Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья по коррекционной педагогике
Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи". Статья написана в жанре стендапа. В выступлении подчеркивается необходимость игрового подхода в работе с дошкольниками. Раскрывается смысл использования социо-игровой технологии в коррекционной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsio-igrovaya_tehnologiya.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Добрый день! Я готова представить вам свой небольшой опыт любимой работы. Для начала позволю себе несколько слов о том, как я пришла в профессию и, почему мне, как, наверное, всем молодым специалистам, хочется совершить революцию в образовании. Скажу честно, что логопедом я стала не сразу, пришлось поработать какое-то время в школе, потом попробовать свои силы в роли воспитателя. Мои поиски чего-то живого и интересного продолжаются, но уже более осознанно и, не ошибусь, если скажу, что творчески. Таким образом, дошкольники и дети с тяжелыми нарушениями речи стали моей жизнью, увлечением, работой, профессией. Слова нашего величайшего писателя и философа Льва Толстого всегда со мной: «От пятилетнего до меня один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – огромное расстояние». Дошкольное детство – это космос, в котором можно совершать каждый день новые открытия.
Теперь о революции в образовании. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что одной из самых важных задач в современном дошкольном образовании является…. Думаю, вы сами сможете ответить на этот вопрос. Поднимите руки, у кого есть в семье дошкольники – дети, внуки, братья, сестры, племянники. А сейчас опустите руки те, у кого из наших родных дошколят нет проблем с речью. К сожалению, наш детский сад не исключение – 90% детей испытывают затруднения в речевом развитии и мои все трое в том числе. Конечно, это хорошо лично для меня. Моя профессия будет всегда востребована и необходима, но ведь за «державу обидно» и с этим надо что-то делать.
Федеральный Государственный образовательный стандарт неумолимо требует – нужно воспитывать самостоятельное, пытливо-исследовательское, творческое мышление у дошкольника, при этом не забывать про возрастные и индивидуальные возможности, опираясь на ведущий вид деятельности (Спасибо Льву Семеновичу Выготскому и Александру Романовичу Лурия) ). Давайте вместе вспомним – какой ведущий вид деятельности дошкольника? Конечно, игра. Так вот, находясь в поисках истины в новых подходах образования, я решила, что нужно найти такие технологии, которые помогут ребенку сохранить уникальность и самоценность детства, позволят дошкольнику «празднично жить» (термин Александра Асмолова). На помощь пришел опыт работы воспитателя – почему бы не использовать социо-игровую технологию в коррекционных целях, тогда и занятия будут интересными, живыми, органичными для дошкольника.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка. Принудиловка уступает место увлеченности. Цель применения социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Вы спросите, как такую свободу действий можно совместить с конкретными коррекционными целями? Очень просто, нужно снова обратиться к игре, которую дети всегда с увлечением поддерживают и развивают, поэтому и любое мое коррекционное занятие имеет свою творческую (благодаря, конечно, детям), порой не по плану идущую структуру. В этом я вижу и новизну, и эффективность, и, если хотите, терапевтический эффект логопедической работы. Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы: «не унижать, не ворчать, не ныть, не бурчать, уметь найти ошибку и иметь смелость признать ее; будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными; относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании; поддержи, помоги подняться и победить, не возноси себя над другими, вознеси ближнего; дети фантазеры: не верьте им на слово; но не оставляйте без внимания их проблему». Все это работает на требования Закона об образовании и удачно сочетается с коррекционной практикой. Вы спросите, а в чем же здесь новаторство? А новаторство – это сам современный ребенок, который заставляет педагога подходить к любой коррекционной задаче творчески, требует поиск новых приемов и способов подачи знакомого материала. Мне очень нравится один из принципов социо-игровой технологии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими сверстниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. Вячеслав Михайлович Букатов писал: «У социо-игровой технологии хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников». Мне кажется, что я на верном пути. Дети с удовольствием идут на занятия, а родители улыбаются, когда встречают.
Применяя в работе социо-игровую технологию, пользуюсь различными формами организации: игры с правилами, игры-соревнования, игры драматизации, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапию, различные тренинги, в том числе биоэнергопластику. Это интересное направление в логопедии, которое соединяет в себе содружественные движения артикуляционного аппарата с кистями рук, что способствует значительному ускорению процесса формирования речи. О том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, говорить не приходится, поскольку это доказано научными исследованиями. Не могу не вспомнить всем известные слова В. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев… А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Думаю, что буду дальше работать в этом направлении, так как это очень нравится детям и позволяет сочетать традиционную логопедическую методику с новаторством. Можно показать на экране или попросить выполнить два упражнения аудиторию.
Вспоминая слова Льва Толстого, сказанные вначале, нужно отметить, что каждый день, каждый небольшой временной отрезок бесконечно важен и значим для дошкольника, поэтому для детей подготовительной группы считаю необходимым усложнить форму организации социо-игровой технологии. Здесь приходит на помощь детская журналистика, которая основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний. Дети с увлечением занимаются интервьюированием, учатся взаимодействовать с информационной средой и социумом. Интервьюирование способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельный творческий поиск познания. С применением интервьюирования как средства успешного формирования речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи в моей практике можно познакомиться в проекте «Детская журналистика». Игровой метод интервьюирования дает возможность не только работать над совершенствованием речевых навыков, но и позволяет удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, уверенного в завтрашнем дне.
Таким образом, мой небольшой опыт, но большое желание искать, пробовать, экспериментировать, думаю, должны принести положительные результаты. У каждого человека есть возможность творить, а у меня такая возможность в профессии неисчерпаема. Речь – это не только важнейшее средство коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Мне предстоит открыть это дошколятам, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию лексических навыков учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
показать возможные варианты работы по формированию лексических навыков у учащихся старших классов с ТНР...
Интегрированная развивающая деятельность как средство формирования социально-коммуникативных и речевых умений у детей дошкольного возраста
«Целесообразно использовать преимущество интегрированныхзанятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дняразличные виды детской деятельности…» Минобразования РФ...
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представление опыта работы....
Конспект подгруппового занятия по развитию функции дыхания для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей логопедической группы по теме: «Зимние забавы детворы»
для порведения подгруппового занятия в старшейлогопедической группе....
Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи
Развитие навыков общения у детей с тяжелыми нарушениями речи Взаимоотношения можно рассматривать как продукт деятельности общения. Они зарождаются...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ
Предлагаю вашему вниманию статью с транслированием опыта по формированию навыков общения у детей с ТНР на базе МБДОУ№ 110...
Формирование самоконтроля над поставленными звуками у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче, правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, т...