Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (младшая группа)
методическая разработка (младшая группа) на тему
Перспективное планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie._mladshaya_grupa.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №3 г.Елец
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МЛАДШАЯ ГРУППА
Составила: воспитатель: Желонкина Н.А
Сентябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Знакомство с корнеплодами репы и моркови. Дидактическая игра «Угадай, что съел» | Учить различать морковь и репу, знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: морковь длинная, красная, твердая, гладкая, сладкая и вкусная; репа круглая, желтая, твердая, гладкая, вкусная. Развивать различные ощущения детей, их речь, умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. Учить различать овощи по вкусу, знать, что их можно есть. | Игровой момент: приходит сказочный персонаж—Дед из сказки «Репка». Рассматривание овощей, принесенных дедом. Беседа и обследование овощей. Определение овощей на вкус. Загадывание загадок об овощах. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи». |
Чтение и драматизация сказки «Репка». Дидактическая игра «Посади овощи на свое место» | Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделей. Закрепить знания о месте их произрастания — огороде. Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай. | Чтение сказки « Колобок». Дидактическая игра «Посади овощи на свое место». Рассматривание картинок с изображением овощей. Драматизация сказки «Колобок» |
Знакомство с помидором, огурцом и картофелем. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости. Знать их названия, знать, что их можно есть. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. | Игровой момент: приходит сказочный персонаж— Дед из сказки «Репка». Обследование овощей, беседа. Рассматривание альбома « Овощи» |
Прогулка на огород. Наблюдение за трудом взрослых по сбору урожая. | Закреплять знания детей об овощах, выращенных людьми на огороде. Прививать любовь к труду. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание оказывать помощь взрослым в уборке урожая. | Наблюдение за трудом взрослых по уборке урожая. Чтение детям стихов об овощах, пословиц и поговорок о труде. |
Беседа с элементами труда « Что можно приготовить из овощей». | Закрепить знания детей об овощах, о способах их приготовления. Продолжать привлекать детей к элементарной трудовой деятельности. Развивать чувство коллективизма, понимать личный вклад в общее дело, испытывать положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата. | Письмо от Хрюши: Степашка любит овощи. Задача: надо приготовить салат для Степашки. Знакомство с кулинарной книгой, рецептами блюд из овощей. Составление последовательности трудового процесса по схеме. Приготовление салата. Обсуждение пользы салата. |
Октябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Что мы вырастим в саду» | Учить различать фрукты (яблоко, грушу, сливу). Знать названия плодов, их сенсорные характеристики. Развивать различные ощущения детей: зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные, развивать речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. Активизировать знания об овощах— вспоминать и называть знакомые плоды. | Загадывание загадок об овощах и фруктах. Рассматривание альбома «Труд людей в природе». Наблюдение за трудом взрослых на огороде. Дидактическая игра « Чудесный мешочек» |
Организация в уголке природы выставки «Дары природы» | Способствовать расширению представлений детей о выращивании овощей и фруктов на огороде и в саду, накоплению эмоционально— положительного отношения у труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов. | Загадывание загадок об овощах и фруктах. Рассматривание альбома «Труд в природе». Помощь взрослым в сборе урожая яблок. Организация выставки в уголке природы. |
Беседа с элементами труда «Готовим угощение из фруктов» | Закрепить знания детей о фруктах, о способах их приготовления. Учить детей проявлять гостеприимство. Принимать личное участи в элементарных трудовых процессах. | Приходит в гости Хрюша. Проблемная ситуация: приготовить салат из овощей. Составление последовательности трудового процесса по схеме. Приготовление салата. |
Труд: мытье комнатных растений. | Формировать у детей знания о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты, учить трудовым действиям и их последовательности, формировать умение соотносить результат с целью. | Мишка приносит детям пыльное растение беседа. Почему это произошло. Осуждение структуры трудового процесса с использованием модели. Труд детей—мытье комнатного растения. |
