"Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми".
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Косыгина Роза Юрьевна

Как помочь агрессивному ребёнку?

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности.

Прежде чем, как мы будем тренироваться в умении слушать свои чувства и формулировать «я – сообщения» поиграем в игру: «Мне в тебе нравится».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx546.6 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»

Подготовила:

педагог-психолог

Косыгина Р. Ю.

ст. Динская – 2019 год.

Цель: исключить факторы в общении с ребёнком, которые могут провоцировать ребёнка на ответное агрессивное поведение.

Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правил сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Выделяют следующие виды агрессии: физическая, вербальная, косвенная.

Как помочь агрессивному ребёнку?

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности.

Прежде чем, как мы будем тренироваться в умении слушать свои чувства и формулировать «я – сообщения» поиграем в игру: «Мне в тебе нравится».

Цель: сплотить группу и повысить самооценку.

Оборудование: клубок шерсти.

Ход игры:

  1. Педагоги садятся в круг, ведущий передаёт клубок соседу (по часовой стрелке), со словами: «Мне в тебе нравится». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно можно отметить цвет глаз, волос, деталь одежды, черты характера, какой-либо поступок, учебное достижение. Когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, объединяющий группу в единое целое.
  2. Через 8-10 секунд ведущий возвращает клубок соседу со словами, «А мне в тебе нравится…», заканчивает фразу комплиментом.

Сейчас поучимся слушать себя: прислушиваться к своим чувствам.

Упражнение 1. Предлагаются карточки с описанием различных ситуаций. Нужно в среднюю колонку написать те чувства, которые испытывает ребёнок в этом случае, в правую – варианты своих ответов ребёнку.

Ситуация 1. Ребёнок подрался в раздевалке с мальчиком, т.к. те его дразнили.

Ситуация 2. Ребёнок отказывается идти к логопеду « У меня всё равно не получается говорить эту букву».

Ситуация 3. Ребёнок на музыкальном занятии долго  занимался. Когда детям предложили присесть, он с разбега прыгнул на стул, последний сломался.

Ситуация 4. Ребёнок на занятии по рисованию пытается выполнить задание, у него не получается: «Я не могу и не буду рисовать».

Ситуация 5. Ребёнок сломал цветок, когда поливал комнатное растение и не сказал об этом воспитателю.

Ситуация 6. Мальчик решил помочь девочке завязать бантик, подошёл сзади, в этот момент девочка побежала, в результате мальчик сильно дёрнул её за волосы (чувства мальчика).

Упражнение 2. Разделитесь на 2 команды.

  1. Подумайте или вспомните о той ситуации, которая типична в ваших взаимоотношениях  с ребёнком и вызывает беспокойство.
  2. Проиграйте данную ситуацию: вместо того, что вы обычно говорите ребёнку, составьте так ваш ответ, в котором вы назовёте чувства ребёнка.

Картотека игр для агрессивных детей

Картотека №1 «Зеркало»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями. А затем- напарниками.

Картотека №2 «Связующая нить»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

Картотека №3 «Цыплята»

Цель: создание условий для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии.

Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

Картотека №4 «Где прячется злость?»

Цель: развитие способностей к сосредоточению, осознание своего поведения или состояния.

Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».

Картотека №5 «Изучение тарабарского языка»

Цель: создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению.

Ведущий говорит детям, что они научатся сегодня говорить на иностранном языке – тарабарском. Затем сначала рассказывает сам, а потом предлагает детям сказать какое-нибудь предложение, рассказать стихотворение, песенку на тарабарском языке.

Картотека №6 Сказка «Репка» (инсценировка)

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

Дети распределяют роли между собой. Кроме основных персонажей могут быть еще и дополнительные: бабочка, солнышко, дождик и т. д. Ведущий может быть как взрослый, так и кто то из детей. Ведущий рассказывает сказку на тарабарском языке, а другие участники ее инсценируют.

Картотека №7 «Передай сигнал»

Цель: сплочение группы, развитие способностей к сосредоточению и чувства ответственности.

Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал( 2 раза пожать руку, поднять руку вверх и т. д.). Получив справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена. Когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона»

Повторяется несколько раз.

Картотека №8 «Сочинение сказки»

Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.

Совместное сочинение со взрослым сказок и историй научит ребенка выражать свою тревогу, страх, даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою. Это поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний и в какой-то мере успокоить ребенка.

Картотека №9 «Зеркало наоборот»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,

произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Дети свободно располагаются в пространстве лицом к ведущему. Задача игроков выполнять действия противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий молчит, дети - кричат; ведущий сжимает руки в кулаки, дети - раскрывают ладошки; ведущий топает ногами, дети - хлопают в ладоши: ведущий раскидывает руки в стороны, дети - скрещивают руки на груди и т. д.

Картотека №10 «Голова - мяч»

Цель: снижение напряжения, создание позитивного настроения, формирование чувства близости с другими людьми.

Дети играют парами или, что сложнее, тройками. Для игры потребуется мяч средних размеров. Мяч лежит на табурете или кубе. Игроки опускаются на колени и зажимают мяч между головами. Если играют по двое, то задача детей - поднять мяч со стула и донести его до определенного места, например, до стены. Если играют по трое, то достаточно поднять мяч со стула и удерживать его так некоторое время. Удача сопутствует тем игрокам, которые действуют медленно и согласованно. Строго запрещается поддерживать мяч руками.

Картотека №11 «Ванька - Встанька»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми.

Дети по четыре - пять человек кружком сидят на полу, взявшись за руки. По команде ведущего одновременно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем, по команде ведущего, также садятся. Побеждает кружок, который встал и сел первым. Запрещается размыкать руки и опираться на них.

Картотека №12 «Звонари»

Цель: сплочение группы, развитие способностей к сосредоточению и чувства ответственности.

В отведенном для игры месте натянута веревка, на которую прикреплены на разной высоте и на некотором расстоянии друг от друга колокольчики (четыре-семь штук). Каждый колокольчик имеет порядковый номер. Дети играют по очереди. В руке у ребенка - звонаря палочка. Он называет номер колокольчика, в который собирается звонить, отмеряет на глаз расстояние до него (оптимально шесть - десять шагов, закрывает глаза (их лучше завязать платком, подходит и ударяет. Если удар точный, то ребенок возвращается на исходную позицию и выбирает следующий колокольчик. Если ребенок промахивается, то звонарем становится другой.

Картотека №13 «Шалтай - Болтай»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Дети хором произносят слова:

«Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Куда упал?

Во что попал?»

Ребенок-водящий с закрытыми (а лучше с завязанными платком) глазами опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, крупой, кнопками, пуговицами, семечками, камушками, бисером, ракушками и др. Определяет их содержимое, отдельно, правой и левой рукой. Игру можно усложнить, если в емкости смешаны два-три наполнителя.

Картотека №14 «Подари камешек»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям взять из коробки разноцветные камешки и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами«Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…» (называются положительные качества ребенка).

Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

Картотека №15 «Сороконожка»

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, создание позитивного настроения, сплочение группы.

Игра проводится под музыку, ритм музыки меняется от быстрого к медленному и наоборот.

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной «ножке», проползает между препядствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости. Очень хорошо!

Картотека №16 «Волшебный шарик»

Цель: снижение напряжения, агрессивности, развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

Картотека №17 «Все наоборот»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

«Выполним упражнение, в котором играющим нужно будет не повторять движения взрослого, а делать все наоборот. Если он поднимает руку, вы должны ее опустить. Он разведет ладони – вы сложите. Он махнет рукой вправо – вы немедленно влево. Он откроет книгу – вы закроете. А теперь без слов». Взрослый закрывает глаза… Кладет руку в карман… Сжимает пальцы рук… Идет вперед…Поворачивает направо…Ответ на любое движение всегда противоположен по направлению и скорости. Выполняющий неправильно упражнение выходит из игры.

Картотека №18 «Ласковые слова»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других, развитие навыков общения.

«Давайте, ребята, встанем в круг и будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он - своему и так - по кругу». Спросите детей, что приятнее получать - обидные или ласковые слова.

Картотека №19 «Ласковые лапки»

Цель: снижение напряжения, агрессивности.

Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенок закатывает рукава по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ребенка ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.

Картотека №20 «Волшебные клубочки»

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, невротических состояний.

«Ребята, смотрите, как много у нас разноцветных клубочков, какие они все красивые. Это волшебные клубочки, они тоже помогут избавиться нам от гнева. Каждый берет в руки по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. Молодцы!»

Картотека №21 «Единство»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Постоять надо так тихо, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива.

Картотека №22 «Давайте с вами поздороваемся»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга

При помощи рукопожатий. Сидя в кругу, все держатся за руки, поочередно пожимая их, смотрят друг на друга.

Картотека №23 «Котик»

Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

- нежится на солнышке (лежит на коврике)

-потягивается

- умывается

-царапает лапками с коготками коврик и т. д.

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты.

Картотека №24 «Липучка»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,

произвольный контроль, развитие навыков общения.

Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстника. При этом они приговаривают«Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руки, присоединяя его к своей компании. Затем они вместе ловят в свои «сети» других. Когда они все станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

Картотека №25 «Дождик»

Цель: создание условий, которые помогают выходу энергии ребенка.

Ребенок вместе со взрослым хлопает в ладоши во все убыстряющемся темпе.

Ведущий «Набежали тучки и пошел дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!

Картотека №26 «Знакомство»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

Ведущий, используя микрофон (заменитель микрофона, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.

- Что ты любишь делать в свободное время?

- есть ли у тебя старший брат? И т. д.

Картотека №27 «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Звучит веселая музыка.

Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек «голова дракона», последний – «хвост дракона»«Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

В роли «головы дракона» и «хвоста» должны побывать все участники.

Картотека №28 «Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, т. е. «грузят баржу» например, все слова на «н» (ножницы, нарциссы, ноль и т. д.)

Общение с агрессивными детьми – особая проблема, для разрешения которой требуются определённые навыки и умения, т.е. те, с которыми мы сегодня познакомились:

1) Умение говорить ребёнку о своих чувствах и переживаниях на языке «я – сообщений»;

2)Активно слушать внутренний мир ребёнка;

3) Обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Но всё-таки повседневные интересы при работе с трудными детьми накладывают «своё отпечаток», а психологические перегрузки имеют тенденцию накапливаться, чтобы снять лишнее эмоциональное напряжение и вернуть хорошее самочувствие предлагаю элементы релаксации с применением глубокого дыхания.C:\Users\pc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181128_094352.jpg

C:\Users\pc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181128_095110.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приёмов в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

Физические методы коррекции агрессивного поведения. Лингвистические упражнения. Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»

Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети...

Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...

Приёмы эффективного взаимодействия при агрессивных проявлениях

Презентация для выступления на пед.совете или мастер классе...

Статья «Приёмы работы воспитателя с агрессивными детьми»

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно ...