Перспективный годовой план коррекционно-образовательной работы учителя-дефектолога
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Годовой план составлен на учебный год. Учтены основные направления работы учителя-дефектолога (тифлопедагога): диагностико-аналитическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское, взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.В плане обозначены задачи, формы работы, отчетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godov_plan_2014-2015.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ
д/с № 21 «Росинка»
________Н.В. Кряжева
«___»___________2014 г
ГОДОВОЙ ПЛАН
коррекционно-методической работы
на 2014-2015 учебный год
учителя-дефектолога
высшей категории
старшей специализированной группы № 4
(с нарушениями зрения)
ЧЕКИНЕВОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ
г. Кумертау, 2014 г
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
ЦЕЛЬ:
1.Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога в условиях перехода на ФГОС ДО .
ЗАДАЧИ:
1.Научно-методическая-систематическое целенаправленное повышение уровня профессиональной квалификации учителя-дефектолога; изучение нормативно-правовой документации по ФГОС ДО, методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий в коррекционную работу.
2..Диагностическая – определение уровня развития зрительного восприятия, обследование уровня познавательной деятельности; прогноз возможных трудностей обучения и воспитания дошкольников с нарушениями зрения; определение индивидуального маршрута развития.
3.Коррекционно-развивающая- создавать условия для реализации задач коррекционно-образовательного процесса по разделам Программы специальной (коррекционной) направленности для детей с нарушениями зрения в условиях перехода на ФГОС ДО.
4. Профилактическая - охрана зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, но и дома: обучение приемам по проведению зрительных гимнастик и формирование потребности в приобретении знаний по охране и гигиене зрения;
5. Консультативно-аналитическая - проведение просветительской работы среди воспитателей и родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения. Продолжать повышать общий уровень компетенции родителей и воспитателей в вопросах обеспечения комплексной безопасности детей с нарушениями зрения и формировании представлений о здоровьесбережение .
III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
1. | Направления деятельности | Комплектование подгрупп | Составление расписаний интегрировано-образовательной деятельности | Составление перспективно-календарных планов по разделам коррекционной программы их корректировка | |
2. | Формы работы | Работа с документацией ( протоколы ПМПК, коррекционно-образовательные технологии, годовой план работы ДОУ, нормативные документы ФГОС)) | |||
3. | Цель | Оптимизация и корректировка интегрировано-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. | |||
4. | Условия реализации | Зрительный диагноз; Уровень развития детей; возрастные особенности | Режим дня, расписание занятий, комплексно-тематическое планирование | ||
5. | Срок проведения | до 20.09.2014 | |||
6. | Отчетная документация |
|
IV. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. | Направления Деятельности | Монитори нг развития детей 6-го года жизни с нарушениями зрения (промежуточный целевой ориентир) |
2. | Формы работы | Индивидуальные диагностические задания, беседы, разговоры, наблюдения за детьми в режимные моменты, |
3. | Цель | Выявление промежуточного целевого ориентира развития детей с нарушением зрения по разделам «Программы» |
4. | Условия реализации | Диагностические методики Посещаемость детей |
5. | Срок проведения | Сентябрь - до 20.09.2014 Январь - до 20.01.2015 (контрольный срез) Май - до 20.05.2015 |
6. | Отчетная документация |
|
V. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
1 | Направления образовательной деятельности | Развитие зрительного восприятия (РЗВ) | Развитие осязания и мелкой моторики (РммР) | Развитие ориентировки в пространстве (ОвП) | Социально-бытовая ориентировка (СБО) | ||
2 раза в неделю | ежедневно | 1 раза в неделю | 2 раз в неделю | ||||
2 | Формы работы | Подгрупповые, индивидуальные , фронтальные занятия | |||||
3 | Цели образовательной деятельности |
| |||||
4 | Условия реализации | Дидактический материал к занятиям Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами; | Дидактический материал к занятиям Входит в структуру каждого коррекционного занятия | Дидактический материал к занятиям Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами; | Дидактический материал к занятиям Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами; | ||
5 | Срок проведения | Сентябрь — май | |||||
6 | Отчетная документация |
|
VI. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1 | Направления деятельности | Участие в родительских собраниях | Индивидуальные консультации, беседы | Групповые консультации | Оформление наглядной агитации | |
2 | Формы работы | Выступления на родительских собраниях см. темы выступлений в приложении № 1 | Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации по воспитанию и обучению детей | Групповая консультация см.темы консультаций в приложении №1 | Стенд для родителей «Учимся играя» Папки-передвижки | |
3 | Цель | 1.Знакомство с задачами коррекционной работы. 2.Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. 3.Формирование представлений о возможностях детей 6-го года жизни с нарушениями зрения | 1.Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. 2.Уточнение индивидуальных особенностей ребенка. 3.Оказание психолого-педагогической поддержки. | 1.Знакомство с особенностями коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения 2.Отработка навыков работы с детьми в домашних условиях. 3.Знакомство с развитием зрительного анализатора и особенностями восстановления зрительных функций в домашних условиях. | 1.Привлечение и активизация родителей к оказанию помощи детям в преодолении трудностей в обучении. 2.Активное участие родителей в жизни группы | |
4 | Условия реализации | компетенция учителя-дефектолога в области тифлопедагогики, тифлопсихологии, физиологии активность учителя-дефектолога; заинтересованность родителей; своевременное анкетирование родителей | Активность и заинтересованность родителей воспитанников группы | |||
5 | Срок проведения | сентябрь-май | В течение уч.года | сентябрь-май | Ежемесячно | |
6 | Отчетная документация | Протоколы собраний. | Папка «Работа с родителями» | Папка «Работа с родителями» | Рекомендации по работе с детьми в домашних условиях. |
VII. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
1. | Направления деятельности | Посещение занятий | Консультации для воспитателей |
2. | Формы работы | Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия | 1.Устные консультации-рекомендации 2.Консультации по актуальным вопросам коррекционной работы (см. приложение № 2) 3.Совместное планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. |
3. | Цель | 1.Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе. 2.Соблюдение дозировки зрительной нагрузки. 3.Использование специальных современных методов, приемов и средств обучения детей 6-го года жизни с нарушениями зрения в соответствии с ФГОС ДО. | Повышение и совершенствование качества непосредственно-образовательной деятельности воспитателей в условиях внедрения ФГОС ДО. |
4. | Условия реализации | 1.Заинтересованность воспитателей; 2.Подготовленность к занятиям; 3.Методическое и дидактическое обеспечение в соответствие с ФГОС ДО. | Повышение педагогической грамотности и компетентности в области тифлопедагогики и тифлопсихологии; использование в работе инновационных приемов и методов в обучении и развитии, современных образовательных технологий в коррекционно-оздоровительной работе в условиях внедрения ФГОС ДО. |
5. | Срок проведения | В течение года | Сентябрь-май |
6. | Отчетная документация | 1.Рекомендации по повышению качества работы с детьми 6 –го года жизни с нарушениями зрения , отраженные в тетради взаимодействия с воспитателями. | Папка «Работа с педагогами» Памятки-рекомендации по актуальным темам образовательной деятельности воспитателя |
VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
1. | Направления деятельности | Организационная работа | Психолого-медико-педагогический консилиум |
2. | Формы работы | Выработка рекомендаций по работе с детьми по результатам промежуточного целевого ориентира. | Комплексное изучение личности ребенка; разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных программ; |
Составление индивидуальных маршрутов сопровождения и обучения детей с нарушениями зрения. | |||
Изучение назначений медсестры-ортоптистки | |||
3. | Цель | Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям с нарушениями зрения. | Реализация образовательной Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV вида ( для детей с нарушением зрения) в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению, в условиях внедрения ФГОС ДО. |
4. | Условия реализации | Активность специалистов и их заинтересованность | Систематичность заседаний ПМПк |
5. | Срок проведения | В течение года | В течение года, согласно плана ПМПк |
6. | Отчетная документация | 1.Журнал взаимодействия со специалистами 2.Индивидуальные программы сопровождения | Протоколы консилиума, индивидуальные программы сопровождения, диагностические карты, рекомендации, тетради взаимодействия, аналитические отчеты |
IX. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. | Направления деятельности | Организационно-методическая | Участие в работе ДОУ | Участие в работе ГМО | Участие в работе республики |
2. | Формы работы | Семинары, конференции, мастер-классы, ознакомление с работами коллег, новинками литературы по тифлопедагогике и психологии изучение нормативно-правовой документации ФГОС ДО | Совет педагогов, Изучение методических рекомендаций рабочей группы ДОУ о реализации ФГОС ДО, комплексные и тематические проверки, родительские собрания мастер-класс | Работа с педагогами и специалистами ДОУ города (консультации, семинары, круглые столы, практикумы, презентации, открытые мероприятия мастер-классы | Посещение мероприятия Участие в республиканских конкурсах, семинарах Дистанционные курсы |
3. | Цель | Повышение уровня тифлопедагогических, психолого-педагогических и офтальмологических знаний в свете внедрения ФГОС ДО | Принимать активное участие в методической работе в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО. | Принимать активное участие в методической работе ГМО | Повышение уровня квалификации |
4. | Условия реализации | информированность, -доступность участия -интерес педагога -активность педагога | -доступность участия; заинтересованность педагога -активность педагога -реализация годового плана в ДОУ | доступность участия; заинтересованность педагога -активность педагога -реализация годового плана в ДОУ | доступность участия; заинтересованность педагога -активность педагога |
5. | Срок проведения | В течение года и в соответствие с годовыми планами | В течение года | В соответствие с планом ГМО | В соответствие с проведением мероприятий |
6. | Отчетная документация | Сертификаты участия | Выписка из годового отчета старшего воспитателя ДОУ | Выписка из аналитического отчета руководителя ГМО | Сертификаты участия |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (продолжение)
1 | Направления деятельности | Самообразование | Улучшение оснащенности кабинета | Составление отчетов |
2 | Формы работы | Самостоятельно работать со специальной литературой. Изучение новинок методической литературы; Изучение законодательной базы ФГОС ДО. | Создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями ФГОС. | Анализ диагностических данных, Анализ сводных таблиц за год Графики динамики развития ребенка Подготовка материалов для ПМПК и ГМО |
3 | Цель | Систематизация и наработка опыта коррекционно-образовательной работы в межаттестационный период | Повышение и совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с тифлопед.требованиями в условиях внедрения ФГОС ДО. | Мониторинг коррекционно- развивающей и образовательной деятельности учителя-дефектолога в соответствие с ФГОС ДО. |
4. | Условия реализации | Тема самообразования: «Инновации в коррекционной работе в условиях внедрения ФГОС ДО» | 1.Продолжать пополнять тематические папки по лексическим темам старший возраст 2.Продолжать изготовление и обновление дидактических пособий, наглядного материала, стационарных зрительных тренажеров, раздаточного материала | Проведенная работа Активность педагога |
5 | Срок проведения | В течение года | В течение года | май |
6 | Отчетная документация | Отчет по самообразованию практические и методические наработки по теме самообразования | Паспорт кабинета учителя-дефектолога Наглядные пособия картотеки | Аналитический отчет Заключение в комплексных индивидуальных картах |
Учитель-дефектолог: Чекинева Т.Н
Приложение № 2
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ (2014-2015)
Месяц | ТЕМА КОНСУЛЬТАЦИИ | Литература |
Сентябрь | 1.«Коррекционно-развивающая программа для детей 6го-года жизни с нарушениями зрения. Основные задачи по разделам программы» | |
Октябрь | 1. «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» | |
Ноябрь | 1. « Инновационные подходы к организации коррекционно-образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения» | |
Декабрь | 1. «Методы и приемы психогимнастики – как здоровьесберегающей технологии» | |
Январь | 1. « Наглядные пособия и тренажёры для развития прослеживающей и поисковой функции глаза для детей с нарушением зрения» | |
Февраль | 1. «Художественно-эстетическое развитие детей с нарушениями зрения средствами изобразительной деятельности» | |
Март | 1. «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» | |
Апрель | 1. «Внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода как фактора, повышающего качество математического образования детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» | |
Май | 1. «Что должен знать воспитатель по ПДД в работе с детьми с нарушениями зрения» |
Приложение № 1
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (2014-2015)
I.квартал - тема выступления на собрании
«Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ»
II.квартал - тема выступления на собрании
«Как развивать зрительное внимание детей с нарушениями зрения дома?
III.квартал - тема выступления на собрании
«Система визуальных тренировок в ДОУ для детей с нарушениями зрения»
Месяц | ТЕМА КОНСУЛЬТАЦИИ | Прим |
сентябрь | 1. «Особенности психомоторного развития детей 6-го года жизни. Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в старшей группе» | |
октябрь | 1. «Артикуляционная гимнастика в коррекции звукопроизношения у детей 6-го года жизни с нарушениями зрения» | |
ноябрь | 1. «Пальцы тоже говорят. Воздействие движений пальцев и кистей рук на развитие мозга» | |
декабрь | 1. «Суджук терапия как здоровьесберегающее средство для детей с нарушениями зрения. | |
январь | 1. «Какие игры способствуют развитию зрения у детей дошкольного возраста» Памятка-рекомендация «Значение зрительной гимнастики. Дети и телевизор» | |
февраль | 1. «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения» | |
март | 1. «Поведенческие расстройства у детей с нарушениями зрения» | |
апрель | 1. «Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» | |
май | 1. «Роль семьи в формировании ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ
Планирование коррекционно-образовательной работы логопеда с воспитанниками, педагогами и родителями....
Перспективный план коррекционно - методической работы учителя - дефектолога
Материал содержит перспективное планирование работы учителя-дефектолога по всем направлениям деятельности. В плане описаны формы работы; цели, которые реализует специалист в определенном в...
Годовой план работы учителя-дефектолога
Годовой план учителя-дефектолога...
Годовой план работы учителя-дефектолога
Данный материал поможет педагогам составить план- работы на год....
Перспективный годовой план учебно-воспитательной работы музыкального руководителя
Перспективный годовой план...
Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога
Планирование работы учителя-дефектолога на год...
Годовой план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога Юшиной Людмилы Викторовны
Цель: Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога в условиях ФГОС ДОУ....