Применение игровых педагогических технологий в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка
В методической разработке дано понятие - педагогические игровые технологии. Описаны типы исследований, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Раскрыты технологии игр, которые используются для развития познавательно – исследовательской деятельности ребенка-дошкольника (игры-экспериментирования, игровые обучающие ситуации, квест-игра, геокэшинг и др.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к обучению Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.. .
Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая педагогическая технология э то последовательная деятельность педагога по: отбору , разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности . Игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована : для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы дошкольного образования.
Цель игровой педагогической технологии создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Задачи : д остигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. п одобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Концептуальные основы игровой педагогической технологии Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая педагогическая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую педагогическую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Виды педагогических игр По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные , исследовательские , речевые и т.д.; По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.
О рганизации игры включает выбор игры зависит от образовательных задач и средств удовлетворен ия интересов и потребностей детей ( дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые ); предложение игры создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий); объяснение игры кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
игровое оборудование должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде; организация игрового коллектива игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно ; развитие игровой ситуации основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; окончание игры анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Реализация игровых технологий: Направлена на – развитие познавательных и творческих способностей дошкольников. Опирается на – последовательность, вариативность, прагматичность (практической ориентации). Достигается через – учет возрастных и индивидуальных особенностей, игры и игровые упражнения, игровые действия детей.
Познавательно-исследовательская деятельность Познавательно- и с сл ед оват е ль с к ая деятельность дошкольника – это активност ь, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию. Целью взрослого, организующего познавательно-исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы. Задачи: - взрослый должен ознакомить ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности и предоставить ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. - при решении указанных педагогических задач взрослый должен не только сохранить присущее с рождения каждому ребенку желание узнавать новое об окружающем, но и развить данное функциональное качество.
Познавательно-исследовательская деятельность (на основе методического пособия Коротковой Н.А. «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста» Типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию: Опыты ( э к спер и ме нти р овани е ) с предметами и их свойствами Освоение причинно-сл е д ст в ен н ых связей и отношений в неживой и живой природе К о ллек ц ио н и р ов а ние (классификация) Освоение родо видовых отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.) Путешествие по карте Освоение про с т р ан с твенных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране) Путешествие по « реке времени» Освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к нас т оя щем у)
Познавательно-исследовательская деятельность младш ий дошкольн ый возраст группировка объектов с ориентацией на одно, а затем и на несколько свойств, парное соотнесение предметов, соотнесение целого и его частей, выстраивание причинно- следственных связей с однозначной зависимостью эффекта от действия, действия с песком и водой, несложные орудийные действия Опыты Практические действия с реальными предметами, ранжирование предметов по внешним свойствам (цвету, форме, величине). Опыты с песком и водой. Путешествие по карте Изготовление простейших макетов пространства с небольшим количеством объектов Коллекционирование Группировка и сериация объектов с изолированными сенсорными свойствами
Познавательно-исследовательская деятельность средн ий дошкольн ый возраст В деятельности ребенка начинает вычленяться одна из составляющих познавательно- исследовательской деятельности - стремление узнать о результате того или иного воздействия на объект. Для ребенка более привлекательными становятся природные объекты. Значительными становятся игровые, продуктивные и бытовые виды деятельности. Познавательная деятельность интегрируется с такой культурной практикой, как игра с правилами. Все большее значение приобретает образно-символический материал (рисунки, фотографии и пр.), позволяющий ребенку расширить представление об окружающем мире. На уровне образных представлений знакомят со знаками - изображениями букв и цифр. Вербальные формы исследования занимают все более заметное место в деятельности ребен к а Опыты. Самостоятельная деятельность по преобразованию объектов: различные головоломки. Практические действия со сборно-разборными сюжетными игрушками. Проведение доступных практических опытов. Путешествие по карте. Изготовление макетов для сюжетной игры. Путешествие по «реке времени». Создание коллекций реальных предметов. Коллекционирование. Группировка и сериация природных объектов. Классификация, парное сравнение. Включение недостающего элемента в класс реальных предметов
Познавательно-исследовательская деятельность старш ий дошкольн ый возраст Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям. Особую роль в познании начинает играть словесный анализ-рассуждение. Ребенок овладевает средствами упорядочивания полученных знаний – с уровня практического, буквального действия на уровень символического обобщения (схематизация). Познавательно-исследовательская деятельность становится отдельной, целенаправленной формой активности, со своими специфическими мотивами и целями. Опыты Осуществление опытов на следующие темы: выращивание растений; движение воздуха и воды; агрегатные состояния веществ; свойства металлов; свет и цвет; «как устроены стихи» и др. Путешествие по карте Занятия с детьми на темы, связанные с особенностями жизни людей и природных условий в различных уголках Земли Коллекционирование Собирание коллекций с реальными объектами (семенами, минералами и др.). Путешествие по «реке времени» Занятия с детьми на тему линейности движения исторического времени: от прошлого к настоящему. Использование панно «река времени» и др. материалы.
