Из опыта работы педагогического коллектива, в рамках Региональной Инновационной Площадки. Взаимодействие специалистов ДОУ в образовательной деятельности центра «Мотивации к познанию и речевого развития»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Использование элементов мульттерапии в социально-коммуникативном развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы педагогического коллектива
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Золотая рыбка» Г.О. Балашиха
в рамках Региональной Инновационной Площадки
"Повышение качества образовательного процесса на основе использования полимедийного оборудования, как средства коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"
Творческая группа:
Ермоленко И.Н. – Зам по ВМР
Нетесова М.В. – педагог-психолог
Пучкова Н.А. – учитель-логопед
Литвинова М.Н. – учитель-логопед
Вариант взаимодействия специалистов ДОУ в образовательной деятельности центра «Мотивации к познанию и речевого развития»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЛЬТТЕРАПИИ В СЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель проекта
Создать эффективную модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения для развития мотивации к познанию и коррекции речи детей посредством использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения нового содержания и качества дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи проекта
Образовательные:
- Обновить содержание образования по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием полимедийного оборудования как средства коррекции речи детей.
- Формировать процесс подготовки дошкольников по обучению грамоте с использованием информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
- Способствовать развитию инновационных форм в работе с детьми дошкольного возраста для предупреждения у них вторичных расстройств речи.
- Закреплять навыки работы с полимедийным оборудованием в центре Мотивации к познанию и речевого развития как средства коррекции речи.
- Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) по вопросам образования и развития детей, путем внедрения инновационных форм и методов работы.
Воспитательные:
- Стимулировать интерес к образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий.
- Расширить представления детей о современном окружающем мире путем овладения современными информационно-коммуникативными технологиями.
В ДОУ организуется и осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми, включающая создание условий для реализации психолого-логопедического сопровождения детей, имеющих проблемы в речевом и познавательном развитии.
Работа «Центра мотивации к познанию и речевого развития» нашего учреждения строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ: воспитателя, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда.
Одним из направлений интеграции деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда является интегрированная коррекционно-развивающая НОД по развитию речи детей, согласно перспективному плану по недельным лексическим темам.
Учитывая специфику старшего дошкольного возраста, для успешного коммуникативного развития детей, недостаточно просто овладеть правильным лексико-грамматическим строем речи. Необходимо и очень важно освоить навыки конструктивного социального общения.
С этой целью педагогом-психологом, в тесном сотрудничестве с творческой группой ДОУ, в рамках РИП, с сентября 2016г. проводятся в старшей логопедической группе развивающие психопрофилактические мероприятия по социально-коммуникативному развитию детей с использованием элементов мульттерапии.
В ходе мероприятий разрабатывается и апробируется Рабочая программа педагога-психолога по «Социально-коммуникативному развитию дошкольников с использованием элементов мульттерапии». Одна из целей работы над проектом является распространение положительного практического опыта в этом направлении деятельности. Разработка рекомендаций для использования программы педагогами других ДОУ в своей работе.
Актуальность использования программы.
Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Поэтому психопрофилактические мероприятия по социально-коммуникативному развитию должны начинаться, как только ребенок делает первые шаги в большой мир, а значит, как только он приходит в детский сад.
Совместный просмотр мультипликационных фильмов как способ передачи ребенку необходимого общественного опыта, занимает особое место в программе, обеспечивая единство культурного пространства и преемственность поколений. Преимущество визуальных образов над другими зафиксировано в вековой народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С появлением кино у человека появилась уникальная возможность быть очевидцем, а значит и непосредственным участником происходящих на экране событий.
Мультфильм – рисованное кино или ожившая сказка, – поэтому все, что учеными говорилось о терапевтическом воздействии сказки, и все, что говорилось об эмоциональном воздействии кино, относится и к мультфильму. Более того, просмотр правильно подобранного мультфильма – один из самых безопасных видов деятельности ребенка. Вся настороженность, эмоциональное напряжение, раздраженность, негативизм ребенка отступают, защита снимается, эмоциональный фон становится более позитивным, а сам ребенок более восприимчивым к усвоению необходимых для успешной социализации форм поведения. А это немаловажно, учитывая, что в настоящее время может оказаться так, что только на экране ребенок может увидеть достойные подражания образцы поведения взрослого человека.
Просмотр мультфильмов, как и рассматривание, и анализ сюжетных картинок, помогают задействовать визуальный канал восприятия ребенка.
Для совместного просмотра мы используем только отечественные мультфильмы, выпущенные до 2000 года (преимущественно нашу мульт-библиотеку составляет серия «Союзмультфильм») - для поиска необходимых мультфильмов пользуемся электронными ресурсами.
Просмотр отечественной мультипликации представляет для ребенка достаточно серьезную интеллектуальную деятельность, требует непрерывного сосредоточения на сюжете, без которого невозможно осмысление происходящих событий, их причинно-следственных соотношений. А современному ребенку без помощи взрослого трудно поддерживать достаточный уровень концентрации внимания. В то время как непрерывно мельтешащие перед глазами фигуры героев, однообразие, скудость и отсутствие глубинного смыслового подтекста сюжетных линий зарубежной анимации не требуют от ребенка каких-либо существенных интеллектуальных усилий, и даже, отвернувшись и поиграв в игру, он может спокойно вернуться к созерцанию происходящего на экране, не задаваясь вопросом: «А что там я пропустил?»
Для активизации аудиальной системы ребенка используются комментарии к действиям героев мультфильма, стимулирование собственной речи детей вопросами, обсуждение событий и поступков героев мультфильма, отреагирование эмоциональных состояний, дидактические игры и упражнения.
Комментируя значимые события, особенности поведения героев, а так же обращая внимание на их чувства и причины возникновения этих чувств, высказывая одобрение или порицание действиям героев мультфильма, можно, минуя критичность сознания, непосредственно влиять не только на восприятие ребенка, но и закладывать этические установки, определяющие поведение зрелого человека в ситуациях нравственного выбора.
Очень важной частью является обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма и после каждой игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению «…"банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние», становится неотъемлемой частью личного жизненного опыта ребенка.
Для активизации кинестетической системы ребенка используются различные игры.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. В игре ребенок овладевает различными образцами поведения и учится самостоятельно разворачивать сложные для него, энергоемкие виды деятельности (игровую, учебную). В игре ребенку предоставляется возможность примерять на себя разные роли, чтобы отреагировать свое эмоциональное состояние, получить «обратную связь» от своих сверстников и значимого взрослого и скорректировать свое поведение, достигая нужного результата. В игре формируется и оттачивается ориентация на партнера, на потребности другого человека.
Для активизации познавательной активности детей используются различные дидактические игры, экспериментирование и конструирование.
Стремление насытить программную деятельность элементами эмоционального сопереживания, приводит к тому, что постоянство эмоциональных контактов становится необходимостью для ребенка.
Цель работы по программе: Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Задачи:
- Гармонизация эмоционального состояния.
- Формирование и развитие способности к конструктивным формам общения с окружающими.
- Стимулирование познавательной мотивации детей.
- Стимулирование интереса детей к окружающему миру и друг другу.
- Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, речи, мышления.
- Расширение кругозора.
- Формирование позитивной самооценки.
- Создание условий для развития партнерских отношений, умения сотрудничать, умения сочувствовать.
- Создание условий для принятия различных социально-одобряемых правил, осознания необходимости их выполнять.
- Формирование умения правильно выражать свои эмоции и чувства.
- Стимулирование осознавания важности человеческих взаимоотношений.
СТРУКТУРА, РЕАЛИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В данной программе используются преимущественно интегрированные формы групповой организованной совместной деятельности:
- дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера, игры на развитие мимической передачи эмоций, мимические этюды;
- создание педагогических ситуаций морального выбора, беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций;
- познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, игрушек, просмотр презентаций;
- работа с интерактивной доской;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, как основного компонента всей психопрофилактической деятельности этого направления.
Целевой аудиторией программы могут являться дети в возрасте от 5 до 7 лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение.
Программные мероприятия в нашем учреждении проводятся в форме организованной групповой совместной деятельности педагога-психолога и воспитанников ДОУ и составлены с учетом возрастных периодов физического и психического развития детей - старший дошкольный возраст — от 5 до 6 лет (старшая логопедическая группа).
При проведении программных мероприятия для групп детского сада наполняемостью более 20 детей рекомендуется деление на подгруппы, в противном случае может значительно увеличиться длительность НОД.
Сами встречи могут проходить в любом помещении детского сада, достаточно просторном для подвижных игр, и оборудованном видеоаппаратурой: телевизором с подключенным к нему DVD-плейером, мультимедиа, ноутбуком с большим монитором. Мы для этого используем помещение центра «Мотивации к познанию и речевого развития». Роль ведущего взрослого выполняет педагог-психолог.
Программа не подойдет дошкольным образовательным учреждениям для детей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха из-за особенностей подбора программного материала.
В качестве основы для тематического планирования в данной программе используются «Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логопедической группе. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Лексическая тема недели тесно переплетается с социально-коммуникативной тематикой, которая выступает, как заключительный, закрепляющий этап в работе с детьми.
Психопрофилактические встречи с педагогом-психологом проходят один раз в неделю, что в сумме составляет 36 часов за учебный год (33ч - НОД, 3ч – DSнаблюдение). Длительность встречи соответствует нормативам для возрастной группы - до 20 мин. (СанПиН 2.4.1.1249-03).
