Перспективное планирование: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Воронькова Елена Викторовна

Перспективное планирование помогает систематизировать изученный  опыт работы по развитию  речи и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ –РТВ,  способствует продолжению повышения уровня знаний путем самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»

Цель:

Создание условий для развития связной речи и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ; повысить личную компетентность.

Задачи самообразования:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы.
  2. Ознакомиться с инструментами ТРИЗ-РТВ и использовать их в работе по развитию речи у дошкольников старшего возраста.
  3. Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры) по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  4. Создать благоприятные условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
  5. Апробировать и использовать разработанный материал на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста и в совместной деятельности;
  6. Организовать взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (консультации);
  7. Поделиться опытом работы с коллегами и в сети Интернет.

Планируемый результат:

у детей:

  • Могут самостоятельное составить предложения, загадки, небольшие творческие рассказы;
  • Умеют устанавливать причинно-следственные связи;

  • Могут аргументировать своё мнение, анализировать ситуацию, делать выводы;
  • Могут предлагать разные варианты решения поставленной проблемы;
  • Умеют употреблять в речи художественные средства языка, раскрывать значение образных слов и выражений, умеют использовать их в собственной речи ( образности речи);

у педагога:

  • Повышен собственный уровень знаний в области ТРИЗ-РТВ
  • Использование новых, более эффективных технологий, методов и приемов в своей работе.

Актуальность

Развитие и формирование речи является одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании, а также самой важной и трудной задачей на сегодняшний день.

В век высоких технологий, не секрет, что современные дети не умеют общаться, играть. Они предпочитают больше сидеть за телевизором, компьютером и гаджетами, на вопросы отвечать короткими фразами. А ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Ведь как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения .

Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и успешнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Для полноценного развития  речи детей старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков. Сегодня, на мой взгляд, одной из лучших педагогических технологий для развития речи  у детей дошкольного возраста являются инструменты ТРИЗ-РТВ.

 Применение ТРИЗ технологий помогают ребенку снять скованность, учат выражать свои мысли, фантазировать, развивать воображение, а так же плодотворно влияет  на развитие  речи детей. ТРИЗ-РТВ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Стаж работы: 10 лет                                                                                            Квалификационная категория- высшая

Год

Тема

Этап

Содержание работы

Результат

(форма отчетности)

2023-2024уч. год

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»

1

1. Изучение и анализ     методической литературы.

2.Изучение основных методических подходов к построению занятий с использованием инструментов ТРИЗ-РТВ

3. Анализ лекций вебинаров Пчелкиной Е.Л 2023-2024 год

Изготовление дидактических игр по развитию речи с использованием инструментов ТРИЗ-РТВ  для детей старшего дошкольного возраста.

2. Изготовление картотеки игр по развитию речи с использованием инструментов ТРИЗ-РТВ для детей старшего дошкольного возраста.

Примерное перспективное планирование по теме самообразования на 2024-2025 учебный год:

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Примечание

сентябрь

  • Знакомство с основами ТРИЗ-РТВ и технологиями на ее основе.
  • Инструменты ТРИЗ-РТВ в работе с детьми.
  • Игра «Хорошо-плохо» (1-4 этап)
  • Чтение методической литературы.
  • Составление плана работы на 2024-2025 уч.год
  • Шустерман  М.Н. ,Шустерман  З.Г . «Думаем, изобретаем, открываем мир. «Новейшие  приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких».

  • Мониторинг
  • Игра «Хорошо плохо» (играем на занятиях и в любых ситуациях)

Анкетирование родителей: «Речь моего ребенка».

октябрь

Использование приемов творческого воображения (РТВ) в развитии речи детей:

  • Прием «объединения» и использование приема в составлении рассказов и сказок.
  • Пчелкина Е.Л. «Придумки Пчелиты» (ВК)

Прием объединения в сказках. Чтение сказок «Русалочка», «Летучий корабль», «Гуси –лебеди» и т. п

  • Придумываем и описываем сказочные существа
  • Придумываем и описываем новые полезные объекты
  • Изменяем и описываем окружающие объекты.

Конкурс придуманных объектов (рисунки)

Составление консультации для родителей.

ноябрь

Прием «наоборот»:

  • Свойства «наоборот».
  • Действия «наоборот».
  • Использование игры «Наоборот» в расширении словарного запаса детей.
  • Пчелкина Е.Л. «Дариз»

1 этап

Подбор слов антонимов:

Игра «Ромашка»,

«Диалог с игрой в мяч», Показушка», «Я знаю»

2 этап «Подбор словосочетаний со словами антонимами»:

Игра «Отвечай-ка»,

«Цветок наоборот», книжки-малышки», копилки –наоборот»

З этап Подбор объектов противоположных по действию.

Консультация «Игры по дороге в детский сад»

(ТРИЗ-РТВ)

декабрь

Использование методов РТВ в развитии речи детей. Методы фантазирования.