Для развития познавательно – исследовательской деятельности используются следующие виды игр : Игры-экспериментирования Игровые обучающие ситуации Квест-игра Геокэшинг
Игры – экспериментирования Игры-эксперименты, или игры экспериментирования — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры заключаются в том, что ребёнок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия . Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, эти занятия мы начинаем проводить со 2-й младшей группы. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. К проведению игр – экспериментов привлекаются родители. Данный вид игр предоставляет детям, начиная с младшего дошкольного возраста, возможность задумываться, предполагать и экспериментировать.
Игровые обучающие ситуации Игровая обучающая ситуация - это полноценная, специально организованная сюжетно-ролевая игра. В «Радуге Детства» активно используются следующие типы игровых обучающих ситуаций, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами , которые строятся на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом по внешнему облику и способу функционирования (поведения). Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами , которые связаны с использованием кукол, изображающих персонажей хорошо знакомых детям произведений. В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действуют в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации выступает в одной из двух функций: выполняет роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить –объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т.е. из обучаемых детей превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность. Игровые обучающие ситуации типа путешествий , в процессе которых дети в роли путешественников, экскурсантов, туристов узнают много нового. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму. Сюжет и роли игры-путешествия допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний или систематизацию уже имеющихся знаний. Обучение с использованием игр-путешествий выходит за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Квест – игра (игры – приключения) Квест – это цепочка игр и заданий, где в конце участник или участники что-то находят и приходят к финишу. Цепочка не простая, а требующая от игрока настоящего мозгового штурма. При подготовке квеста для дошкольников применяют 4 основных условия: игры должны быть безопасными; вопросы и задания должны соответствовать возрасту; недопустимо унижать достоинство ребёнка; споры и конфликты надо решать только мирным путём. Воспитателями и специалистами детского сада проводятся различные виды квестов. Например, воспитателями подготовительной к школе группы была проведена квест – игра «Причуды осени». Цель игры: закрепить и расширить знания о характерных признаках осени. Данные приключенческие игры предполагают выполнение различных заданий, для продвижения к цели. Погружение в атмосферу приключения было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями, животными и пр. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Геокэшинг Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения, предполагающая и поисковую и исследовательскую деятельность. Задача , которую решают игроки в геокешинг – это розыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК . Отличительной особенностью игры с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам, которые помогают им найти тайник. Правила игры: 1. Найти тайник. 2. Забрать из тайника понравившийся предмет. 3. В тайник положить предмет, взамен взятого, Способы поиска клада : Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад. Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме . Примеры игр: «Пиратский клад», «Тайник феи», «Набор Спортсмена», «Подарок из сказки» и многие другие.
Использование данных видов игр в сочетании с другими формами и методами реализации познавательно-исследовательской деятельности: - познавательные беседы: «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает осень?», «Что нам осень принесла?» и др. - экскурсии к дороге, в лес, в парк и т.д. - минутки размышлений: «Где живет светофор?», «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?» - акции : «Прилет птиц», «Птичья столовая», « Берегите воду» и др. трудовой десант: «Посади дерево и сохрани его »» и др. - экологический десант. - лаборатория юных исследователей «Научные забавы». - мини – лаборатории в групповых помещениях . - коллекционирование : «Гербарий осенних листьев», «Коллекция фантиков», «Коллекция монет», «Коллекция камней» и другие.
Достоинства педагогических игровых технологий: • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; • игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; • одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе; • посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении; • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. ____________________ Внедрение педагогических игровых технологий в познавательно-исследовательскую деятельность – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения .
Список использованных источников 1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. - М., 2001. 2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995 . 3. Кукушкина В.С. Педагогические технологии. - Ростов н/Д., 2002. . 4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2001. 5. Финогенов А.В. Игровые технологии в образовании. - Красноярск, 2001. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Комнатные растения"
Проетк для дошкольников...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...
Дидактическая игра как игровая педагогическая технология развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста
Презентация посвящена поиску новых методик организации дидактических игр. Рассматриваются новые направления в способе организации дидактических nuh/ Лэпбук и бизиборд. Их место в современном детском с...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более увер...
Практикум для педагогов «Применение социо – игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Практикум для педагогов«Применение социо – игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Практикум «Применение социо-игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Практикум «Применение социо-игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»...