Ноябрь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Рассматривание открыток « Аквариумные рыбки», альбома « Рыбы» | Обогащать знания детей о видах аквариумных рыбок. Дать детям знания о строении рыбок, разной окраске, Способах передвижения, месте обитания. | Рассматривание альбома и открыток с изображение рыб. Беседа об увиденном. Загадывание загадок о рыбке, чтение стихотворений. Чтение Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу». Дидактическая игра «Где спряталась рыбка». |
Занятие « Кто такая рыбка» | Учить детей узнавать и называть золотую рыбку, видеть некоторые особенности внешного вида: красивая, золотая, большая; выделять некоторые части тела (хвост, плавники, глаза, рот). Познакомить с некоторыми особенностями поведения: живет в воде, плавает с помощью плавников, хватает ртом корм. Дать знания о том, что рыбку нужно кормить. Познакомить с кормом для рыбки. Способствовать накоплению эмоционально—положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой, стремиться сохранить ее живой и здоровой. | Сюрпризный момент: подарок от Мишки—золотая рыбка. Обследование рыбки. Кормление рыбки. Наблюдение за рыбкой. Подвижная игра « Мы рыбки». Рассказывание стихотворения о рыбке. |
Наблюдение за трудом воспитателя по замене воды в аквариуме. | Закреплять знания детей о рыбках. Воспитывать бережное отношение к рыбкам. Способствовать накоплению детьми эмоционально—положительного отношения к труду. | Игра–имитация «Мы—рыбки». Наблюдение за трудом воспитателя по замене воды. Беседа о необходимости ухода за рыбками. Помощь воспитателю: помыть камешки и кормушку из аквариума. |
Занятие «Заготовим семена» | Сформировать у детей представление о строении растения. Закрепить знания детей внешнего вида плода с иллюстрацией конкретного растения. Вырабатывать умения устанавливать правильное отношение к сверстникам и взрослым, видеть себя глазами окружающего. | Проблемная ситуация: помочь зайке—всезнайке заготовить семена овощей, чтобы весной их посадить. Дидактическая игра «Назови правильно овощ, подбери картинку». Рассматривание иллюстраций, где растут овощи. Рассматривание овощей Сбор семян помидоров. |
Декабрь
Мероприятие | Цели и задачи | |
Рассматривание альбома «Птицы» Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за птичкой. | Расширять знания детей о птичке, способах ухода за ней. Закреплять название птицы—канарейка. Вызывать у детей стремление оказывать помощь по уходу за птичкой. | Рассматривание альбома о птицах. Чтение стихотворений о птицах. Наблюдения в уголке природы. |
Занятие «Птицы и рыбки у нас дома» | Продолжить знакомить детей с живыми объектами, которые можно содержать в домашних условиях. Закрепить правила ухода за птицами и рыбками, знания об особенностях их жилья, особенностях их питания. Воспитывать бережное и дружелюбное отношение к живым существам. Закреплять умение перевоплощаться в разные образы. | Беседа об обитателях уголка природы, о необходимости ухода за ними. Дидактическая игра «Превращение». Подвижная игра «Кто где любит спать?» |
Труд в уголке природы: «Посеем овес для птички» | Познакомить детей с семенами овса и их посевом на зелень для подкормки птиц. Прививать любовь к труду. Воспитывать аккуратность, бережливость. | Рассматривание семян овса. Составление последовательности трудового процесса по схеме. Посев овса в контейнер. |
Наблюдение за птицами на кормушке. Подкормка зимующих птиц. | Учить узнавать и называть некоторых зимующих птиц (снегирь, синица); познакомить с особенностями поведения птиц; активизировать словарь детей; вызвать интерес к наблюдению. Вызывать у детей чувство сострадания к зимующим птицам, желание их покормить. | Наблюдение за птицами на прогулке. Загадывание загадок о птицах. Подвижная игра «Птичка и кот». Игра—звукоподражание « Кто как кричит». Подкормка птиц. |
Труд: поливка комнатного растения. | Показать детям потребность растений во влаге. Обучить самому процессу поливки. Привлекать детей к мытью поддонов и кашпо для растений. Вызвать у детей желание ухаживать за растением. | Дидактическая игра «Угадай по описанию». Мишка приносит детям растение, которое завяло. Обсуждение хода трудового процесса с помощью моделей. Самостоятельный труд детей. |
Январь
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Занятие « Как помочь растению» | Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями | Проблемная ситуация: Карлсон приносит детям комнатное растение, которое завяло. Исследование: « Что нужно растению для роста». Беседа « Как нужно поливать растение». Полив растения. |
Труд в природе « Поможем елке—она живая». | Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели6 показать, как стряхивают снег с веток, когда его много, чтобы он свой тяжестью не сломал ветви; как прикапывают ствол снегом, чтобы корням было тепло. | Чтение стихотворений о ели. Рассматривание ели на прогулке. Стряхивание снега с веток. Хоровод возле ели. |
