Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.
статья по физкультуре на тему
Подвижная игра – это прекрасное средство формирования личности ребенка; совершенствования физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота, сила); умений, навыков; оздоровления организма и развития его функций.
А так же залог психического здоровья и умственного развития!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_i_uprazhneniya-uvlekatelnaya_forma_provedeniya_dosuga.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная
форма проведения домашнего досуга.
А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…
Каков ребенок в игре, так во многом он будет и в работе, прежде всего, в
игре…» Значит, игра, ее организация – ключ организации воспитания
ребенка.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это
своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость,
находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для
ребенка.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она
властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,
выдержки, самостоятельности. Она подчас является подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт,
сближают, отношения помогают установить контакт, сближают, открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.
Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединить родителей
и детей. Это позволяет родителям не превращать любое дело в суровую
необходимость, а придавать своим педагогическим целям увлекательный
характер и тогда позиция родителя становится кровным делом детей, а
воспитание – творчеством.
Известно, что игры бывают разные: ролевые, подвижные, дидактические,
спортивные, сюжетные и бессюжетные. Огромное значение в развитии детей имеют развивающие игры. Эти игры могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую пищу для развития творческой активности, интеллекта малыша, во-вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в- третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию – в дошкольном детстве.
В результате многочисленных исследований открылась удивительная
картина – от рождения до трех лет ребенок проходит половину своего
интеллектуального развития. То есть в самые первые годы жизни
закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности. Значит, первые годы жизни – самые ценные для его
будущего. Именно от мамы с папой в огромной степени зависят эти первые годы жизни.
Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в
младенческом и дошкольном возрасте, мы, тем самым, обрекаем его на
громадные затраты сил и времени на развитие способностей в будущем.
Подвижная игра является средством физического воспитания и занимает
важное место в режиме дошкольном возрасте.
Подвижные игры - естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Сюжетные подвижные игры используются во всех возрастных группах
ДОО. Однако, в младшем дошкольном возрасте они особенно популярны, т.к. строятся на основе имитационных движений. Эти движения подбираются исходя из опыта ребенка, его представлений и знаний об окружающем мире: явлениях природы, образе жизни и повадках знакомых ему животных и птиц, транспортных средствах и т.д.
Сюжетные игры и правила обуславливают характер движения играющих.
Одной из особенностей таких игр является возможность действовать на детей через образы роли, которые они выполняют, через правила, подчинение, которым обязательно для всех. Дети в них непосредственны в своем перевоплощении в персонажей игры, многократно повторяют такие важные для организма движения как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивание,
спрыгивание, перепрыгивание), ползание, перелезание, подлезание. К
сюжетным играм относятся такие как «Воробушки и автомобиль»,
«Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд», «Мой веселый
звонкий мяч», «Лохматый пес», «Кролики», «Трамвай» и т.д.
В группу бессюжетных игр входят игры, разные по характеру
организации: для большого количества одновременно играющих детей
(«Ловишки») и для небольших групп участников игры (игры с предметами
«Кегли», «Кольцеброс»), а также игры, где играющие делятся на команды
(игры-эстафеты).
Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным (нет лишь
образов) и основаны они, чаще всего, на беге в сочетании с ловлей и
увертыванием. Они доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако бессюжетные игры требуют от детей больше самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные, т.к. правила требуют от участников довольно быстрых и ловких движений.
Поэтому младшим дошкольникам даются только самые элементарные формы игр такого типа.
Подвижные игры с элементами соревнования доступны детям среднего и
старшего дошкольного возраста. Эти игры могут быть и индивидуальными
(«Кто быстрее до флажка»), и командными («Чье звено скорее соберется»). В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнований побуждают детей к
большей двигательной активности.
Подвижные игры с предметами требуют от детей более сложных
движений: метания, бросания, ловли, прокатывания мяча, колец и т.д., где
каждый ребенок выполняет основное действие игры независимо от других
участников, хотя их результаты являются стимулом к выполнению задания в целом, к улучшению собственных результатов. Поэтому уже в этих играх
используются все формы работы (физкультурные занятия, утренняя
гимнастика, физкультминутки, гимнастика пробуждения, физкультурные
досуги, праздники, самостоятельная двигательная деятельность), а также
способствует нормальному физическому развитию, укреплению и
сохранению здоровья, совершенствованию двигательных навыков.
Сюжетные подвижные игры используются во всех возрастных группах
ДОО. Однако, в младшем дошкольном возрасте они особенно популярны, т.к. строятся на основе имитационных движений. Эти движения подбираются исходя из опыта ребенка, его представлений и знаний об окружающем мире: явлениях природы, образе жизни и повадках знакомых ему животных и птиц, транспортных средствах и т.д.
Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным (нет лишних
образов) и основаны они, чаще всего, на беге в сочетании с ловлей и
увертыванием. Они доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако бессюжетные игры требуют от детей больше самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные, т.к. правила требуют от участников довольно быстрых и ловких движений.
Поэтому младшим дошкольникам даются только самые элементарные формы игр такого типа.
Подвижные игры с элементами соревнования доступны детям среднего и
старшего дошкольного возраста. Эти игры могут быть и индивидуальными
(«Кто быстрее до флажка»), и командными («Чье звено скорее соберется»). В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнований побуждают детей к
большей двигательной активности.
Подвижные игры с предметами требуют от детей более сложных
движений: метания, бросания, ловли, прокатывания мяча, колец и т.д., где
каждый ребенок выполняет основное действие игры независимо от других
участников, хотя их результаты являются стимулом к выполнению задания в целом, к улучшению собственных результатов. Поэтому уже в этих играх
проявляются некоторые элементы индивидуального соревнования. Игры с
предметами предполагают выполнение сложных двигательных заданий,
которые требуют определенных условий, поэтому играть в них
одновременно могут лишь небольшие группы детей.
Игры-забавы представляют собой двигательные задания, выполняемые в
необычных условиях (бег в мешках, собрать предметы с завязанными
глазами, и т.д.). такие задания выполняет малое количество участников, а
основная масса детей является зрителями. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им много радости. Но в то же время игры-забавы требуют от участников двигательных умений, ловкости.
К отдельной группе подвижных игр относятся спортивные игры, а точнее,
их элементы. Такие игры проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам и требуют специального оборудования и спортивных площадок, а также хорошей подготовки играющих. Проведение таких игр на свежем воздухе имеет неоценимое значение для здоровья детей.
Подвижная игра имеет огромное значение в физическом развитии
дошкольника и одновременно решает две очень важные задачи, о которых
необходимо здесь сказать. Это – образовательная и воспитательная задачи.
Большое образовательное значение имеет подвижная игра в социализации
детей, т.к. ребенок развивается в игре. В игре дети получают новые
ощущения, представления, понятия. Игра развивает у дошкольников
наблюдательность, сообразительность, умение анализировать ситуацию.
Сопоставлять и обобщать увиденное, учатся делать выводы.
В процессе игры дети проходят несколько этапов: от простого знакомства
и обучения простым движениям до совершенствования в игре.
Одновременно развиваются способности правильно оценивать
пространственные и временные отношения и быстро и правильно
реагировать на сложившуюся ситуацию. Воспитывается правильный
стереотип движения.
Большое образовательное значение имеет знакомство детей с народными
подвижными играми, с обычаями.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств:
быстроты. Выносливости, гибкости, силы, ловкости. Надо отметить. Что в
данном случае эти физические качества развиваются в комплексе.
Немаловажное значение имеет подвижная игра и в воспитании
нравственных качеств детей. Как правило, она носит коллективный характер, в связи с чем, учит детей правильно вести себя в коллективе, развивает чувство товарищества, солидарности, ответственности за действия друг друга.
Ведь именно в дошкольном детстве происходит формирование разных по
структуре и характеру основных движений, а для развития и
совершенствования их необходима систематичность в их выполнении.
Подвижные игры – это прекрасное средство формирования личности
ребенка, совершенствования физических качеств (выносливость, ловкость
быстрота, сила), умений. Навыков, оздоровления организма и развития его
функций, а также залог психического здоровья и умственного развития.
Общество – это мы и наши дети. И от нас, взрослых, зависит, как эти
судьбы сложатся, как разовьется творческий потенциал каждого конкретного ребенка. А для этого необходимо, чтобы игра в период дошкольного детства была важнейшей и неотъемлемой частью процесса воспитания. Ведь дети играют, как дышат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа об...
Консультация для родителей: "Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга"
Подвижная игра эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил....
Семинар-практикум для родителей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»
Семинар-практикум для родителей с участием детей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»...
«Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга» Консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей...
Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга.
А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, так во многом он будет и в работе, прежде всего, в игре…» Значит, игра, ее организация – кл...
Консультация для родителей "Подвижные игры и игровые упражнения увлекательная форма проведения домашнего досуга"
Подвижные игры и игровые упражнения...
Консультация для родителей "Подвижные игры и игровые упражнения - увлекательная форма проведения домашнего досуга"
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают,открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души....