Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ - как средство реализации образовательной области «Познание»( по материалам работы ГМО от 26.04.2012года)
консультация на тему
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира—МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_ob_eksperimentirovanii.docx | 14.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №34 «Дюймовочка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
как средство реализации образовательной области «Познание»
( по материалам работы ГМО от 26.04.2012года)
Подготовила воспитатель
ИБРАКОВА М.Х.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира—МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным.
Следовательно,педагогический процесс в д\с , в основном, должен строиться на методах наглядных и практических.
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора Н.И.Поддъякова.
Главное достоинство метода экспериментов заключается в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, как сказано было выше, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим во,зрастным особенностям.
Экспериментирование—это не изолированный от других вид деятельности.
Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента,
так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Но само наблюдение может происходить и без экспериментов.Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
Такие же взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом.Например,труд обслуживающий может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов самих без выполнения трудовых действий не бывает.
Эти связи 2сторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой—экспериментирование способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Тесно связан метод экспериментов с развитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования—при формулировке цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Здесь мы развиваем монологическую и диалогическую речь, обогащаем и развиваем словарный запас. И данном случае прослеживается 2сторонняя связь:
умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Также прослеживается связь метода экспериментов с изодеятельностью и математикой.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
В то же время, чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой,тем точнее он передаст это в рисунке.
Связь с математикой: во время опытов и экспериментов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размер, обобщать и классифицировать.
Экспериметирование связано и другими видами деятельности—музыкой, физкультурой,чтением худ.литературы—но эти связи выражены не столь сильно.
В итоге хочу отметить, что метод поисково-исследовательской деятельности,экспериментирование является важным средством реализации образовательной области «Познание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»
Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...
Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», с использованием инновационных технологий "развивающие игры"тема:«В гостях у сказки»
Конспек занятия с использованием развивающих игр....
презентация к консультации для воспитателей на тему "Исследовательское путешествие в ДОУ как средство реализации образовательной области "Познание"
презентация к консультации для воспитателей на тему "Исследовательское путешествие в ДОУ как средство реализации образовательной области "Познание"....
Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"
В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...
Консультация «Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»
План консультации : 1.Понятие театрализованой деятельности. 2. Понятие о режиссерской игре. 3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 4.Условия для развития театрализованной дея...