- темный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте. 1. Упражнение «Назови общее» 2. Анализ противоречий. 3. Упражнение «Лифтовый зверь». 4.Ведение понятия «системный лифт». 4.Подведение итогов. Активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. 1.Проблемная ситуация. 2.Подведение итогов. Закрепить представления о над - и подсистемах объектов, умение пользоваться моделью «системный лифт». 1.Упражнение «Назови этаж». 2.Игра «Первый, второй, третий». 3.Игры в группах. 4.Игра с мячом «Чем было раньше?» 5.Подведение итогов (рефлексия). Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать 1.Беседа «Что было раньше?». 2.Физкультминутка с инсценировкой. 3.Игра с мячом «Что было раньше» 4.Подведение итогов. Систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации. 1.Упражнение «Что потом?». 2. Игра «Карлики и великаны». 3.Беседа «Будущее человека». 4. Подведение итогов. Развивать умение прогнозировать; формировать навык вариа- тивного мышления; развивать воображение, умение фантази- ровать. 1.«Что потом?». 2.Игра «Съедобное, несъедобное». 3.Фантазирование. 4.Подведение итогов. Вывод. Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки», развивать внимание. 1.Знакомство с системным оператором. 2. Игра «Вверх, вниз, вперед, назад». 3.Путешествие по «пятиэкранке» 4.Подведение итогов. Закрепить умение системного анализа объекта; закре- пить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формиро- вать диалектическое мышление. 1.Анализ противоречий. 2.Игоа «Хорошо – плохо» 3.Работа с системным оператором. 4.Подведение итогов. Формировать умение системного анализа сказки; развивать уме- ние анализировать, обобщать; обучать использованию приема «наоборот», развивать воображение, эмпатию. 1.Упражнение «Какую сказку загадали?» 2.Анализ сказки по системному оператору. 3.Подвижная игра «Лиса и колобок». 4.Фантазирование. Обучать приемам сочинения загадок; развивать умение срав- нивать и обобщать; развивать навыки фантазирования активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. 1.Сочинение загадок. 2.Игра «Колючий, не колючий». 3. Прием «Сочинение сказки». 4.Подведение итогов. Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зре- ния, развивать эмпатию. 1.Беседа «Сказка, не сказка» 2.Игра «Замри,отомри». 3. Прием «Другая точка зрения». 4.Подведение итогов. Задания на противоречия, «ситемный лифт», ММЧ, другая точка зрения, ресурсы. В виде праздника, от лица игрушки, либо КВН. | Черный ящик, полотенце. Мешочек, иг Игрушки неб Игрушки небольшого размера. кк Мяч, конфета, нож, будильник. Бинт, шарф.
Кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных. коробочкиК Конфета коробочки Робочки, Бочки, дудочка, мя (свис Пакет от подарка По плану воспитателя, предметы не должны повторяться. Следует обобщение. Бумажные части тела робота. Настоящий и игрушечные чайники. Машина грузовик, игрушечный или бумажный - светофор, игрушки, рисунки – иллюстрации различных машин. Разборные игрушки. Мяч. Бумажная коробка, стакан с водой. Карточки с изображением «маленьких человечков». Краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок. «Черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ. Кубики. Детские рисунки, «системньй лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок. «Системный лифт», игрушки, наборы карточек. Системный лифт, наборы карточек. Мяч. Мяч. Мяч. «Пятиэкранка – наборное полотно», мороженое - изображение, книга. «Пятиэкранка», мешочек, различные предметы. Сказка «Колобок», рисунок или игрушка колобка, «пятиэкранка». Рисунки колобка и ежика. «Волшебная палочка» |
Используемая литература: С.И.Гин Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений – 4 –е изд. Минск: ИВЦ Минфина, 2008.-112 с. В данной книге разработаны конспекты НОД для детей старшего возраста. Представлен опыт работы для детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Представлен перспективный план работы по гендерному воспитанию дошкольников старшей и подготовительной группы. В него вошли коммуникативные игры, художественная литература, дидактические игры, решение...
Перспективное планирование логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Представлен материал расшириного перспективного планировнаия логоритмических занятий с использованием пластико - ритмических упражнений. Данный комплекс занятий помогает детям преодолеть речесвой нега...
Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста
Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...
Перспективное планирование Развитие -речевой сферы детей старшего возраста через театрально-игровую деятельность
разработка-Перспективный план работы с детьми старшего возраста...
Перспективное планирование по СКАЗКОТЕРАПИИ для детей старшего возраста Сказка «Гуси-Лебеди»
Надеюсь эта методическая разработка пригодится вам для работы с детьми....
Перспективное планирование: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»
Перспективное планирование помогает систематизировать изученный опыт работы по развитию речи и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ –РТВ, способст...