Изготовление цветного льда и украшение им новогодней елки на участке детского дома. | Учить детей изготавливать игрушки изо льда: заливать расцвеченную воду в формочки, предварительно опустив в форму петельку из нитки. Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела. | Объяснение и показ способ изготовления игрушек из цветного льда. Практическая деятельность: украшение елки. Чтение стихотворений о елке |
Труд в уголке природы: «Ухаживаем за овсом » | Учить детей ухаживать за посевами овса. Обращать внимание детей на то, как охотно едят птички овес зимой, вызвать у ребят удовлетворение от того, что они позаботились о своих питомцах. Дать знания о целебных свойствах лука | Пояснение и показ способов ухода за овсом. Наблюдение за их ростом. Уход за посадками |
Февраль
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Занятие «Путешествие в деревню к бабушке» | Способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни); развитию умения устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человеке; воспитывать заботливое отношение к домашним животным; развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа. Познакомить с ролью взрослого в уходе за животными. | На занятие приходит Курочка Ряба и приглашает в деревню к бабушке. Рассказ воспитателя о домашних животных. Игра-имитация «Кто как кричит». Отгадывание загадок о животных. |
Наблюдение за кроликом. Кормление кролика. | Познакомить детей с новым для них животным—кроликом, особенностями его внешнего вида (длинные уши, большие черные глаза, на теле мягкая, пушистая шерсть, короткий хвост и т.п.) Уточнить, что кролик прыгает. Учить кормить кролика морковкой. Учить детей не боятся кроликов, гладить его осторожно. Закрепить знание слов: шерсть, грызет. | Загадке о кролике, зайце. Наблюдение за кроликом. Рассказ воспитателя о кролике. Кормление кролика. Чтение И. Акимушкин. «Чем кролик на зайца не похож» |
Труд: посадка лука в уголке природы. | Уточнить представление детей о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки); формировать навыки посадки луковиц (поместить в лунку, крепко нажать и присыпать землей, полить); вызвать интерес к выращиванию растений; активизировать употребление слов, обозначающих особенности луковиц, их части, а также действия детей, связанные с посадкой. | В гости к детям приходит дед из сказки «Репка» и просит помочь ему вырастить лук. Загадывание загадок о луке. Рассматривание и обследование луковиц. Показ способа посадки лука. Посадка лука. |
Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг» | Закреплять знания детей об условиях, необходимых для выращивания растений. | Наблюдение за ростом лука. Чтение сказки и обсуждение прочитанного. |
Март
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Занятие «У нас в гостях морская свинка» | Создать условия для ознакомления детей с морской свинкой, ее внешним видом для выявления наиболее ярких признаков внешнего вида морской свинки: короткие круглые уши, нет хвоста, тело покрыто шерстью, не умеет прыгать; для развития любознательности; воспитывать желание ухаживать и заботиться о животном. | На занятие приходит зайчик с морской свинкой. Рассматривание свинки. Рассказ о том, чем она питается. Упражнение «Покормите свинку». Наблюдение за животным. |
Труд на участке: « Посыпаем ледяные дорожки песком» | Учить детей посыпать ледяные дорожки песком. Формировать у детей чувство ответственности за хорошо выполненную работу. Вызывать эмоционально—положительные чувства детей. | Беседа «Почему дорожки стали скользкими» Что надо сделать? Показать, как надо посыпать дорожки песком. Совместный труд с воспитателем: посыпка дорожек песком. |
Прогулка « Вот какие птички, птички невелички» | Знакомить детей с характерными признаками весны. Закреплять знания о птицах, об их жизни в весенний период. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда. Познакомить с трудом людей весной (изготовление скворечников). Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, любознательность, сочувствие. | Игра «Доскажи словечко». В гости приходит матрешка и проводит с детьми игру « Звуки и голоса природы». Загадывание загадок о птицах. Игра «Назови, кого не стало». Подвижная игра «Найди волшебную шапочку», « Птички и автомобиль». Чтение А. Плещеев «Весна», Л. Толстой « Птица свила гнездо». |
Занятие « Цветы на подоконнике» | Закреплять знания детей о комнатных растениях. Познакомить с названиями 2-3х комнатных растений. Развивать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Учить детей сравнивать растения, находить сходство и различие во внешних признаках | Беседа о комнатных растениях. Дидактическая игра « Найди такое же растение». Дидактическая игра « Что растениям необходимо для роста». Психогимнастика «Я растение». Практическая работа: полив комнатных растений, удаление пыли с помощью влажной тряпочки. |
Апрель
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Поможем дворнику» | Дать понятие о труде дворника, о его рабочем инвентаре. Прививать интерес к труду взрослых, воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке. Узнавать на карточках орудия труда дворника. | Беседа о весенних явлениях в природе. Рассматривание рабочего инвентаря дворника. Беседа о труде дворника по уборке участка. Физкультминутка «Поможем дворнику убрать участок» (имитация движений). Труд на прогулке: подмести веранду. Собрать камешки, палочки и т.д. |
Экскурсия в парк. Наблюдение за трудом взрослых на цветнике. | Расширять знания детей о постепенных изменениях в жизни природы весной. Познакомить с трудом взрослых весной—устройство клумб, высадка рассады цветов. Формировать эстетические чувства детей. | Наблюдения за погодой над изменением погоды с приходом весны. Наблюдение за работой взрослых на цветниках. |
Труд: посадка семян гороха, в огороде. | Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними. | На занятие зайчик приносит семена гороха и просит детей научить его сажать семена. Рассматривание и обследование семян. Загадывание загадок о горохе. Показ способа посадки семян. Трудовые действия: посев семян. |
Занятие « Что за чудо черепаха» | Развивать умение различать живые существа от неживых и называть отличия. Формировать знания о черепахе как о живом существе: она дышит, передвигается, ест, видит, чувствует. Раскрыть характерные признаки ее внешнего вида: тело покрыто панцирем. Познакомить с типичным поведением черепах. Вызвать у детей симпатию, интерес к черепахам; воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться о них. | Игра «У оленя дом большой». На занятие приходит почтальон и приносит посылку от Незнайки. В ней—черепаха. Рассматривание черепахи. Игра «Зарядка для черепахи». Показ способа кормления и ухода за черепахой. |
Май
Мероприятие | Цели и задачи | Методика |
Беседа « Каждый день с хлебом» | Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | В гости к детям приходит заяц Касьян. Беседа о хлебе. Игра « Каравай» Чтение стихотворений о хлебе. |
Наблюдение за золотой рыбкой ( повторное). Кормление рыбки. | Уточнить и закрепить представления о внешнем виде и повадках рыбки (тело покрыто чешуей; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках, на хвосте; глазами рыбка смотрит, куда плыть, где корм; рыбка живет в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не может и т.д.; рыбка живая—о ней надо заботиться, кормить. Обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума. | Сюрпризный момент: на занятие приходит Мишка, дети рассказывают ему, что они знают о рыбке. Беседа о рыбке с помощью моделей. Игра—имитация «Мы рыбки». Чтения стихотворения И. Байрамов « Рыбка», И. Токмакова « Где спит рыбка». |
Наблюдение за хомяком с элементами труда « Будь здоров и весел, хомяк». | Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомяком: освоению детьми представлений о способах ухода за хомяком4 расширению представлений о повадках хомячка, его потребностях; установлению детьми связей между внешним строением и особенностями поведения хомячка, между повадками и способами ухода за ним. | Сюрпризный момент: Мишка приносит клетку с хомячком. Наблюдение за хомячком. Поисковая деятельность детей. « Что любит хомячок». Труд: кормление хомячка. |
Труд: Сажаем цветы на клумбе» | Воспитывать в детях чувство прекрасного. Познакомить с растениями, живущими на улице. Учить последовательности во время посадки семян. Дать представление о семенах - это будущие растения. Развивать интерес к развитию и росту растений, учить быть любознательными и наблюдательными | Беседа о комнатных растениях. Знакомство с семенами. Обследование семян. Рассказ воспитателя о последовательности посева семян (с помощью моделей). Чтение стихотворений о цветах. Труд: посев семян. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Ручной труд» в подготовительной к школе группе
В данном пермпективном планировании включены тема НОД, тематика недели, задачи, методы и приемы технологии ТРИЗ, количество часов, затрачиваемых на каждое занятие и используемая литература....
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (средняя группа)
перспективный план...
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (старшая группа)
перспективный план...
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (подготовительная к школе группа)
перспективный план...
Календарно - тематическое планирование по теме недели: Витаминная корзинка (Фрукты. Труд людей в саду). Подготовительная группа
Календарно - тематическое планирование в подготовительной группе. Тема недели: Витаминная корзинка (Фрукты. Труд людей в саду). Цель: закреплять обобщающие понятия «фрукты»; хара...
Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством труда в природе».
Мы все прекрасно знаем, что труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Он оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развит...