Просмотр и обсуждение мультфильмов включено в каждую психопрофилактическую НОД. Время просмотра не превышает 10 минут.
Встреча с детьми начинается ритуальным приветствием, заканчивается ритуальным прощанием. НОДпостроена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении и в игре. Это позволяет соблюсти один из законов эффективности тренинга - "закон тройного прикосновения" и, как уже отмечалось, задействовать все репрезентативные системы ребенка – визуальную, аудиальную и кинестетическую – и тем самым повысить эффективность и глубину психолого-педагогического воздействия.
При подготовке к встрече взрослому необходимо хотя бы один-два раза посмотреть мультфильм и продумать комментарии, которые он будет давать детям во время совместного просмотра.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Гармонизация эмоционального состояния детей.
2. Возникновение предпосылок рефлексии (умение критично взглянуть на свой поступок, представить себя на месте другого).
3. Закрепление социально-одобряемого поведения.
4. Возникновение предпосылок формирования устойчивой познавательной мотивации.
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи между своим поступком и дальнейшими событиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Балова Ж.И. Мультики + первоклашки=? М.: Изд-во «Первое сентября», газета «Школьный психолог» № 21, ноябрь 2008.
- Е. Гомзяк «Фронтальные занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы»;
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2001.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фектория, 2004
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь, 2009
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2009
- [Электронный ресурс] Федерация психологов образования России – www.rospsy.ruV Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» Номинация: Профилактические психолого-педагогические программы. Балова Ж.И.
Тематическое планирование
Дата | Лексическая тема недели | Социально-коммуникативная тема интеграции | Цель | Мультфильм |
16.09.16г. | Детский сад | Адаптация в детском саду. Переход в новую группу. | Формирование положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям. | «Хочу бодаться», «Путаница» |
23.09.16г. | Игрушки | Бережем свои игрушки | Создание условий для принятия правил бережного отношения к игрушкам, осознания необходимости их выполнять. | «Как стать большим?», «Обиженные игрушки» |
30.09.16г | Осень | Красота Родной природы | Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы. Эмоциональное развитие. | «Сказка про чужие краски» |
07.10.16г. | Овощи | Учимся трудиться | Формирование осознанного понимания необходимости трудиться для достижения поставленных целей. | «Вершки и корешки» |
14.10.16г. | Фрукты | Жадность-щедрость | Преодоление собственнических позиций, развитие умения делиться с друзьями. | «Мы делили апельсин» |
21.10.16г. | Овощи и фрукты, сад-огород | Ссоримся-миримся | Развитие навыков общения со сверстниками. | «Яблоко» |
28.10.16г. | Лес, грибы, ягоды, деревья | Трудиться - не лениться | Формирование осознанного понимания необходимости трудиться для достижения поставленных целей. | «Дудочка и кувшинчик» |
11.11.16г. | Перелетные птицы | Друзья | Развивать представления о дружеских отношениях. | «Серая шейка» |
18.11.16г. | Одежда | Почему важно быть опрятным | Формирование культурно-гигиенических навыков. | «Мойдодыр» |
25.11.16г. | Обувь, одежда, головные уборы | Развитие познавательных процессов. Внимание, память, мышление | Развитие познавательных процессов. | «Человек рассеянный с улицы Бассейной» |
02.12.16г. | Ателье | Делу время – потехе час | Формирование произвольной саморегуляции в поведении дошкольников. | «Заяц - портной» |
09.12.16г. | Зима. Зимние забавы | Безопасность зимой | Познакомить детей с правилами безопасности в зимний период. | «Зимняя сказка» |
16.12.16г. | Мебель | Наводим порядок | Формирование произвольной саморегуляции в поведении дошкольников. Учить детей поддерживать порядок. | «Кошкин дом» (3:30-5:05), «Так сойдет» (4:00-5:30) мультфильм «Разгром» |
23.12.16г. | Семья | Моя семья | Формирование позитивного отношения к семье. | «День рождение у бабушки» |
30.12.16г. | Новый год | Ну-ка вместе, ну-ка дружно | Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми, навыков сотрудничества. | Музыкальное Папурри: «Зима в Простоквашино» - Кабы не было зимы (0-50сек.), «Дед Мороз и лето» - Песня Деда Мороза (0:55-1:25), «Умка идет друга» - Ёлка-маячок (3:15-4:10), «Новогодняя сказка» - Ёлочка, ёлка – лесной аромат (4:20-5:20), «Дед Мороз и Серый волк» - Скоро Новый год (11:10-11:50), «Ну погоди! № 8» - Песня Деда Мороза и Снегурочки (16:25-17:50). Всего 4мин 20 сек. |
13.01.17г. | Зимующие птицы | Забота | Формирование заботливого отношения к живой природе | «Растрепанный воробей» (4:45-8:30) |
