Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»
план-конспект занятия на тему
Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети из семей с неустойчивым типом воспитания (авторитарный, разрешительно-попустительский стили воспитания).
Для авторитарных родителей характерно ограничение свободы и автономии ребёнка.
Родители используют силовые методы воздействия, суровые дисциплинарные меры. Дети таких родителей чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх, они подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.
Родители с попустительской позицией не сдерживают своих детей ни в каких проявлениях, не ограничивают их поведение. Дети данных родителей избалованы, импульсивны, агрессивны, а минимум дисциплины в семье ведёт к социальной агрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»
Цель: исключить факторы в общении с ребёнком, которые могут провоцировать ребёнка на ответное агрессивное поведение.
Ход семинара
Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети из семей с неустойчивым типом воспитания (авторитарный, разрешительно-попустительский стили воспитания).
Для авторитарных родителей характерно ограничение свободы и автономии ребёнка.
Родители используют силовые методы воздействия, суровые дисциплинарные меры. Дети таких родителей чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх, они подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.
Родители с попустительской позицией не сдерживают своих детей ни в каких проявлениях, не ограничивают их поведение. Дети данных родителей избалованы, импульсивны, агрессивны, а минимум дисциплины в семье ведёт к социальной агрессии.
Первоисточником зарождения агрессивных проявлений является семья, отмечен рост агрессивных проявлений и среди населения.
Здесь можно назвать много источников:
- Падение промышленного производства.
- Алкоголизация.
- Наркотизация населения.
- Разжигание национальной розни.
Выделены 4 группы опасностей, которые исходят от города.
Первые две группы опасностей связаны с угрозой агрессии со стороны города: преступность, терроризм, доступность наркотиков, неблагоприятная экология, увеличение количества цыган, кавказцев. Третья группа – опасности от попустительства государственной власти: антисанитария и угроза отравления пищевыми продуктами, низкий профессионализм тех, от кого зависит жизнь, общее и психологическое здоровье – врачей, пожарных, сотрудников полиции, педагогов.
Четвёртая группа – субъективные психологические опасности – отчаяние, одиночество, бесперспективность, неуверенность в завтрашнем дне.
Таким образом, социально-психологический фон жизни населения неблагоприятен, а значит и социально-психологический фон семьи.
Дети учатся агрессивным проявлениям не только на реальных примерах, но и на символических. Согласно статистике в настоящее время на экране телевизоров за 1 час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на 1 час детских мультфильмов. К 14 годам подросток становится свидетелем 11000 убийств. Рост агрессивности среди детей привёл к тому, что необходима ранняя воспитательная работа с проявлениями агрессивности.
Ряд каких характерологических особенностей выделяют у агрессивных детей?
Как мы можем охарактеризовать агрессивного ребёнка?
- Низкий уровень эмпатии;
- Слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
- Слабо развит контроль над своими эмоциями;
- Ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно, т.е. заранее настроены на борьбу;
- Имеют неврологические недостатки:
А) неустойчивое рассеянное внимание;
Б) слабая оперативная память;
В) неустойчивое запоминание.
6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявляется слабо.
Для того, чтобы общение с агрессивным ребёнком было наиболее эффективным, познакомимся с приёмами конструктивного взаимодействия с детьми.
Первый приём – «Я- высказывание» - с помощью него мы сообщаем ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нём и не о его поведении, которое это переживание вызвало (Пример: ребёнок разговаривает во время объяснения задания), «ты – высказывание» содержит в себе негативную оценку, часто обвинение. После «ты – сообщения» педагог использует угрозу или приказ, что может вызвать сопротивление и протест. После «я – сообщения» используется просьба. «Я – сообщение» имеет ещё некоторое назначение:
- Это способ регуляции собственного эмоционального состояния;
- Это послание вашего внутреннего «я» внутреннему «я» ребёнка и устанавливает с ним контакт.
- Предполагает в общении с ребёнком позицию « не равных», вместо позиции «сверху» (трудности).
Прежде чем, как мы будем тренироваться в умении слушать свои чувства и формулировать «я – сообщения» поиграем в игру: «Мне в тебе нравится».
Цель: сплотить группу и повысить самооценку.
Оборудование: клубок шерсти.
Ход игры:
- Педагоги садятся в круг, ведущий передаёт клубок соседу (по часовой стрелке), со словами: «Мне в тебе нравится». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно можно отметить цвет глаз, волос, деталь одежды, черты характера, какой-либо поступок, учебное достижение. Когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, объединяющий группу в единое целое.
