Познавательный интерес у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, через развитие исследовательской деятельности
статья по математике (подготовительная группа) по теме
Познавательный интерес является основой учебной деятельности: так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний, развивает и повышает качество мыслительной деятельности, создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательный интерес у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, через развитие исследовательской деятельности.
Гетманская Елена Викторовна,
воспитатель
1 квалификационной категории
МБДОУ д /с №28
станицы Темижбекская
Кавказского района
Краснодарского края
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность
в учении, благоприятствует формированию способностей;
- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех
психических процессов.
В своей работе с дошкольниками использую нетрадиционные методы по математическому развитию, т.к. они способствуют развитию познавательного интереса. Например, один из методов - элементарные опыты.
- Измеряя длину предметов, учу детей пользоваться не только сантиметром, линейкой, но разными предметами (карандашом, тапочкой, шарфиком), ладонью, пальцем, то есть развиваю интерес за счет знакомства с мерами длины древности.
- Предлагаю детям переливать воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды.
- Измерить объём сыпучих тел с помощью нескольких мерок – стакан, чашка, столовая ложка.
Не менее важным является следующий метод – метод занимательных проблемных ситуаций.
- Например, детям даётся задание размотать ленту. Воспитанники одновременно начинают медленно её разматывать, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины.
- Для того чтобы убедиться раскладываем их на пол, прикладывая одну к другой, пользуясь словами: одинаковые, длиннее, короче.
Один из любимых методов детей - математические сказки.
- Пример. Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 9 грибов на 2 ежиков? Как? 1+8, 2+7, 3+6, 4+5.
Эти методы побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционных занятий:
- Занятия-сомнения (поиска истины) Два одинаковых пакета, в одном
кукуруза, другом – вата.
Нужно определить сначала на вид, какой пакет легче, затем взять в обе руки, а после взвесить на чашечных весах.
2.Занятия типа «Следствие ведут знатоки».
Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек песка в стакане?» /кукольных, чайных, десертных, больших/
Предлагаю детям измерить временем дела. Например, сколько за 1 минуту можно сделать приседаний, нарисовать кружков, букв, геометрических фигур. Воспитанники с удовольствием участвуют в таких опытах-экспериментах.
Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:
- использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; использования нетрадиционных занятий;
- создания предметно-развивающей среды в ДОУ;
- использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Список используемой литературы:
- Степанова Г.В. Занятия по математике для детей 6-7 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2010
- Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. – Санкт- Петербург: Детство-пресс, 2010
- Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. – Москва: ТЦ Сфера, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Закреплять и углублять знания о перелётных и зимующих птицах. Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах "10"; отвечать на вопросы "сколько?", "какой...
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)
В представленном опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...
Контрольно-учётное занятие по формированию элементарных математических представлений и развитию речи с детьми подготовительной к школе группы
Программное содержание:Цель:выявить полученные детьми знания по математике и развитию речи.Образовательные:-выявить у детей элементарные математические представления;-совершенствовать навыки кол...
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений через ознакомление с природой в старшей разновозрастной группе
Конспект занятия...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»
Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию речи для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи ...
Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений и развитию речи в средней группе .
Данное интегрированное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме ««День рождения зайца Кузи»». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим...