Открытое занятие по речевому развитию на тему: чтение сказки «Снегурочка» для воспитанников старшей разновозрастной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шевцова Наталья Петровна

Открытое занятие по речевому развитию

на тему:  чтение сказки «Снегурочка»

для воспитанников старшей разновозрастной группы.

 

Выполнила: Шевцова Наталья Петровна

Длительность: 30 минут.

Количество детей: 9 человек.

Для успешного проведения НОД весь демонстрационный материал был подготовлен заранее.

 Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи:

Образовательные: учить пересказывать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия.

Развивающие: развивать умение располагать в правильной последовательности иллюстрации по сюжету сказки. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас детей. Формировать интонационную выразительность речи. Способствовать развитию эмоций, выразительности движений.

Воспитательные: Воспитывать  умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Работа над словарём:  люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.

  Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует  с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картины В. Васнецова, «Снегурочка», ленточка, раскраски.

Предварительная работа: рассматривание портрета художника В. Васнецова и его картины, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза». Чтение сказки «Путешествие капельки».

Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.

Санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы, позволяющие провести НОД в интересной и занимательной форме.

Образовательная деятельность состояла из трех этапов: организационного, основного и заключительного (рефлексия). Этапы взаимосвязаны между собой, подчинены одной теме, цели и задачам.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

В. : - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки :

- Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские(мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)

В. : Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)

2 часть. Чтение сказки.

В. : - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).

Беседа по содержанию:

- Понравилась ли вам сказка?

-Почему сказка называется «Снегурочка»(слеплена из снега)

- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку(обоснованные ответы детей)

- Красивой получилась у стариков доченька?

- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

- Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

В. : Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

- Во что, превратилась Снегурочка?

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.

В. : - А кто автор сказки «Снегурочка»(русский народ)

- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

3. Физминутка (выполняется под музыку)

В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.

В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.

А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)

Подвижная игра «Заря – заряница».

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).

(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)

4. Д\И «Собери картинки правильно» Дети собирают картины по порядку.

В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)

• Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)

• Приладили ручки и ножки – что сделали?

• Стала расти не по дням, а по часам? – это как?

• Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.

• Работа в руках спорится –все удается, все получается

• Неможется – нездоровится

• Свечерело – наступил вечер

• Стали кликать Снегурочку –звать

5. Рассказывание сказки по картинкам.

В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)

6. Драматизация.

В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.

7. Моделирование сказки символами.

В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?

- А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

- А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

- А как?

- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»(придумывание)

8. Рефлексия.

- Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому развитию: Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"- подготовительная группа

Цель: Развитие связной монологической речи.Программное содержание:–       Развивать умение  пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков ...

Конспект занятия по речевому развитию по теме "Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»" (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеАвтор разработки: Гербова В.В.Название: «Развитие речи»Форма работы: литературная гостинаяТема: Чтение былины «Алеша Попови...

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию на тему: «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»»

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию на тему: «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»»...

Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»»

Целью занятия является приобщение детей к поэзии. С помощью игровых заданий детям легче дается восприятие художественной литературы и фольклора....

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему « Родина моя — Россия» в подготовительной к школе группе.

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему « Родина  моя — Россия»  в подготовительной к школе группе....

Занятие по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа.

Занятие  по речевому развитию  Пересказ русской народной сказки           «У страха глаза велики»  подготовительная группа....

Открытое занятие по Рисованию с ИКТ технологией "Путешествие в страну Рисовандию" в старшей разновозрастной группе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей разновозрастной группе на тему «Путешествие в страну Рисовандию» с применением ИКТ-технологии...