  • Метод фокальных объектов(МФО)
  • Использование МФО при составлении рассказов с детьми
  • Бином фантазии
  • Использование бинома фантазии в развитии речи детей
  • Фантастическое сложение.
  • Работа с префиксами.
  •  Д.Родари «Грамматика фантазии»
  • Сидорчук Т.А ,
  • Петров В.М (книги)

Игра «Изобретатель»

Составление рассказов с использованием МФО

Чтение Д. Хармс «Удивительная кошка»

Составление причинно-следственной цепочки.

Выставка рисунков.

Выставка рисунков в группе родителей

январь

Использование основ причинно-следственного мышления для развития речи детей.

  • Игры и упражнения:

Причинно-следственные связи.

  • Упражнения на выработку умений аргументировать свое мнение.
  • Причинно-следственные цепочки.
  • Использование причинно-следственных связей при составлении сюжетов, рассказов.
  • Использование причинно-следственных цепочек при поиске причин, событий, природных явлений.

Игра-цепочка «Если…, то»

Игра-цепочка «Потому что…»

Упражнение «Цветок»

Упражнение «Паровозик»

Упражнение «Тучка»

Упражнение «Книжка»

Игра «Я сегодня»

Копилка «Подмечалочка»

Составление рассказа по сюжетным картинкам (ДО и ПОСЛЕ)

Использование п-с цепочек при поиске причин, событий, природных явлений.

Составление консультации для родителей.

февраль

Понятие функция. Использование функционального подхода в развитии речи детей. Игры и упражнения.

  • Понятия функция в ТРТМ
  • Функциональные глаголы
  • Формулировка функций
  • Работа с функциональными загадками.
  • Пчелкина Е.Л. «Цепочка функций»

Упражнение «Объединение по действию», упражнение «Функциональное дерево», упражнение

«Функциональный дом».

Составление «функциональных загадок».

Чтение сказки Маршака «Двенадцать месяцев»

Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

март

Понятие «системная вертикаль», «системная горизонталь».

Использование системного подхода в развитии речи детей.

Игры и упражнения.

Кислов Третий глаз или как развивать системно-функциональное мышление вашего ребенка»

Системная вертикаль: игра «Системный попрыгунчик»,

игра «Системная восьмерка»,

игра «Системный домик»

Составление рассказов используя системную горизонталь.

Игры на составление системной горизонтали: «Путешествие во времени», «Чем был-чем стал»

Составление консультации для родителей.

апрель

Составление рассказов о развитии объектов с использованием метода эмпатии.

Р.Шекин «Запах мысли»

Пчелкина Е.Л. «Развитие речи и мышления у детей»

Игры :«Придумай своё будущее»

 «Расскажи о себе»

Консультация для родителей «Эмпатия. Как научить ребенка сопереживать».

май

Понятие «противоречие требований. Развитие речи детей через формулировку противоречий и решения задач:

Методика обучению построения противоречий требований на базе игры «наоборот»

Игры на отработку умений формулировать и разрешать (устранять) противоречивые требования.

Игра «Наоборот»

(1-4 этап)

Игра: «Я думаю, что…»,

«Изобретай-ка»

«Копилка противоречий»,

Итоговое занятие:

«Наши придумки»

Порекомендовать составить творческий рассказ вместе  с ребенком «Моя придумка».

Используемая литература:

1.Кислов  А.В. «Третий глаз или как развивать системно-функциональное мышление вашего ребенка», изд.: КТК Галактика , 2023  г.

2. Петров В.М «ТРИЗ от А до Я» Уровень 1, изд.: Солон-пресс, 2024 г.

3.Пчелкина Е.Л. «Дариз», изд. Галактика ,2020 г.

  1. Пчелкина Е.Л. «Цепочки функций», изд.: ДМК Пресс, 2021г.
  2. Пчелкина Е.Л. «Развитие речимышления у детей», изд.: КТК Галактика,2023 г.
  3. Родари Д. «Грамматика фантазии», изд.:Самокат,2022 г.
  4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок»,  изд.: АРКТИ, 2010 г.
  5. Шекин Р.  «Запах мысли», 2007 г.
  6. Шустерман  М.Н. ,Шустерман  З.Г . «Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга  для воспитателей детского сада и  родителей», изд.:Солон-Пресс, 2022 г.
  7. Шустерман  З.Г. «Новейшие  приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких»,изд.:Весь, 2020 г.
  8. Интернет ресурсы www.ratriz.ru (VK «Придумки Пчелиты»)
  9. Пчелкина Е.Л. курс вебинаров  «Использование инструментов ТРИЗ-РТВ для реализации целей ФОП ДО и ФОП НОО на занятиях по развитию речи детей», 2023 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"

Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка....

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики...

Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "

В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные  формы работы  на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии

Одной из самых современных технологий на сегодняшний день является "Интерактивная песочница"....

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

В процессе индивидуального развития ребенка речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев...