«Влияние педагогических технологий на организацию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
презентация

Оксана Александровна Сенюшкина

Презентация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация для педагогов ДОУ597 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Влияние педагогических технологий на организацию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Слайд 2

Познавательно-исследовательская деятельность Познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, можно рассматривать как активность ребенка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.

Слайд 3

Способы познания Наблюдение (включая самонаблюдение); Обследование объектов; Пробующие действия; Способы логического познания (сравнение, классификация, сериация, анализ, синтез и др.); Простейшие измерения; Экспериментирования с предметами, объектами и их образами; Использование моделей и их построение и .т.д.

Слайд 4

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве сначала представляя собой, простые действия с предметами, в ходе которых дифференцируется восприятие, у ребенка возникает способность различать предметы по цвету, форме, назначению, им осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Слайд 5

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены объекты, предметы, стремлением узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере окружающей действительности.

Слайд 6

Традиционная технология организации опытов с детьми дошкольного возраста 1.Постановка познавательной задачи. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается педагогом, но может быть предложена и детьми. Ясно и четко сформулирована, осознана, мотивирована и принята ими. 2.Обсуждение способа решения задачи. Это предполагает специальный поиск: анализ, соотнесение известных неизвестных данных. В процессе обсуждения дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, т.е. определяют условия и организацию опыта. 3. Постановка опыта. При этом все условия должны быть уравнены и только одно из них, влияющее на результат опыта выделено, показано детям, осознано ими. 4. Сравнительное наблюдение после появления заметных изменений. Опыт может проводиться как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. 5. Подведение детей к суждениям, умозаключениям, самостоятельным выводам является завершающим моментом проведения опыта.

Слайд 7

Особенности детского экспериментирования родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей; наиважнейшими способами познания мира; детское экспериментирование свободно от обязательности (во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы); как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта; в процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана; дети не могут действовать, без обсуждения, пояснения своих действий; при проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми; не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов; учитывать право ребенка на ошибку.

Слайд 8

Особенности организации элементарной поисковой деятельности детей постановка педагогом и принятия детьми познавательной задачи (возможна постановка познавательной задачи самими детьми); первичный анализ и выдвижение предположения (о возможном течении явления природы и его причинах); отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка; анализ полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Слайд 9

Способами проверки предположений могут служить: кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы.

Слайд 10

Педагогическая технология процесса развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Исследовательская активность ребенка рассматривается как настойчивое стремление дошкольника реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности.

Слайд 11

Педагогическая технология процесса развития исследовательской активности Мотивационно-ориентировочный этап Цель: подготовка дошкольников к экспериментированию. Содержательно-деятельностный этап Цель: развитие исследовательской активности детей в условиях усложняющегося экспериментирования. Инициативно-творческий этап Цель: развитие исследовательской активности в условиях совместного исследования и экспериментирования дошкольников со взрослыми.

Слайд 12

Мотивационно-ориентировочный этап Создание в группе положительной атмосферы, роста интереса дошкольников к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Использование : фокусов, проблемных ситуаций, приемов ТРИЗ. Результат у детей: Интерес к необычным явлениям, фокусам, собственные рассуждения, умение проводить мини-исследование («Мы изучаем погодные явления»), фиксировать результаты.

Слайд 13

Содержательно-деятельностный этап 1 ступень Развитие умений: принять проблему, выдвигать гипотезы ее решения, находить способы решения путем экспериментирования (ситуации «Песочный замок», «Помоги достать гвоздик» и др.) 2 ступень Активизация стремления детей к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях предметно-развивающей среды в роли «разведчиков», «путешественников», «испытателей». Особое внимание развитию умений использовать приборы и инструменты для проведения исследования, создание несложных приспособлений для экспериментирования. 3 ступень Стимулировать детей отражать ход и результаты эксперимента в виде простейших наглядных схем или условных изображений («Составь письмо», «Зарисуй», «Найди ошибки», «Проверь»). Дальнейшее развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать подученную информацию, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль). 4 ступень Использование проблемных ситуаций свободного детского экспериментирования «по выбору».

Слайд 14

Инициативно-творческий этап Совместный исследовательский поиск в рамках коллективного проекта (дети, родители, педагоги)«Как много интересного вокруг»: написание «Энциклопедии наших открытий» (отражение результатов экспериментов с использованием микроскопов, весов, биноклей и пр.); совместный досуг «Клуб открытий» (демонстрация опытов, решение проблемных задач); посещение музея воды, выезды на природу.

Слайд 15

Темы проектов «Тайны магнита», «Волшебство света и звуков», «Секреты преображения воды», «Чудеса воздуха», «Загадки действия различных механизмов» и пр. Взаимодействие взрослых и детей строится как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициатор, участник, координатор, автор идей) и создается обстановка «радости общего открытия нового».

Слайд 16

Формы организации специально организованной познавательной деятельности Учебно-игровая; Коммуникативно-диалоговая; Экспериментально-исследовательская.

Слайд 17

Учебно-игровая модель Задача: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривания схем, создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, эмоциональной и интеллектуальной рефлексии. Использование страны ДОКОРУПО (до которой рукой подать и дедушки Зная)

Слайд 18

Дедушка Знай задает вопросы, дает ответы, показывает фокусы и раскрывает их тайны, вместе путешествует, участвует в экскурсиях, проводит вместе с детьми опыты в лабораториях, пишет детям письма с вопросами и загадками.

Слайд 19

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-игровой модели экспериментальные игры, действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, наблюдение природных явлений, рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков, использование энциклопедий, драматизация .

Слайд 20

Коммуникативно-диалоговая модель Задача: развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, развитие способности к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов, развитие дискуссионной культуры детей.

Слайд 21

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию коммуникативно-диалоговая модели: проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара придыхании»; метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.) вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?»

Слайд 22

Эксперментально-исследовательская модель Задача: развитие мыслительных процессов, операций, освоение методов познания (поисковых), причинно-следственных связей и отношений. Педагог определяет проблему, объект, правила. Дети учатся формулировать понятие, анализировать проблему, ищут разнообразные способы решения, ориентируясь на правила, делают выводы на основе результатов эксперимента

Слайд 23

Методы и приемы, используемые в экспериментально-исследовательской модели модели: вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; схематическое моделирование опыта; вопросы, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?» метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Слайд 24

Педагог создает условия , чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

Слайд 25

Случайные открытия совершают только подготовленные умы Паскаль

Слайд 26

Список литературы: 1. Развитие познавательно-исследовательской умений у старших дошкольников. Авторы-составители: Т.И. Бабабева, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 160с. 2.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001. 3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 4.Никонова Н.О. Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. – СПб.: «ДНТСТВО-ПРЕСС». 5.Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения». 6.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004. 7.Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12. 8.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....