Программа "Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Струкова Леся Ивановна

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Только во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни»

Пояснительная записка:

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В приобщении к здоровому образу жизни старшие дошкольники являются наиболее перспективной возрастной категорией. В этот период происходят усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Старше дошкольники сознательно относятся к усвоению знаний, умеют подчинять свои действия поставленным перед ними задачам.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Только во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его здоровье.

Взаимодействие ДОУ и семьи подразумевает воздействие поведения, мнения, действий, родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни, приобщения их к физической культуре.    

При организации работы по формированию здорового образа жизни детей необходимо повышение уровня валеологической культуры не только родителей, но и воспитателей.

Обязательным условием реализации программы является создание в группе единого образовательно-оздоровительного пространства для воспитателей, воспитанников и их родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, в рамках которого родители являются непосредственными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Целевая аудитория:

- воспитатели (в том числе  молодые педагоги);

- родители детей старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации:  сентябрь – май

Количество часов: 25 ч.

Цели программы:

- повышение педагогической компетентности воспитателей при организации взаимодействия ДОУ с семьей по формированию здорового образа жизни детей;

- повышение педагогической компетентности родителей по формированию здорового образа жизни детей.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьями воспитанников по формированию у детей здорового образа жизни;

- привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада, повысить их педагогическую грамотность в вопросах формирования у детей предпосылок к здоровому образу жизни;

- формировать культуру здорового образа жизни и положительную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья у дошкольников;

- обучение практическому опыту взаимодействия с ребенком старшего дошкольного возраста по приобщению его к здоровому образу жизни;

- распространение положительного опыта семейного воспитания здорового ребенка.

Исходя из задач, определены следующие направления работы.

Повышение педагогических умений воспитателей: планирование работы с родителями; педагогическое самообразование педагогов; педагогический опыт; консультации и семинары с воспитателями.

Целью работы с педагогическим коллективом является   формирование валеологической культуры, развитие коммуникативных умений, подготовка к взаимодействию с родителями. Для реализации цели рекомендуются такие формы работы, как анкетирование, наблюдение, семинары-практикумы по повышению компетентности педагогов в области здорового образа жизни; практикум по повышению коммуникативной культуры воспитателей; адресная помощь педагогам; взаимопосещения, обмен опытом.

Работа с молодыми педагогами:

- дополнительное консультирование,

- собеседование,

- взаимопосещения с целью внедрения рациональных, действенных приемов работы опытных педагогов (открытые просмотры режимных моментов, занятий);

- самоанализ своей деятельности.

Направления работы по организации взаимодействия ДОУ с семьей по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни

Направление

Цели и задачи

Формы и методы

Информационно-аналитическое

- повысить уровень педагогической компетентности воспитателей;

- изучить степень осведомленности родителей и педагогов по проблеме формирования у детей здорового образа жизни

- анкетирование воспитателей и родителей

Мотивационное

- вызвать у педагогов и родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности;

- установить эмоциональный контакт между воспитателями и родителями;

- заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ

- оформление информационных стендов, выпусков семейных газет по проблеме воспитания здорового ребенка;
- посещение физкультурно-оздоровительных мероприятий детей групп старшего возраста;

- наглядные формы (буклеты, памятки, закладки и др.)

Просветительское

- познакомить воспитателей с формами работы по организации взаимодействия с родителями по формированию ЗОЖ;

- познакомить родителей с особенностями психофизиологического развития старших дошкольников;  

- повысить уровень педагогической культуры родителей

- организация педагогической библиотеки по теме формирования ЗОЖ;
- индивидуальные беседы;

- консультации (групповые и индивидуальные);
- деловые игры;

- круглые столы;
- открытые мероприятия для родителей;

- мастер-классы;

- интернет-копилка семейного опыта;

- родительские собрания

Практическое

- дать практические рекомендации педагогам и родителям по  приобщению детей к ЗОЖ с учетом их возрастных особенностей  

- повышение квалификации воспитателей;

- организация семейных выставок и конкурсов;  
- изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
- участие в досуговых мероприятиях;
- непосредственное участие в образовательно-оздоровительном пространстве: совместные подвижные игры, физические упражнения, минутки здоровья и др.)