- Через 8-10 секунд ведущий возвращает клубок соседу со словами, «А мне в тебе нравится…», заканчивает фразу комплиментом.
Сейчас поучимся слушать себя: прислушиваться к своим чувствам.
Упражнение 1. Предлагаются ситуации с нежелательными действиями ребёнка. Нужно записать те чувства, переживания, которые откликаются не данную ситуацию.
Ситуация 1. Пролил в очередной раз сок на рубашку.
Ситуация 2. Ребёнок подрался с мальчиком в раздевалке.
Ситуация 3. Во время занятия ребёнок отвлекал остальных детей (раздражение, гнев).
Ситуация 4. Пришёл с улицы в грязной обуви, наследил, отказался убирать грязь (раздражение, обида).
Ситуация 5. Ребёнок уже не в первый раз кусает девочку (беспокойство, гнев).
Ситуация 6. На протяжении всей прогулки ребёнок толкал детей, не реагируя на замечания воспитателя (гнев, злость).
Упражнение 2. Предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций и варианты высказываний. Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я – сообщению». Обсуждение.
Упражнение 3. Предлагается составить «ты- сообщение» и «я - сообщение» в связи с заданной ситуацией (распределить между собой).
Ситуация 1. Педагог объясняет материал на доске, ребёнок разглядывает раздаточный материал и успевает корчить «рожицу соседу».
Ситуация 2. Ребёнок поел и оставил тарелку и чашку на столе.
Ситуация 3. Не даёт свои игрушки брату. Доводит его до слёз.
Ещё одним приёмом конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми является приём «активное слушание» - это способ сообщить ребёнку, что вы слышите его чувства, они нам не безразличны, и мы его понимаем и готовы проявить сочувствие.
Попробуем услышать чувства ребёнка в соответствии с заданной ситуацией.
Упражнение 1. Предлагаются карточки с описанием различных ситуаций. Нужно в среднюю колонку написать те чувства, которые испытывает ребёнок в этом случае, в правую – варианты своих ответов ребёнку.
Ситуация 1. Ребёнок подрался в раздевалке с мальчиком, т.к. те его дразнили.
Ситуация 2. Ребёнок отказывается идти к логопеду « У меня всё равно не получается говорить эту букву».
Ситуация 3. Ребёнок на музыкальном занятии долго занимался. Когда детям предложили присесть, он с разбега прыгнул на стул, последний сломался.
Ситуация 4. Ребёнок на занятии по рисованию пытается выполнить задание, у него не получается: «Я не могу и не буду рисовать».
Ситуация 5. Ребёнок сломал цветок, когда поливал комнатное растение и не сказал об этом воспитателю.
Ситуация 6. Мальчик решил помочь девочке завязать бантик, подошёл сзади, в этот момент девочка побежала, в результате мальчик сильно дёрнул её за волосы (чувства мальчика).
Упражнение 2. Разделитесь на 2 команды.
- Подумайте или вспомните о той ситуации, которая типична в ваших взаимоотношениях с ребёнком и вызывает беспокойство.
- Проиграйте данную ситуацию: вместо того, что вы обычно говорите ребёнку, составьте так ваш ответ, в котором вы назовёте чувства ребёнка.
Т. О. общение с агрессивными детьми – особая проблема, для разрешения которой требуются определённые навыки и умения, т.е. те, с которыми мы сегодня познакомились:
1) Умение говорить ребёнку о своих чувствах и переживаниях на языке «я – сообщений»;
2)Активно слушать внутренний мир ребёнка;
3) Обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
Но всё-таки повседневные интересы при работе с трудными детьми накладывают «своё отпечаток», а психологические перегрузки имеют тенденцию накапливаться, чтобы снять лишнее эмоциональное напряжение и вернуть хорошее самочувствие предлагаю элементы релаксации с применением глубокого дыхания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар - практикум "Взаимодействие с агрессивными детьми"
Семинар-практикум помогает педагогам понять психологические особенности агрессивных детей, причины агресивности, основные направления работы педагога с агрессивным ребёнком....
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме агрессивности , гиперактивности и тревожности у дошкольников.Задачи: познакомить педагогов с ...
"Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми".
Как помочь агрессивному ребёнку?Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных ...
Семинар-практикум 1. «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям (Психологический...
Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"
Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"...
Семинар-практикум на МО педагогов-стажистов ДОУ «Способы организации музыкально-творческой деятельности с детьми в условиях группы детского сада»
выписка из годового плана, выписка из протокола заседания МО...