Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.
статья по физкультуре на тему

Громилина Людмила Владимировна

Подвижная игра – это прекрасное средство формирования личности ребенка;  совершенствования физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота, сила);  умений, навыков; оздоровления организма и развития его функций. 
  А так же залог психического здоровья и умственного развития! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная

форма проведения домашнего досуга.

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…

Каков ребенок в игре, так во многом он будет и в работе, прежде всего, в

игре…» Значит, игра, ее организация – ключ организации воспитания

ребенка.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это

своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость,

находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для

ребенка.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она

властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,

выдержки, самостоятельности. Она подчас является подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.

Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт,

сближают, отношения помогают установить контакт, сближают, открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.

Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединить родителей

и детей. Это позволяет родителям не превращать любое дело в суровую

необходимость, а придавать своим педагогическим целям увлекательный

характер и тогда позиция родителя становится кровным делом детей, а

воспитание – творчеством.

Известно, что игры бывают разные: ролевые, подвижные, дидактические,

спортивные, сюжетные и бессюжетные. Огромное значение в развитии детей имеют развивающие игры. Эти игры могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую пищу для развития творческой активности, интеллекта малыша, во-вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в- третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию – в дошкольном детстве.

В результате многочисленных исследований открылась удивительная

картина – от рождения до трех лет ребенок проходит половину своего

интеллектуального развития. То есть в самые первые годы жизни

закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности. Значит, первые годы жизни – самые ценные для его

будущего. Именно от мамы с папой в огромной степени зависят эти первые годы жизни.

Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в

младенческом и дошкольном возрасте, мы, тем самым, обрекаем его на

громадные затраты сил и времени на развитие способностей в будущем.

Подвижная игра является средством физического воспитания и занимает

важное место в режиме дошкольном возрасте.

Подвижные игры - естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Сюжетные подвижные игры используются во всех возрастных группах

ДОО. Однако, в младшем дошкольном возрасте они особенно популярны, т.к. строятся на основе имитационных движений. Эти движения подбираются исходя из опыта ребенка, его представлений и знаний об окружающем мире: явлениях природы, образе жизни и повадках знакомых ему животных и птиц, транспортных средствах и т.д.

Сюжетные игры и правила обуславливают характер движения играющих.

Одной из особенностей таких игр является возможность действовать на детей через образы роли, которые они выполняют, через правила, подчинение, которым обязательно для всех. Дети в них непосредственны в своем перевоплощении в персонажей игры, многократно повторяют такие важные для организма движения как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивание,

спрыгивание, перепрыгивание), ползание, перелезание, подлезание. К

сюжетным играм относятся такие как «Воробушки и автомобиль»,

«Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд», «Мой веселый

звонкий мяч», «Лохматый пес», «Кролики», «Трамвай» и т.д.

В группу бессюжетных игр входят игры, разные по характеру

организации: для большого количества одновременно играющих детей

(«Ловишки») и для небольших групп участников игры (игры с предметами

«Кегли», «Кольцеброс»), а также игры, где играющие делятся на команды

(игры-эстафеты).

Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным (нет лишь

образов) и основаны они, чаще всего, на беге в сочетании с ловлей и

увертыванием. Они доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако бессюжетные игры требуют от детей больше самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные, т.к. правила требуют от участников довольно быстрых и ловких движений.

Поэтому младшим дошкольникам даются только самые элементарные формы игр такого типа.

Подвижные игры с элементами соревнования доступны детям среднего и

старшего дошкольного возраста. Эти игры могут быть и индивидуальными

(«Кто быстрее до флажка»), и командными («Чье звено скорее соберется»). В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнований побуждают детей к

большей двигательной активности.

Подвижные игры с предметами требуют от детей более сложных

движений: метания, бросания, ловли, прокатывания мяча, колец и т.д., где

каждый ребенок выполняет основное действие игры независимо от других

участников, хотя их результаты являются стимулом к выполнению задания в целом, к улучшению собственных результатов. Поэтому уже в этих играх

используются все формы работы (физкультурные занятия, утренняя

гимнастика, физкультминутки, гимнастика пробуждения, физкультурные

досуги, праздники, самостоятельная двигательная деятельность), а также

способствует нормальному физическому развитию, укреплению и

сохранению здоровья, совершенствованию двигательных навыков.

Сюжетные подвижные игры используются во всех возрастных группах

ДОО. Однако, в младшем дошкольном возрасте они особенно популярны, т.к. строятся на основе имитационных движений. Эти движения подбираются исходя из опыта ребенка, его представлений и знаний об окружающем мире: явлениях природы, образе жизни и повадках знакомых ему животных и птиц, транспортных средствах и т.д.

Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным (нет лишних

образов) и основаны они, чаще всего, на беге в сочетании с ловлей и

увертыванием. Они доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако бессюжетные игры требуют от детей больше самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные, т.к. правила требуют от участников довольно быстрых и ловких движений.

Поэтому младшим дошкольникам даются только самые элементарные формы игр такого типа.

Подвижные игры с элементами соревнования доступны детям среднего и

старшего дошкольного возраста. Эти игры могут быть и индивидуальными

(«Кто быстрее до флажка»), и командными («Чье звено скорее соберется»). В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнований побуждают детей к

большей двигательной активности.

Подвижные игры с предметами требуют от детей более сложных

движений: метания, бросания, ловли, прокатывания мяча, колец и т.д., где

каждый ребенок выполняет основное действие игры независимо от других

участников, хотя их результаты являются стимулом к выполнению задания в целом, к улучшению собственных результатов. Поэтому уже в этих играх

проявляются некоторые элементы индивидуального соревнования. Игры с

предметами предполагают выполнение сложных двигательных заданий,

которые требуют определенных условий, поэтому играть в них

одновременно могут лишь небольшие группы детей.

Игры-забавы представляют собой двигательные задания, выполняемые в

необычных условиях (бег в мешках, собрать предметы с завязанными

глазами, и т.д.). такие задания выполняет малое количество участников, а

основная масса детей является зрителями. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им много радости. Но в то же время игры-забавы требуют от участников двигательных умений, ловкости.

К отдельной группе подвижных игр относятся спортивные игры, а точнее,

их элементы. Такие игры проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам и требуют специального оборудования и спортивных площадок, а также хорошей подготовки играющих. Проведение таких игр на свежем воздухе имеет неоценимое значение для здоровья детей.

Подвижная игра имеет огромное значение в физическом развитии

дошкольника и одновременно решает две очень важные задачи, о которых

необходимо здесь сказать. Это – образовательная и воспитательная задачи.

Большое образовательное значение имеет подвижная игра в социализации

детей, т.к. ребенок развивается в игре. В игре дети получают новые

ощущения, представления, понятия. Игра развивает у дошкольников

наблюдательность, сообразительность, умение анализировать ситуацию.

Сопоставлять и обобщать увиденное, учатся делать выводы.

В процессе игры дети проходят несколько этапов: от простого знакомства

и обучения простым движениям до совершенствования в игре.

Одновременно развиваются способности правильно оценивать

пространственные и временные отношения и быстро и правильно

реагировать на сложившуюся ситуацию. Воспитывается правильный

стереотип движения.

Большое образовательное значение имеет знакомство детей с народными

подвижными играми, с обычаями.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств:

быстроты. Выносливости, гибкости, силы, ловкости. Надо отметить. Что в

данном случае эти физические качества развиваются в комплексе.

Немаловажное значение имеет подвижная игра и в воспитании

нравственных качеств детей. Как правило, она носит коллективный характер, в связи с чем, учит детей правильно вести себя в коллективе, развивает чувство товарищества, солидарности, ответственности за действия друг друга.

Ведь именно в дошкольном детстве происходит формирование разных по

структуре и характеру основных движений, а для развития и

совершенствования их необходима систематичность в их выполнении.

Подвижные игры – это прекрасное средство формирования личности

ребенка, совершенствования физических качеств (выносливость, ловкость

быстрота, сила), умений. Навыков, оздоровления организма и развития его

функций, а также залог психического здоровья и умственного развития.      

Общество – это мы и наши дети. И от нас, взрослых, зависит, как эти

судьбы сложатся, как разовьется творческий потенциал каждого конкретного ребенка. А для этого необходимо, чтобы игра в период дошкольного детства была важнейшей и неотъемлемой частью процесса воспитания. Ведь дети играют, как дышат.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа об...

Консультация для родителей: "Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга"

Подвижная игра эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил....

Семинар-практикум для родителей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»

         Семинар-практикум для родителей с участием детей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»...

Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.

  А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, так во многом он будет и в работе, прежде всего, в игре…»  Значит, игра, ее организация – кл...

Консультация для родителей "Подвижные игры и игровые упражнения - увлекательная форма проведения домашнего досуга"

Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают,открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души....