проект как мотивация к познанию
консультация по теме
Консультация для воспитателей. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности, позволяющей эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника.Алгоритм действий взрослого и детей на первом, втором, третьем этапе освоения проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность дошкольника | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект как мотивация к познанию. (для воспитателей).
Как показывает практика, у детей снижается мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний, умений в новой для них ситуации, для решения каких - то проблем.
Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. По определению В. Ротенберга, поисковая деятельность – это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности.
На основе анализа работ отечественных ученых (А.Запорожец, Д.Эльконин, М.Лисина и др.) Н.Поддьяков , выделил два этапа детской активности: 1) собственная активность ребенка, полностью определяемую им самим, его внутренним состоянием; 2) активность ребенка, стимулируемую взрослым.
Уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации способствует развитию его творчества и личности в целом. Психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их со - деятельности, сотворчества позволяет найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития. Таким источником является творческий проект. Проектная деятельность развивается поэтапно и при поддержке взрослого.
В возрасте от 3,5-4 до 5 лет проектная деятельность носит подражательный характер. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень знаний не позволяет ребенку в полной мере определять самостоятельность в выборе проблемы и решения ее- активная роль принадлежит взрослому. Ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне.
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования.
Первый ша г - интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.
Второй шаг- постановка цели проекта, его мотивация.
Третий шаг- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
Четвертый шаг - совместное движение взрослого и детей к результату.
Пятый шаг - совместный анализ выполненного проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решать проблему необходимо замечать и поощрять.
К Концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый этап - развивающий уровень проектирования. Прежде всего это опыт общения со сверстниками, совместная помощь друг другу. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок уже может сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и сверстников. Развивается самоконтроль и самооценка.
Алгоритм действий взрослого и детей на втором этапе освоения проектирования.
Первый шаг – выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
Второй шаг – совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
Третий шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого определение средств реализации проекта.
Четвертый шаг – выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого.
Пятый шаг – обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успеха и неудач.
Шестой шаг – совместное определение перспективы развития проекта.
Третий – творческий этап развития проектной деятельности характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. К концу шестого года жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.
Алгоритм действий взрослых на третьем этапе освоения проектирования.
Первый шаг – постановка детей в определенные условия; выделения проблемы.
Второй шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
Третий шаг – планирование деятельности детьми; определение средств реализации проекта.
Четвертый шаг – выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу.
Пятый шаг – обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
Шестой шаг – определение перспективы развития опыта.
Поэтапное и грамотное планирование взрослым позволяет формировать личностные качества ребенка(умение работать в команде, подчинять свой темперамент, характер, умение решать творческие споры, оказывать помощь участникам действия, делиться своим опытом со сверстниками, оценивать каждого).
Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные занятия кружка "Умелые ручки". Творческие проекты детей как мотивация к познанию.
Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы ...
Мотивация к познанию.
«... Дети любят искать, сами находитъ. (В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам лживой жизни. Может быть, самое трудное - научить их пони...
Проект - как мотивация к познанию
В настоящее время увеличивается количество детей, у которых отмечается снижение положительной мотивации к процессу познания, речевая примитивность и скудность. В связи с этим актуальной становиться не...
Из опыта работы педагогического коллектива, в рамках Региональной Инновационной Площадки. Взаимодействие специалистов ДОУ в образовательной деятельности центра «Мотивации к познанию и речевого развития»
Использование элементов мульттерапии в социально-коммуникативном развитии дошкольников...
Повышение мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья через стимуляцию зрительного, слухового, тактильно-кинестетического анализаторов.
В статье освещается опыт работы по повышению мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»
Консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»...
Консультация для педагогов "Проект как мотивация к познанию"
Познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на интересующие е...