20.01.17г. | Дикие животные зимой | Релаксация | Профилактика и укрепление здоровья дошкольников | «Какая она, зима?» |
27.01.17г. | Почта | Пишите письма | Формирование позитивного отношения к друзьями близким. | «Слоненок и письмо», отрывок из мультфильма «Почтовая рыбка» (1:20-1:40) |
10.02.17г. | Транспорт | Поведение в общественном транспорте (Метро) | Формирование осознанного отношения к правилам поведения в общественном транспорте. | «Как обезьянки обедали» (3:15-5:05) |
17.02.17г. | Цветы и комнатные растения | Доброта, дружба и просто хорошее настроение | Способствовать формированию дружеских отношений в детском коллективе | «Просто так» |
22.02.17г. | Наша армия | Смелость | Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним. | «Про Сидорова Вову» (фрагмент) |
03.03.17г. | Весна | Радость | Создание условий для обогащения представлений детей о чувстве радости в процессе игр и упражнений. | «Как мы весну делали» |
10.03.17г. | 8 марта | Наши мамы | Воспитать уважительное отношение к маме и ко всем женщинам. | «Мама» |
17.03.17г. | «Профессии» | «Кем быть?» | Воспитание уважительного и доброго отношения к людям разных профессий. | «Кем быть?» |
24.03.17г. | «Наша пища» | «Поговорим о правильном питании» | Формирование у детей представления об этикете, гигиене питания и значимости различных продуктов питания для здоровья; | отрывки из мультипликационных фильмов «Вини-пух идет в гости» (4:30-8:00), «Жила-была царевна – Про еду» (4:45-8:08), «Три котенка – Овощи, фрукты есть не мытыми нельзя» |
07.04.17г. | «Хлеб» | «Хочешь есть калачи- не сиди на печи» | Формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека. | «Лёгкий хлеб» |
14.04.17г. | «Посуда» | «Из чего мы едим?» | Развитие у детей культурно-гигиенических навыков. | «Федорино горе» |
21.04.17г. | «Мой дом» | «Родной дом» | Формирование позитивного отношения к семье и родному дому. | «Как Гном покинул Дом» |
28.04.17г. | «Домашние животные» | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Формирование заботливого отношения к домашним животным. | «Почему ушел котенок» |
05.05.17г. | «Наша страна» | «Красота России» | Формирование патриотических чувств, чувства гордости, уважения по отношению к своей стране. | «Мульти-Россия», «Мы живем в России» (10-40сек) |
12.05.17г. | «Человек» | «Что такое хорошо? Что такое плохо?» | Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках. | «Что такое хорошо? Что такое плохо?» |
19.05.17г. | «Насекомые» | «Наши маленькие помощники - соседи» | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | «Лисенок и Мотылек» |
26.05.17г. | «Лето» | «Отдыхаем правильно» | Формирование социально одобряемого поведения во время отдыха на природе. | «На лесной тропе» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы МДОУ №7 "Вишенка" в рамках региональной инновационной площадки
Вашему вниманию представлена презентация заведующего МДОУ №7 "Вишенка" на заседании для заведующих города и района....
Городской научно- практический семинар в рамках региональной инновационной площадки - " Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования" © Ссылка на источник: http://sch222s.mskobr.ru/common_edu/strukturnoe_podrazdele
23 апреля в школе состоялся городской научно- практический семинар в рамках региональной инновационной площадки - " Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1418830-1703068337.jpg)
Приказ 24/1 О создании рабочей группы для работы в рамках региональной инновационной площадки от 11.03.2021 года.
Приказ 24/1 О создании рабочей группы для работы в рамках региональной инновационной площадки от 11.03.2021 года....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1418830-1703068337.jpg)
Приказ 141/1 О создании рабочей группы для работы в рамках региональной инновационной площадки.
Академическая экспериментальная площадка.«Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/09/picture-1482999-1694266861.jpg)
Межрегиональный семинар-практикум "Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации" в рамках Региональной инновационной площадки на безе МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 "Былинушка"
Региональные инновационные площадки – инновационные комплексы в образовании (РИП-ИнКО) — это объединение образовательных организаций с целью проведения общих событий и акций, р...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/26/picture-1518284-1711470725.jpg)
Межрегиональный семинар-практикум "Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации" в рамках Региональной инновационной площадки на безе МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 "Былинушка"
Региональные инновационные площадки – инновационные комплексы в образовании (РИП-ИнКО) — это объединение образовательных организаций с целью проведения общих событий и акций, р...