Интерактивное

- включить родителей в единый образовательно-оздоровительный процесс посредством использования интерактивных и информационных технологий

- использование интерактивной доской в совместной деятельности детей, педагогов и родителей;
- интерактивные игровые упражнения  для закрепления задач Программы в домашних условиях;
- Интернет-совет (индивидуальное интернет-общение воспитателя и родителей по вопросам воспитания здорового ребенка)

План работы с родителями по формированию у детей старшей группы здорового образа жизни

Дата

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

1.Анкетирование

 «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»

2.Беседа «Что такое ЗОЖ?

3.Памятка «Здоровье - главное богатство человека».

4. Папка – передвижка «Здоровье ребенка в наших руках»

Определение роли семьи в формировании ЗОЖ у  детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья  детей.

Октябрь

1.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа.

2. «Физкульт – ура! Ура! Ура!» (памятки, рекомендации, профилактики нарушения плоскостопия, осанки; комплексы упражнений).

3. Индивидуальные беседы с родителями: «Спортивная обувь для занятий физкультурой».

4. Спортивный праздник «Мы спортивная семья».

Пропагандировать  ЗОЖ,  познакомить с мерами профилактики плоскостопия, нарушения осанки, напомнить о необходимости приобретения спортивной обуви.

Ноябрь

1.Папка-передвижка

«Закаливание детей».

2. Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе».

3. Родительское собрание «Здоровый образ жизни.  Нужные советы».

4. Консультация «Витамины в росте и развитии ребенка».

Познакомить родителей с пользой витаминов для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.

 Напомнить, что температурный режим  в группе  благоприятно влияет  на самочувствие детей.

Декабрь

1.Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».

2. Устные беседы «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

3. Тест-анкета для родителей: «Состояние здоровья вашего ребенка».

4. Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы».

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д/с.

Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы д/с и семьи.

Январь

1.Консультация для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

2. Консультация «Как приучить ребенка чистить зубы».

3. Памятка «Советы по укреплению здоровья детей».

4.Посещение зарядки «Зарядка для детей».

Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.

Февраль

1.Памятки: «Точечный массаж носа или волшебные точки». «Игры, которые лечат».

2.Папка-передвижка «Все о дыхании ребенка».

3.Развлечение « Игры на свежем воздухе».

4. Памятка «Занятия зимними видами спорта и здоровье детей».

Познакомить родителей с техникой точечного массажа.

Вызывать интерес к зимним видам спорта на свежем воздухе, играм и развлечениям, потребность в физических упражнениях и играх.

Март

1.Консультация «Семь великих и обязательных «не».

2. Дискуссионный

клуб «К вопросу о … здоровье».

3.Совместное изготовление дорожек здоровья.

4. Консультация «Поможем доктору Айболиту».

Объединение усилий педагогов и родителей по формированию ЗОЖ у детей.

Апрель

1.Оздоровительный  досуг

«Праздник русской рубахи».

2. Консультация «Организация физических упражнений дома».

3. Папка-передвижка «Берегите зрение детей».

4. Памятка «Игры для коррекции искривления осанки».

Воспитывать интерес к русским народным подвижным играм, потешкам, прибауткам.

Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.

Май

1. Мониторинг заболеваемости воспитанников  группы, сопоставление с  предыдущим учебным годом.

2.Родительское собрание «Итоги года».

3. Советы родителям:

«Дети наше повторение». Работа над своими ошибками.

Ожидаемые результаты по организации работы по взаимодействию ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста:

- для педагогов: качественное освоение инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей; повышение профессионального уровня педагогов; улучшение качества работы по формированию ЗОЖ у детей; личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение;

- для родителей: сформированная активная родительская позиция; повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья; активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ;

- для детей: сформированные навыки здорового образа жизни; правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям; сформированность потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом - мой друг" (проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии).

Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.Необходимо ...

Проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников " Безопасный интернет"

Цель: формировать у детей знание правил безопасного пользования интернетом...

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников

Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодейств...

Режим дня в дошкольном образовательном учреждении как основной фактор формирования здорового образа жизни ребенка.

Режим дня в ДОУ начинается с отношения периодов бодрствования и сна. Для дошкольников полноценный сон - один из главных источников здоровья и развития. Систематическое недосыпание болезненно отражаетс...

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...