Перспективное планирование: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Перспективное планирование помогает систематизировать изученный опыт работы по развитию речи и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ –РТВ, способствует продолжению повышения уровня знаний путем самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»
Цель:
Создание условий для развития связной речи и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ; повысить личную компетентность.
Задачи самообразования:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы.
- Ознакомиться с инструментами ТРИЗ-РТВ и использовать их в работе по развитию речи у дошкольников старшего возраста.
- Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры) по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
- Создать благоприятные условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
- Апробировать и использовать разработанный материал на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста и в совместной деятельности;
- Организовать взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (консультации);
- Поделиться опытом работы с коллегами и в сети Интернет.
Планируемый результат:
у детей:
- Могут самостоятельное составить предложения, загадки, небольшие творческие рассказы;
- Умеют устанавливать причинно-следственные связи;
- Могут аргументировать своё мнение, анализировать ситуацию, делать выводы;
- Могут предлагать разные варианты решения поставленной проблемы;
- Умеют употреблять в речи художественные средства языка, раскрывать значение образных слов и выражений, умеют использовать их в собственной речи ( образности речи);
у педагога:
- Повышен собственный уровень знаний в области ТРИЗ-РТВ
- Использование новых, более эффективных технологий, методов и приемов в своей работе.
Актуальность
Развитие и формирование речи является одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании, а также самой важной и трудной задачей на сегодняшний день.
В век высоких технологий, не секрет, что современные дети не умеют общаться, играть. Они предпочитают больше сидеть за телевизором, компьютером и гаджетами, на вопросы отвечать короткими фразами. А ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Ведь как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения .
Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и успешнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Для полноценного развития речи детей старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков. Сегодня, на мой взгляд, одной из лучших педагогических технологий для развития речи у детей дошкольного возраста являются инструменты ТРИЗ-РТВ.
Применение ТРИЗ технологий помогают ребенку снять скованность, учат выражать свои мысли, фантазировать, развивать воображение, а так же плодотворно влияет на развитие речи детей. ТРИЗ-РТВ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Стаж работы: 10 лет Квалификационная категория- высшая
Год | Тема | Этап | Содержание работы | Результат (форма отчетности) |
2023-2024уч. год | «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ» | 1 | 1. Изучение и анализ методической литературы. 2.Изучение основных методических подходов к построению занятий с использованием инструментов ТРИЗ-РТВ 3. Анализ лекций вебинаров Пчелкиной Е.Л 2023-2024 год | Изготовление дидактических игр по развитию речи с использованием инструментов ТРИЗ-РТВ для детей старшего дошкольного возраста. 2. Изготовление картотеки игр по развитию речи с использованием инструментов ТРИЗ-РТВ для детей старшего дошкольного возраста. |
Примерное перспективное планирование по теме самообразования на 2024-2025 учебный год:
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями | Примечание |
сентябрь |
|
| Анкетирование родителей: «Речь моего ребенка». | |
октябрь | Использование приемов творческого воображения (РТВ) в развитии речи детей:
| Прием объединения в сказках. Чтение сказок «Русалочка», «Летучий корабль», «Гуси –лебеди» и т. п
Конкурс придуманных объектов (рисунки) | Составление консультации для родителей. | |
ноябрь | Прием «наоборот»:
| 1 этап Подбор слов антонимов: Игра «Ромашка», «Диалог с игрой в мяч», Показушка», «Я знаю» 2 этап «Подбор словосочетаний со словами антонимами»: Игра «Отвечай-ка», «Цветок наоборот», книжки-малышки», копилки –наоборот» З этап Подбор объектов противоположных по действию. | Консультация «Игры по дороге в детский сад» (ТРИЗ-РТВ) | |
декабрь | Использование методов РТВ в развитии речи детей. Методы фантазирования.
| Игра «Изобретатель» Составление рассказов с использованием МФО Чтение Д. Хармс «Удивительная кошка» Составление причинно-следственной цепочки. Выставка рисунков. | Выставка рисунков в группе родителей | |
январь | Использование основ причинно-следственного мышления для развития речи детей.
