Работа по формированию лексических навыков учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья на тему

показать возможные варианты работы по формированию лексических навыков у учащихся старших классов с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по формированию лексических навыков учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

I этап. Презентация и первичная реализация лексических единиц:

  • Создание содержательного и мотивационного базиса для использования учащимися лексических единиц.
  • Использование функционально-семантических таблиц в качестве речевых опор.

На этапе презентации и первичной реализации лексических единиц создаются условия для вызова у школьников потребности общения. Можно использовать фонограммы бесед учащихся и взрослых, статьи юношеских журналов, небольшие тексты из художественной литературы, экскурсии…

II этап. Формирование лексических навыков в процессе выполнения тренировочных упражнений:

  • Условно-речевые упражнения;
  • Создание лексико-семантических объединений слов;
  • Усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик.

На данном этапе уточняется понятие «лексико-семантическая группа», состав глагольной лексики расширяется. Организуется обсуждение ряда проблем, предполагающих использование глаголов эмоционального состояния и отношения, что позволяет показать речевые возможности усваиваемых лексических единиц и раскрыть их функционирование в речи.

III этап. Самостоятельное использование лексических единиц:

  • Подготовка к устным и письменным связным высказывания;
  • Написание сочинений и изложений с установкой на употребление слов;
  • Специальные контрольные задания.

Литература

Г.В.Бабина «Пути оптимизации процесса формирования лексических навыков учащихся старших классов школы для детей с ТНР»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план лексических тем подготовительной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения)

На основе многолетнего опыта было составлено календарно - тематическое планирование,в которое входят основные лексические темы,необходимые для речевого развития детейстаршего дошкольного возраста.Годо...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Конспект по ознакомлению детей с профессиями взрослых Дидактическая игра «Кому. Что надо для работы?» в разновозрастной группе (5-7 лет) (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:закрепить знания детей о профессиях, об орудиях труда;расширять представления детей о кулинарных профессиях;способствовать умению работать с ...

Формирование самоконтроля над поставленными звуками у детей с тяжелыми нарушениями речи.

          Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче, правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, т...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...