Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Представлен перспективный план работы по гендерному воспитанию дошкольников старшей и подготовительной группы. В него вошли коммуникативные игры, художественная литература, дидактические игры, решение педагогических ситуаций, совместная со взрослым и самостоятельная деятельность детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по гендерному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
Блок 1. «Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»
Цель: закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.
Блок 2. «Мужчина и женщина в семье и обществе».
Цель: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.
Блок 3. «Я сегодня и в будущем».
Цель: расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.
Старшая группа
Месяц | Содержание |
Сентябрь | 1 неделя. Тема «Давайте познакомимся» Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и других. Игра «Познакомимся получше» Игра «Я загадаю — вы отгадайте» Игра «Угадай, кто позвал». 2 неделя. Тема «Мы заботимся друг о друге» Цель: расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. Игра «Мы такие разные». Игра «Кому что нужно?» 3 неделя. Тема «Моё я?» Цель: формировать представления мальчиков и девочек о своем Я и позитивное отношение к нему. Упражнение «Листочек» Игра «Мое имя» |
Октябрь | 1 неделя. Тема «Разные эмоциональные состояния». Цель: формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. Игра «Разные эмоции». Психологический этюд «Любящая мама». Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок) 2 неделя. Тема «Учимся общаться друг с другом». Цель: способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание. Психогимнастика Игра «Хорошо-плохо» Упражнение “Волшебники”. 3 неделя. Тема «Отчего портится настроение». Цель: помочь детям в определении своего состояния, а также других детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты Игра «У кого какое настроение» Чтение А. Барто «Катя» 4 неделя. Тема «Кто я в семье сейчас и кем буду?» Цель: формировать представления детей об их настоящих и будущих социальных ролях в семье, воспитывать желание принять данную социальную роль и позитивное отношение к ней. Чтение рассказ В. Осеевой «Печенье» Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Ноябрь | 1 неделя. Тема «Здоровье» Цель: дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. Игра «Зеркало» Упражнение «Покажи фигуру» 2 неделя. Тема «Мама дома, на работе, в свободное время». Цель: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых мамой. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье, обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения. Упражнение «Ласковушки» Игра «Соберём маму на работу» 3 неделя. Тема «Наши папы» Цель: обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формировать представления о специфической деятельности мужчин, воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье Анализ житейских ситуаций Чтение Н. Носов «Заплатка» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Декабрь | 1 неделя. Тема «Мальчики - девочки» Цель: познакомить с правилами ролевого поведения Анализ житейских ситуаций Игра «Разные дети» Игра «Я знаю 5…» 2 неделя. Тема «Знакомство с родословным древом» Цель: дать знания о родословном древе, его строении, выявить знания детей об их близких родственниках. Работа с пословицей «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет» Упражнение «Общий ритм» Игра «Нарисуй своё дерево» Чтение К.Д. Ушинский «Дети в роще» 3 неделя. Тема «Человек растёт и изменяется» Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. Игра «Что сначала, что потом» Игра «Кому что нужно?» Упражнение «Ласковое» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Изготовление подарков
|
Январь | 1 неделя. Тема «Я хочу, могу и умею» Цель: развивать у ребенка осознание своих достоинств, желаний, предпочтений, интересов, положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Игра «Я умею лучше всех» Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны» 2 неделя. Тема «Правила поведения для мужчин и женщин» Цель: расширять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, знакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье, воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремление оказывать им посильную помощь. Игра «Какого цвета счастье?» Игра «Нужна твоя помощь» 3 неделя. Тема «Домашние обязанности мальчика и девочки» Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь в семейных делах, расширить представления о возможной помощи, формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Игра «Изобрази картинку» Чтение К.Д. Ушинский «Два плуга» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Февраль | 1 неделя. Тема «Мальчики - будущие мужчины» Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера. Упражнение «Эмблема» Чтение «Самое страшное» Е.