Причинно-следственные связи.
| Игра-цепочка «Если…, то» Игра-цепочка «Потому что…» Упражнение «Цветок» Упражнение «Паровозик» Упражнение «Тучка» Упражнение «Книжка» Игра «Я сегодня» Копилка «Подмечалочка» Составление рассказа по сюжетным картинкам (ДО и ПОСЛЕ) Использование п-с цепочек при поиске причин, событий, природных явлений. | Составление консультации для родителей. | |
февраль | Понятие функция. Использование функционального подхода в развитии речи детей. Игры и упражнения.
| Упражнение «Объединение по действию», упражнение «Функциональное дерево», упражнение «Функциональный дом». Составление «функциональных загадок». Чтение сказки Маршака «Двенадцать месяцев» | Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста». | |
март | Понятие «системная вертикаль», «системная горизонталь». Использование системного подхода в развитии речи детей. Игры и упражнения. Кислов Третий глаз или как развивать системно-функциональное мышление вашего ребенка» | Системная вертикаль: игра «Системный попрыгунчик», игра «Системная восьмерка», игра «Системный домик» Составление рассказов используя системную горизонталь. Игры на составление системной горизонтали: «Путешествие во времени», «Чем был-чем стал» | Составление консультации для родителей. | |
апрель | Составление рассказов о развитии объектов с использованием метода эмпатии. Р.Шекин «Запах мысли» Пчелкина Е.Л. «Развитие речи и мышления у детей» | Игры :«Придумай своё будущее» «Расскажи о себе» | Консультация для родителей «Эмпатия. Как научить ребенка сопереживать». | |
май | Понятие «противоречие требований. Развитие речи детей через формулировку противоречий и решения задач: Методика обучению построения противоречий требований на базе игры «наоборот» Игры на отработку умений формулировать и разрешать (устранять) противоречивые требования. | Игра «Наоборот» (1-4 этап) Игра: «Я думаю, что…», «Изобретай-ка» «Копилка противоречий», Итоговое занятие: «Наши придумки» | Порекомендовать составить творческий рассказ вместе с ребенком «Моя придумка». |
Используемая литература:
1.Кислов А.В. «Третий глаз или как развивать системно-функциональное мышление вашего ребенка», изд.: КТК Галактика , 2023 г.
2. Петров В.М «ТРИЗ от А до Я» Уровень 1, изд.: Солон-пресс, 2024 г.
3.Пчелкина Е.Л. «Дариз», изд. Галактика ,2020 г.
- Пчелкина Е.Л. «Цепочки функций», изд.: ДМК Пресс, 2021г.
- Пчелкина Е.Л. «Развитие речимышления у детей», изд.: КТК Галактика,2023 г.
- Родари Д. «Грамматика фантазии», изд.:Самокат,2022 г.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок», изд.: АРКТИ, 2010 г.
- Шекин Р. «Запах мысли», 2007 г.
- Шустерман М.Н. ,Шустерман З.Г . «Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга для воспитателей детского сада и родителей», изд.:Солон-Пресс, 2022 г.
- Шустерман З.Г. «Новейшие приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких»,изд.:Весь, 2020 г.
- Интернет ресурсы www.ratriz.ru (VK «Придумки Пчелиты»)
- Пчелкина Е.Л. курс вебинаров «Использование инструментов ТРИЗ-РТВ для реализации целей ФОП ДО и ФОП НОО на занятиях по развитию речи детей», 2023 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"
Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка....
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики...
Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "
В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные формы работы на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Семинар - практикум "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством даров Ф. Фребеля"
Рекомендации по развитию речи посредством "Даров Фребеля"...
УДК 376.1 Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и Су-Джок терапии The development of speech in older preschool children through manual and Su-Jok therapy
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством Су-Джок терапии...
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии
Одной из самых современных технологий на сегодняшний день является "Интерактивная песочница"....
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
В процессе индивидуального развития ребенка речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев...