Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (средняя группа)
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №3 г.Елец
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Составила: воспитатель: Желонкина Н.А
Сентябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Сбор урожая на огороде. | Способствовать расширению представлений детей об овощах, которые растут на огороде. Упражнять в сборе овощей; учить определять спелые овощи; ввести в словарь детей названия овощей и слова, обозначающие их признаки; вызвать радость от результатов совместного труда. | Чтение стихотворения Ю. Тувима « Овощи». Чтение пословиц и поговорок о труде. Игровое упражнение « Собери урожай» Труд: сбор урожая. |
Беседа и организация в уголке природы выставки « Дары природы». | Закреплять представление об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад—огород; накоплению эмоционально—положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. | Организация в уголке природы выставки « Дары природы». Беседа « Кто что принес». Д/и « Опиши, мы отгадаем» (по схеме « Способы сенсорного обследования»). Приход сказочного персонажа: две корзины-овощи и фрукты. Д/и «Разложи правильно». Беседа о труде человека по выращиванию овощей и фруктов. Д/и « Угадай, что съел» |
Занятие« Подарок от Незнайки» | Расширять представления детей о рыбке и условиях ее жизни в аквариуме (строение, условия жизни, оборудование и уход за аквариумом). Способствовать развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдения в точном слове. Развивать логическое мышление. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к рыбке, умение радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться её красотой, стремление сохранять её живой и здоровой. Активизация словаря: тело овальной формы, на спине, на животе и на хвосте - плавники, хвостовой плавник, чешуя, золотистая, блестящая, туловище двигается, плавает вверх, вниз, быстро, медленно, сухой корм, вода чистая, прозрачная, водоросли. | В гости к детям приходит Незнайка и приносит банку с рыбкой. Беседа « Что есть у рыбки» ( с использованием моделей). Игра—имитация « Мы— рыбки». Беседа « Условия содержания аквариумных рыбок». Труд: кормление рыбки. Чтение стихотворения про рыбку. |
Совместный труд с воспитателем по замене воды в аквариуме. | Закреплять знания детей о рыбках, способах ухода за ними. Воспитывать бережное отношение к рыбкам. Способствовать накоплению детьми эмоционально—положительного отношения к труду | Игра-имитация « мы рыбки». Наблюдение за рыбками. Сделать вывод: надо поменять воду в аквариуме. Дети самостоятельно моют камешки из аквариума |
Октябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Занятие « Путешествие в царство комнатных растений» | Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | На занятие приходит Карлсон и устраивает беспорядок в уголке природы. Беседа о комнатных растениях. Изучение строения растения по схеме. Д/и « Какого растения не стало». Пальчиковая гимнастика «Цветок» |
Беседа « Деревья и кустарники на участке детского дома» | Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему—модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношения к растительному миру природы. | Проблемная ситуация: в гости к ребятам приходит Кролик и просит помощи —он не может добраться до дома Пятачка по плану. Рассматривание плана с изображением деревьев и кустов. Д/и « Выбери правильно». Беседа « Какие растения есть на участке детского дома». Игра—имитация « Мы - листики осенние». Д/и «С какого дерева листок». |
Прогулка « Труд людей осенью»» | Расширять знания детей о труде взрослых осенью. Воспитывать уважение к труду. Вызывать желание оказывать посильную помощь взрослым. Учить осторожно выкапывать цветок с клумбы и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки. Воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. | Беседа о труде дворника осенью. Пересадка цветущих растений с участка в группу ( ноготки, маргаритки). |
Занятие «Заготовим семена» | Сформировать у детей представление о строении растения. Закрепить знания детей внешнего вида плода с иллюстрацией конкретного растения. Вырабатывать умения устанавливать правильное отношение к сверстникам и взрослым, видеть себя глазами окружающего. | Проблемная ситуация: помочь зайке—всезнайке заготовить семена овощей, чтобы весной их посадить. Дидактическая игра «Назови правильно овощ, подбери картинку». Рассматривание иллюстраций, где растут овощи. Рассматривание овощей. Сбор семян помидоров. |
Ноябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа «На бабушкином дворе» | Конкретизировать представления о домашних животных; дать первоначальные представления об их образе жизни и приносимой ими пользе; вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними; развивать речь, мышление. | Курочка Ряба приглашает детей в деревню к бабушке, чтобы познакомить их со своими друзьями. Беседа « На бабушкином дворе». Д/и « Кто чем питается». Загадывание загадок о домашних животных. Д/и « Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает». |
Наблюдение за кроликом. | Уточнить представления детей о кролике (небольшое животное, шерсть белая, мягкая, пушистая; на голове длинные уши, рот, глаза красные, хвост короткий); учить устанавливать связь между характером движения животного и строением его конечностей; уточнить знания о том, чем питается кролик; активизировать словарь за счет слов, обозначающих признаки и действия кролика; воспитывать у детей интерес у животным, желание заботиться о них. | Рассматривание альбома « Домашние животные». Чтение О. Высотская « Снежный кролик», А. Блок « Зайчик». Рассматривание кролика. Беседа « Зачем надо ухаживать за кроликом». Пальчиковая игра « Кролик». Кормление кролика. |
Проблемно—этическая беседа « Кому нужна вода» | Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимать ценности и значимость воды в жизни всего живого; необходимости беречь воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | В группу приходит кукла Маша, вся испачканная. Беседа «» Что нужно для чистоты». Работа по картинке схеме « Где в природе есть вода». Д/и « Кому нужна вода» |
Наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы « Как помочь растению» | Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями | Проблемная ситуация: Карлсон приносит детям комнатное растение, которое завяло. Исследование: « Что нужно растению для роста». Беседа « Как нужно поливать». Игровое упражнение « Научим Карлсона мыть растение» ( с использование моделей). |
Декабрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа о птицах нашего края. Рассматривание альбома « Птицы» | Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Учить видеть особенности в их строении и поведении, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения. Способствовать развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умение модель в качестве плана рассказа, воспитывать чувство заботы о птицах. | Рассматривание альбома «Птицы». Загадывание загадок о птицах. Беседа « Что мы знаем о птицах». Рассматривание модели « Птицы». Игра—звукоподражание « Кто как кричит». Чтение В.Зотов «Воробей», «Снегирь», « Сорока», «Ворона» |
Наблюдение за птицами на кормушке. Подкормка зимующих птиц. | Учить узнавать и называть некоторых зимующих птиц (ворона, сорока, синица, снегирь); закреплять особенности их поведения, активизировать словарь детей; вызывать интерес к наблюдению, чувство сострадания к зимующим птицам, желание их покормить. | Отгадывание загадок о птицах. Игра—инсценировка А. Пчельниковой « Птичка». Беседа « Как помочь птицам зимой». П/и «Птичка и кот». Кормление птиц на кормушке. |
Занятие « Если дома живет птичка». Посев овса для птички в уголке природы. | Обогащать и углублять представления детей о птице как о живом существе ( особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах в уголке природы, трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого приручили. | Рассматривание птички в клетке. Беседа «Что есть у птички» (с использованием моделей). Игра с перышками. Беседа « Как ухаживать за птичкой»(с использованием моделей). Кормление птички. |
Труд на участке: изготовление цветного льда и украшение им новогодней елки. | Учить детей изготавливать игрушки изо льда, заливать расцвеченную воду в форму, предварительно опустив в нее петельку из нитки. Вызывать у детей радость от выполненной работы. Развивать эстетический вкус. | Объяснение и показ способов изготовления игрушек из цветного льда. Украшение ими новогодней елки. Чтение стихотворений. Хоровод возле елки. |
Январь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Опыт по выявлению потребности растения во влаге. | Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. | Поставить два цветка разные сосуды с водой. В одном есть вода, в другом нет. Проследить за увяданием второго. Сделать вывод: растению для жизни нужна вода. |
Беседа « Комнатные растения» (сравнительный рассказ о бальзамине и алоэ). | Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растений и способов удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса детей к комнатным растениям и желания за ними ухаживать. | Рассматривание альбома « Комнатные растения». Рассказ воспитателя о строении растения по моделям. Д/и « Собери цветок» |
Обучение детей способам уборки пыли с комнатных растений. | Учить детей узнавать среди комнатных растений фикус и герань, сравнивать их по значимым для ухода признакам( характер поверхности листьев, их количество, расположение) Учить устанавливать связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли( влажной или сухой тряпочкой). Формировать представление о том, что растения живые—они дышат листьями. Поддерживать интерес к уходу за комнатными растениями. | Незнайка приносит детям новые комнатные растения. Обследование цветов. Практическое упражнение по уходу за цветами. ( с использованием моделей). |
Беседа « Как живут растения зимой» | Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям зимой (мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. | Почтальон принес письмо от Незнайки. Он просит детей помочь ему ответить на вопрос: живы ли растения зимой? Рассматривание картин « Зимний лес», «Зимние забавы». Беседа «Как живет растение зимой». |
Февраль
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Наблюдение за хомяком с элементами труда: « Будь здоров и весел, хомяк». | Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; освоению детьми представлений о способах ухода за хомяком; расширению представлений о повадках хомячка, его потребностях; установлению детьми связей между повадками и способами ухода за ним. | Наблюдение за хомячком. Поисковая деятельность «Что любит хомячок». Трудовая деятельность: помощь воспитателю в уборке клетки и кормлении хомячка. |
Труд в природе « Поможем елке—она живая» | Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели; показать, как стряхивают снег с веток, когда его много, чтобы он свой тяжестью не сломал ветви; как прикапывают ствол снегом, чтобы корням было тепло. | Чтение стихотворений о ели. Рассматривание ели на прогулке. Стряхивание снега с веток. Окапывание снегом деревьев. |
Беседа с элементами труда « Посадим лук» | Развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растений; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад. | Беседа « Что за растение лук?». Загадывание загадок о луке. Исследовательская работа. Подготовка к трудовому процессу. Работа по схеме « Компоненты труда» Изготовление дневников наблюдений. |
Чтение экологической сказки « Зеленый друг». Уход за проросшими луковицами. | Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений. Прививать трудолюбие, желание ухаживать за посадками. | Наблюдение за ростом лука. Труд: полив лука. Чтение « Зеленый друг» обсуждение прочитанного. |
Март
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Наблюдение « У нас в гостях морская свинка» | Создать условия для ознакомления детей с морской свинкой, ее внешним видом; для выявления наиболее ярких признаков внешнего вида морской свинки: короткие круглые уши, нет хвоста, тело покрыто шерстью, не умеет прыгать; для развития любознательности; воспитывать желание ухаживать и заботиться о животном. | Игровой сюрпризный момент: приходит зайчик с корзинкой, в которой морская свинка. Беседа « Как выглядит морская свинка». Упражнение « Покормим свинку». |
Труд: посадка гороха в уголке природы. | Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять последовательность трудовых действий. Формировать практические навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда. | В группе появляется Буратино и просит детей научить его выращивать новые растения. Обсуждение процесса посадки с помощью моделей. Посадка гороха. В дальнейшем ведется длительное наблюдение за посадками и зарисовки детей. |
Опыт: необходимость тепла для роста растений. | Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений | Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно — в теплое место, другое — в холодное. Сделать вывод о значении тепла для растений. |
Занятие: « Весенний букет» | Способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, их пространственное расположение; развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа; пониманию способа ухода за комнатными растениями, выращивать их, создавать уют и эстетическое оформление помещений. | Игровой сюрпризный момент: Незнайка и приносит комнатное растение—фиалку. Беседа о фиалке. Д/и « Собери цветок». Д/и «Что любит фиалка». Полив растения. |
Апрель
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Опыт: «Упрямое растение» | Уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений, развивать наблюдательность. | Поставить каланхоэ на несколько дней в темное место. Что произойдет? Выполнение зарисовок в дневнике наблюдений. |
Занятие: «Веснянка знакомит с новым комнатным растением» | Познакомить с новыми растениями (геранью душистой и геранью обыкновенной); учить сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству; упражнять в исследовательской деятельности; продолжать учить последовательному и полному рассказу об объекте; воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. | На занятие приходит Веснянка.и загадывает загадку о растении. Беседа о строении растения. Д/и « Цветы». Беседа об уходе за комнатными растениями. Составление описания растения. Пальчиковая игра « посадим цветы». Д/и « Живые картинки». |
Прогулка «поможем дворнику». | Дать понятие о труде дворника, о его рабочем инвентаре. Прививать интерес к труду взрослых, воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке. Узнавать на карточках орудия труда дворника. | Беседа о весенних явлениях в природе. Рассматривание рабочего инвентаря дворника. Беседа о труде дворника по уборке участка. Физкультминутка « поможем дворнику убрать участок» (имитация движений). Труд на прогулке: подмести веранду. Собрать камешки, палочки и т.д. |
Занятие « Путешествие в весенний лес» | Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба; повышение температуры воздуха; таяние снега, сосульки, капель; проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; прилет птиц, строительство гнезд; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений). Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | На занятие приходит Буратино и просит помочь разобраться, о каком времени года идет речь в стихах. Чтение стихотворений о весне. Д/и « Угадай правило». Беседа о весне с использованием моделей. Рыхление земли на газонах. |
Май
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Экскурсия в парк. Наблюдение за трудом взрослых на цветнике | Расширять знания детей о постепенных изменениях в жизни природы весной. Познакомить с трудом взрослых весной—устройство клумб, высадка рассады цветов. Формировать эстетические чувства детей. | Наблюдения за погодой за изменением погоды с приходом весны. Наблюдение за работой взрослых на цветниках. Трудовая деятельности: подготовка грядок к посеву семян. |
Беседа с элементами труда: «Айболит и растения» | Продолжать работу по формированию у детей желания не болеть и укреплять весной свое здоровье витаминной пищей. Знакомить с признаками хорошего состояния комнатных растений. Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание за ним ухаживать. | На занятие приходит доктор Айболит. Беседа «Витамины на нашем окне». Рассматривание комнатных растений. Обучение детей способу рыхления почвы в горшке с растением и опрыскиванию растений. Труд детей: рыхление и полив растений. |
| Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период—почки, листья, цветы, основные потребности, части растений); формированию умению устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей вреде (солнечный свет, тепло. Влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение); развивать умение различать деревья по листьям, цветам; воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | Беседа о весне. Работа по картинкам «Сад ранней весной», «Цветущий сад». Чтение стихотворения «Яблонька» И.Токмаковой. Д/и « От какого дерева листок». Игра—имитация «Собери нектар» |
Беседа « Каждый день с хлебом» | Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | В гости к детям приходит заяц Касьян. Беседа о хлебе. Игра « Каравай» Чтение стихотворений о хлебе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Ручной труд» в подготовительной к школе группе
В данном пермпективном планировании включены тема НОД, тематика недели, задачи, методы и приемы технологии ТРИЗ, количество часов, затрачиваемых на каждое занятие и используемая литература....
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (младшая группа)
Перспективное планирование...
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (старшая группа)
перспективный план...
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (подготовительная к школе группа)
перспективный план...
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей по развитию финансовой грамотности дошкольников средней группы
Перспективное планирование разработано на основе методитческого пособия Любимовой Л.В. Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников / Л.В. Люби...
Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством труда в природе».
Мы все прекрасно знаем, что труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Он оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развит...