Повышение мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья через стимуляцию зрительного, слухового, тактильно-кинестетического анализаторов.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

В статье освещается опыт работы по повышению мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_motivatsii.docx424.95 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья через стимуляцию зрительного, слухового, тактильно-кинестетического анализаторов.

«Главная цель средней школы – воспитание.

Образование должно быть подчинено воспитанию.

Воспитание – это, в первую очередь, прививка нравственности

и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере.

Но вторая цель, теснейшим образом связанная с развитием нравственного режима жизни, - развитие всех способностей человека и особенно тех,

которые свойственны тому или иному индивидууму».

Д.С.Лихачев

Вся система взаимодействия с воспитанниками в ГКССУ СО «Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей» строится на гуманистической основе - признании ребенка личностью. В «Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей» находятся дети-инвалиды, имеющие тяжелые и множественные нарушения в индивидуальном развитии, имеющие тяжёлые формы отклонений в психологическом и  физическом развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.).У детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями чаще всего имеют место следующие симптомы: отсутствие или недостаточность зрительного контакта; отсутствие или неадекватность реакции на звуки; отсутствие поворотов головы в соответствующую сторону при возникновении звука.Повышение интереса, движение и познание — вот ключи к развитию детей. Все это заложено в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на  стимуляцию зрительного, слухового, тактильно-кинестетического анализаторов.Для решения этих задач психологом была создана программа «Поделись улыбкой своей». Основная цель программы - дополнение неполноценного восприятия (зрительного, слухового), восприятиями других модальностей, что  значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной мотивации. Принципы нашей работы: индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учитывая особенности здоровья и противопоказания; создание для ребенка атмосферы доверия и уверенности в себе; опора на самую ярко выраженную способность ребенка; диагностика и выявление у детей наиболее актуальных проблем; взаимодействие с ними в соответствии с поставленными целями; тесное взаимодействие не только с ребенком, но и с его родителями, воспитателями, медицинским персоналом; перенос терапевтических приемов в повседневную жизнь ребенка и их активная реализация с помощью его родных и близких.Практика показывает: для того, чтобы ребенку достичь определенного уровня самовосприятия, сначала нужно почувствовать и узнать собственное тело. Затем, наряду с ощущением собственного тела необходимо приобрести ощущение окружающего мира.

Поэтому вход в мир сказки, согласно программе, осуществляется через сенсорную тропу.Это своеобразный ритуал, стимулирующий тактильные ощущения и настраивающий ребенка на спокойное восприятие сюжета.Напольная тактильная дорожка развивает тактильную чувствительность, вестибулярный аппарат,она состоит из модулей с различными тактильными поверхностями (мягкая, жесткая, гладкая и др.).Затем, на пороге входа в сказку воспитанника встречает добрая фея, которая предлагает потрогать сенсорные панель и дощечки,  определить: какая из них наиболее гладкая илишершавая, тем самым познавая разные свойства предметов,улучшая зрительно-моторную координацию, чувствительность кончиков пальцев. Эта возможность освоения новых ощущений особенно важна для слабовидящих и слабослышащих детей.Также большой популярностью у детей пользуется игра “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачном мешочкенаходятся разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок с интересом ищет предмет по названию. После того, как чувственное  сравнение и анализ закончены, фея берет ребенка за руку и предлагает сесть в удобное кресло, приобретающее форму тела, тем самым создавая ощущение безопасности.Прослушав сюжет сказки, воспитанника окружают сказочные герои. Они задают ему вопросы, играют с ним, таким образом, стимулируют познавательную мотивацию. Применение куклотерапии у детей с ограниченными возможностями здоровья стабилизирует эмоционально-волевую сферу;этюды и русские народные сказки способствуют духовно-нравственному развитию ребенка. В завершении занятия, прощаясь, кукла спокойно гладит ладошки ребенка, машет ему рукой, ложится спать, предлагая отдохнуть и ребенку. На пуфах, повторяющих контуры тела человека, расположенных в сенсорной комнате, ребенок слушает спокойные мелодии В.А.Моцарта, наблюдая за спокойным движением воздушных пузырьков в колонне.Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Музыка Моцарта усиливает мозговую активность,  повышает интеллектуальный потенциал; улучшаются память, внимание, речь, способности к пространственному мышлению; стабилизируется эмоционально-волевая сфера, формируется самоконтроль. Но, нельзя забывать и о таком  терапевтическом направлениизвукотерапии, как лечение звуками природы.Во время прослушивания мелодичного звучания птиц, ребенокс удовольствиемотгадывает пение соловья, подбирая соответствующую картинку.В завершении занятия ребенку предлагается поставить печать в документе (обвести контур ладони на бумаге), тем самым подтверждая успешное участие в занятии.

Но, если ребенок возбужден, то ход занятия меняется,  сначала ему предлагается «выпустить пар», кидая шарики в сухой бассейн и проговаривая название цвета.

Итак, мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при ДЦП, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток депривирован. Такие дети нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции, которую удобней всего реализовать в сенсорной комнате, оснащённой стимуляторами различного типа. Сенсорная комната значительно повышает эффективность и результативность образовательных, релаксационных мероприятий. Процесс реабилитации и восстановления, утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния воспитанника.

Сенсорная комната иликомната психологической разгрузкикак средство профилактики ухудшения здоровья способствует снятию психоэмоционального напряжения, снимает нервное возбуждение и тревожность, снижает агрессивность, повышает уровень стрессоустойчивости. Учеными установлено, что через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате наступает состояние расслабления, а это означает реальное сокращение времени на восстановление сил и работоспособности. В спокойной доверительной обстановке у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе. В результате коррекционной работы с посещением сенсорной комнаты, в основе которой индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учитывая особенности здоровья и противопоказания, ребенок ощущает покой и отдых.У детей отмечается положительная динамика общего эмоционального состояния: повышается настроение, снижается тревожность, агрессивность, что особенно важно в адаптационный период к учреждению.

Итак, постепенно, шаг за шагом, занятия по программе позволяют ребенку с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития синтезировать целостную картину окружающего мира, адекватно взаимодействовать с ним, познавая новое.

        Литература:

  1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.: ил.
  2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Мн., 2003.
  3. Браудо Т. Е. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методические рекомендации). – М., Вариант, 2001.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы

Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...

Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность

В статье представлена система  работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая учебная программа Направление: «Познание» Возрастная группа: старшая для детей с ограниченными возможностями здоровья(ЗПР).

Рабочая учебная программа разработана для МДОУ детский сад   №…. «…….» на основе Основной общеобразовательной программ дошкольного образования «От рожд...

«Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья как средство дальнейшей социализации»

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Основополагающим в процессе социализации ...

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).

Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы.  Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....