Пермяк 2 неделя. Тема «Мальчики - маленькие рыцари» Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочь принцессе» 3 неделя. Изготовление подарков для пап и дедушек 4 неделя. «Расскажи о своей семье» Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Март | 1 неделя. Тема «Девочки - маленькие хозяюшки» Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага. Анализ педагогических ситуаций Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый» Изготовление подарков 2 неделя. Тема «Девочки - будущие мамы» Цель: понимание ребенком роли матери, бабушки; продолжать формировать в поведении способы заботливого отношения к старшим в своей семье, продолжать обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного или женственного поведения из жизни их близких родственников. Игра «Закончи предложение» Решение проблемной ситуации рассказа В.А.Сухомлинского «У бабушки дрожат руки» Игра «Я знаю 5…» 3 неделя. Тема «Русские богатыри» Цель: познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примеры мужества, героизма, смелости. Упражнение «А как бы ты поступил» Чтение отрывков из произведений 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Апрель | 1 неделя. Тема «Хорошо - плохо» Цель: помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я-мальчика, Я-девочки. Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)» Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик» Анализ житейских ситуаций 2 неделя. Тема «Мужчины и женщины в семье» Цель: продолжать закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. Упражнение «Если мама устала? Если папа устал?» Упражнение «Черты личности» Чтение В Осеева «Добрая хозяюшка» 3 неделя. Тема «Моя сказка». Цель: продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)» Игра «Согласны - не согласны» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Май | 1 неделя. Тема «Мы - воспитанные дети!» Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми. Развивать ловкость. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра «Кто быстрее» Анализ педагогических ситуаций 2 неделя. Тема «Игрушки моей семьи» Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками 3 неделя. «Галерея семейных портретов» Цель: вызвать желание изображать членов своих семей с разным эмоциональным состоянием 4 неделя. «Сладкий вечер. Час улыбки и доброты» |
Подготовительная группа
Месяц | Содержание |
Сентябрь | 1 неделя. Тема «Кто такой человек» Цель: продолжать формировать и закреплять знания детей: чем отличаются мужчины и женщины, люди делятся на взрослых и детей, на мужчин и женщин, на девочек и мальчиков, есть люди молодые и пожилые. Формировать умение различать других детей по особенностям внешнего вида, поведения, привычек; помочь понять, что каждый из них - единственный, второго такого ребёнка больше нет Игра «Что изменилось» Игра «Кому что надо» Игра «Угадайте, кто ушёл» 2 неделя. Тема «Мы такие разные» Цель: формировать умение соотносить занятия ребёнка с его возрастом (от рождения до семи лет). Учить детей находить по описанию друг друга. Развивать слуховое внимание. Игра «Кому что надо» Игра «Я загадаю — вы отгадайте» Игра «Угадай, кто позвал» 3 неделя. Тема «Мои друзья - мальчики и девочки» Цель: расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Дать знания о том как подружиться с представителем противоположного пола, как правильно оказывать знаки внимания. Упражнение «Снежный ком из ласковых имен» Игра «Комплименты» 4 неделя. Тема «Семейные заботы» Цель: формировать представления детей о ведении домашнего хозяйства. Побудить детей к размышлению над качествами личности. Уточнить знания о конкретных трудовых процессах. Проблемная ситуация «Делу - время, потехе - час». Игра «Я знаю 5…» |
Октябрь | 1 неделя. Тема «Мальчики - будущие мужчины, маленькие рыцари» Цель: продолжать способствовать пониманию ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера. Игра «Согласны - не согласны» Чтение В. Осеева «Сыновья» Рисование Детские портреты 2 неделя. Тема «Русские богатыри» Цель: продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок Слушание аудиозаписи «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» Игра «Собери картинку» 3 неделя. Тема «Люди разных профессий» Цель: продолжать формировать знания детей о содержании разных профессий. Игра «Разные профессии» Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Ноябрь | 1 неделя. Подготовка к спектаклю «Что посеешь, то пожнёшь» по мотивам рассказа В.Сутеева «Мешок яблок» 2 неделя. Тема «Если с другом…» Цель: дать детям знания необходимые в экстремальных ситуациях Упражнение «Общий ритм» Упражнение «Чем мы похожи» Игра «01, 02, 03» Анализ житейских ситуаций. 3 неделя. Тема «Уроки этикета» Цель: воспитывать внимательное, заботливое отношение к старшему поколению в семье Игра «Исправь ошибку» Работа с пословицей «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Чтение рассказ Н.Артюховой «Точка» 4 неделя. Тема «Профессии моей семьи» Цель: начать работу над совместным альбомом группы, продолжить формировать представления детей о профессиях взрослых, их дифференциации от полового признака, развивать умение группировать орудия труда в соответствии с профессиональной принадлежностью. Игра «Нужна твоя помощь» Игра «Отгадай, какую профессию я загадал» Рисование орудий труда разных профессий |
Декабрь | 1 неделя. Тема «Дружат в нашей группе мальчики и девочки» Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с качествами «мужественности», «женственности», развивать экспрессивные способы самовыражения, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность детей группы. Упражнение «Лукошко» Рисование Портрет рыцаря, принцессы 2 неделя. Тема «Наши хорошие поступки». Цель: продолжать формировать элементарное умение анализировать поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков. Чтение В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» Упражнение «Старенькая бабушка» Упражнение «Мое будущее» 3 неделя. Тема «Разные эмоциональные состояния». Цель: закрепить знания детей о разных эмоциональных состояниях. Формировать умение отбирать пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний к конкретным ситуациям. Развивать выразительность движений, внимание, наблюдательность, произвольность. Игра «Подбери правильно» (пиктограмма подбирается к эмоции) Игра «Зеркало» Игра «Пантомима» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» Изготовление подарков |
Январь | 1 неделя. Тема «Русские богатыри» Цель: продолжать знакомить детей с героями былин и героических сказок, закреплять знания о понятии «мужественность», формировать желание приходить на помощь друг другу в трудную минуту Слушание аудиозаписи «Как Илья из Мурома богатырём стал» Игра «Да и нет» 2 неделя. Тема «Кем я хочу стать в обществе?» Цель: выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль Игра «Кто я?» Игра «Я взрослый» Игра «Мое будущее» Чтение Н. Носов «Заплатка» 3 неделя. Тема «Кто построил этот дом?» Цель: формировать обобщённое представление о связи труда разных профессий, занятых на одном производстве (строительство дома: экскаваторщик, каменщик, крановщик, плотник, электрик, маляр). Закрепить в речи соответствующий словарь. Игра «Кто построил этот дом?» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Февраль | 1 неделя. Тема продолжать формировать у детей позитивное отношение к себе и своей половой роли, развивать способность к самоанализу, самопознанию и самовыражению с помощью метафорических средств. Игра «Превращения» Игра «Угадай-ка» Игра «Я умею» Чтение В. Осеева «Отомстила» 2 неделя. Тема «Взрослые и дети» Цель: формировать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым. Чтение В. Осеева «Волшебное слово» Игра «Мой папа лучший (мама, бабушка, дедушка)» Изготовление подарков 3 неделя. Тема «Чем пахнут ремёсла или все профессии нужны, все профессии важны» Цель: формировать представление о том, что всем необходим труд людей разных профессий. Упражнять в составлении небольших описательных рассказах о профессиях. Игра «Словесный портрет» Игра «Отгадайте, какую профессию я загадал (а)» Работа с пословицей «Не красна изба углами, а красна пирогами» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Март | 1 неделя. Тема «Мамы разные важны» Цель: продолжать формировать уважительное отношение к старшим, воспитывать тёплое отношение к матери, желание делать для неё приятное Игра «Я хочу быть похожим на…» Чтение С. Баруздин «Мамина работа» Изготовление подарков Работа с пословицей «Нет милее дружка, чем родная матушка» 2 неделя. Тема «Я, ты, он, она…» Цель: учить составлять свой словесный портрет, портрет подруги и друга, внимательно и заботливо относиться к друзьям противоположного пола Анализ житейских ситуаций. Упражнение «На какого сказочного героя я похож?» Чтение стихотворение А. Барто «Как Вовка бабушек выручил» 3 неделя. Тема «Заводы нашего города» Цель: формировать первичные представления о комбинатах и заводах города: выпускаемая продукция, товарный знак. Рассматривание продукции, иллюстраций Игра «Закончи предложение (моя мама работает на …)» 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Апрель | 1 неделя. «Героические профессии» Цель: дать понятие детям о людях героических профессий, связанных с риском, опасностью. Воспитывать желание стать героями, приходить на помощь людям Чтение В. Бороздин «Тренировки» Упражнение «Смелый мальчик» Игра «Я умею» 2 неделя. «Если с другом вышел в путь…» Цель: обогащать, уточнять представления о дружбе между детьми. Воспитывать взаимовыручку, поддержку. Игра «Мое имя и Я» Упражнение «Исправь ошибку» Игра «Ты не должен» 3 неделя. «Рассказы о своей семье» Цель: закреплять представление о своей семье, об обязанностях всех членов семьи, заботе друг о друге. Составление рассказов по трём гендерным альбомам группу Награждение семей 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
Май | 1 неделя. Вечер игр 2 неделя. Чтение по желанию детей 3 неделя. Сладкий вечер. Час улыбки и доброты 4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/01/picture-45827-1438426691.jpg)
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/02/picture-82367.jpg)
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/05/picture-130963-1644052644.jpg)
Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"
Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-1073881-1540395983.jpg)
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-498019-1421951212.jpg)
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: ознакомление с историческим наследием Нижнего Новгорода
В данном материале представлено перспективное планированиии работы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием Нижнего Новгорода...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/28/picture-413082-1393580733.jpg)
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
здесь педагог может найти материал для занятий и с/д...