Театрализация, как форма проведения досугов и праздников.
материал на тему

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализация, как форма проведения досугов и праздников.

       Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, специалисты, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся  через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Я стараюсь, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребенку.

Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

1. Изобразительные движения и жесты.        

Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» - специально

подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают

элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,

прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.

Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка»,

«лиса» и др.

Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.

Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные

  характерные движения.

2.Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

 развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.

Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со

 стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность

 в себе.

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

 Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.

Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они

 стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются

 интересные образы.

В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.

Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.

 Затем детям дается  творческое задание, например: придти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.

Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.

Особое внимание я уделяю выразительности движений.

Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх и  хороводах.

3.Декламация.  Выразительное чтение.

На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.

Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.

4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по

 образам и содержанию деятельности.

Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт  восприятия музыки в творческих импровизациях.

Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от

начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные

 персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.

 Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.

Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.

     C помощью игр-драматизаций и мини-спектаклей, используемых на праздниках, у детей развиваются чувства нравственного понятия, социальные качества детей: играя, они понимают, как много значит коллектив и какая важная роль отводится в этом коллективе каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа об...

Консультация для родителей: "Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга"

Подвижная игра эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил....

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

Подвижная игра – это прекрасное средство формирования личности ребенка;  совершенствования физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота, сила);  умений, навыков; оздоровления организ...

Семинар-практикум для родителей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»

         Семинар-практикум для родителей с участием детей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»...

Коллективная аппликация "Цветочная полянка", младшая группа. Форма проведения - досуг.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»...

Сценарий семейного досуга к празднику 8 марта. Театрализация сказки "Волк и семеро козлят" на новый лад.

Сценарий театрализованной сказки "Волк и семеро козлят" на новый лад  разработан для детей средней группы с глубокими нарушениями зрения....

Конспект НОД с детьми старшей группы форма проведения – досуг направление: экологическое развитие тема «Мы любим природу»

Закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Развиватие творческих способностей детей, смекалки и сообразительности детей, их эрудиции. Воспитание в детях...