Формирование самоконтроля над поставленными звуками у детей с тяжелыми нарушениями речи.
консультация (старшая группа)

Шмоткина Анастасия Ивановна

            Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче, правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи — звукопроизношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samokontrolya_nad_postavlennymi_zvukami.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование самоконтроля над поставленными звуками

у детей с тяжелыми нарушениями речи.

                                                                                    Шмоткина А.И. учитель-логопед

            Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче, правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи — звукопроизношение.

Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, регулирующая и контролирующая функции речи формируются с задержкой и неполноценно. Причиной этого являются проблемы, которые испытывают дети при восприятии, осознании и продуцировании речи.

Система работы по формированию самоконтроля за звукопроизношением реализуется, в форме фронтальных, подгрупповых и, в большей степени, индивидуальных занятий.

Выделяют три стадии формирования самоконтроля произношения в процессе коррекционно-педагогической работы: подготовительная, основная, завершающая.

        Основная стадия формирования самоконтроля состоит из трех этапов. 1. Этап постановки звука. Здесь широко используются знания детей, сформированные на подготовительной стадии: о строении артикуляционного аппарата, об общих и дифференциальных признаках фонем, воспроизведении правильной артикуляции звука и др. Умение воспроизводить положения органов артикуляционного аппарата позволяет более эффективно овладеть правильной артикуляцией звука

2. Этап закрепления и автоматизации. Эта работа начинается с включения новой артикуляции в слог, слово, без длительного закрепления ее изолированного произношения. Слоги отрабатываются по традиционной методике (с учетом фонетически оптимальной позиции). При произнесении слогов и слов внимание ребенка особо акцентируется на приемах самоконтроля.

         В период автоматизации целесообразно продолжать закреплять знания о способе и месте образования корригируемого звука, что способствует умению правильно воспроизводить и контролировать новые положения органов артикуляционного аппарата.

 3. Этап дифференциации. Здесь работа базируется на усвоенном материале. Проводится дифференциация звуков, как по артикуляторным, так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара, и уточняются опорные признаки при проговаривании слогов, слов, словосочетаний с ней.

На завершающей стадии работы, приобретенные навыки закрепляются в условиях естественной коммуникации (на занятиях, в игре, в повседневном общении и т. д.). Здесь значимая роль принадлежит не только педагогу, но и окружающим ребенка людям: воспитателям, родителям, которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в самостоятельную речь.

          Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над  поставленными звуками постоянно.

Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков).

В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.

Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.

Активным приемом формирования самоконтроля на раннем этапе являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку в формировании звуковой культуры речи.

В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение: "Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре громко, чётко говорим, никогда мы не спешим!"

Игровое упражнение "Попугай". Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его: "Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук. Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".

Предложить ребенку игру «Телефон»  произнести цепочку из слогов, слов или назвать ряд картинок: 1-«тихо», 2- «громко», 3- «тихо» и т. д. Таким же образом можно рассказывать чистоговорки, стихи, считалочки, потешки на отрабатываемые звуки и пр.

Для улучшения качества речи и формирования самоконтроля удачно использование разнообразных наклеек или фишек. За каждое правильно произнесенное слово ребенок может взять понравившуюся фишку. В конце упражнения подсчитывается результат.

Таким образом, обучение контролю за речью происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребенка контролировать чужую речь.

С этой целью использовать прием формирование у ребенка «детектора ошибок». Следует давать задания по контролю за речью друг друга (игра «Заметь ошибку», «Повтори мое задание своему соседу», «Поправь товарища").

  Игра  «Звезда» нужно повторить ряд слов за взрослым  после инструкции: - Сегодня ты будешь сам себя оценивать. Постарайся сам отыскать свои ошибки. Будь внимателен. Если ошибешься - нажми кнопку. Постарайся, чтобы звонок не прозвонил ни разу.

В дальнейшем такая инструкция дается при произнесении фраз, чистоговорок, далее, в процессе воспроизведения пересказов и составления рассказов, т.е. в связной речи.

       Одной из эффективных форм работы по формированию у дошкольников навыков самоконтроля, является создание «Звукового Чудо – дерева», на котором дети могут осознанно фиксировать и наглядно видеть свои достижения в преодолении неправильного произношения. Как показывает практика, зафиксированный результат легче воспринимается и запоминается. Каждый ребенок выбрал и поместил на веточке «Чудо - дерева» деревянное плоскостное изображение животного и осознанно отмечал свои успехи в автоматизации звуков, прикрепляя рядом со своим значком - любимцем наклейки звездочки или смайлики в случае правильного и безошибочного выполнения логопедического задания. Для этого необходимо научить детей определять и отмечать собственные достижения в речи, стремиться к их улучшению. Вместе с детьми установили правила, с помощью которых дети могли осознать и оценить свои действия:

- если ребенок правильно произносит звук изолированно, то рядом со значком приклеиваем синюю букву, обозначающую звук; - если ребенок произносит звук уже в слогах и словах, но еще не до конца правильно, то буква, обозначающую звук, меняет цвет на серебряный; - если ребенок произносит звук совершенно правильно, то цвет буквы становился золотым. И этим детям вручаются грамоты.

        В ходе использования данного авторского пособия, дети учатся оценивать свое произношение, слышать произношение других детей, выявлять причины трудностей, помогать своим друзьям при необходимости. В процессе обсуждений, что нужно сделать, чтобы все серебряные буквы-наклейки стали золотыми, дети, размышляя, говорили, что нужно всегда выполнять правила произношения не только в детском саду, но и дома.

Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

Литература:

1.Ключникова О. Е. Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 302-305. — URL https://moluch.ru/archive/211/51717/ (дата обращения: 07.10.2018). 

2. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие // В. М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов на Дону: Феникс.- 2009. С. 63–64. Винарская Е. Н. О слуховом самоконтроле процесса устного высказывания // Вероятностное прогнозирование, — М.: Провещение.- 1977

3. Овчинникава Т. С. Анализ умственной работоспособности детей с речевыми нарушениями // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб.: Питер.- 1996

4. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.- М.: МГУ- 1968

5. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника.-М.: ГНОМ и Д, 2007.
6.Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда.-М.: Владос, 2008. (Коррекционная педагогика).
7.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» . –– М.: Просвещение, 1989

8.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-rodite Контроль над поставленными звуками в речи ребёнка.

                   

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Формирование представлений о форме у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию представлений о форме у детей среднего и старшего дошкольного восраста с ТНР...

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на р...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Одной из актуальных и приоритетных форм в реализации междисциплинарного взаимодействия педагогов в дошкольном образовании выступает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит...