План по самообразованию: "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
материал на тему
Представлен план по самообразованию воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 п. Стодолище
План по самообразованию на тему
«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Воспитатель: Костенкова Т.В.
п. Стодолище, 2014 год
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников.
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; | Памятки для родителей «Я познаю мир» | |
Октябрь | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». |
Ноябрь-декабрь | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.» |
Январь | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Февраль | Инновационные технологии-ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
Март | «Шаг за шагом» | Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
Апрель | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей |
Апрель | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Консультация для воспитателей по обмену опытом |
В течение года | Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве | Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
Май | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"
Документ содержит план работы с детьми и родителями, а также отчет о проделанной работе...
Презентация по самообразованию"Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
план по самообразованию "Опытно- экспериментальная деятельность детей 6-7 лет"
quot;Опытно- эксперементальная деятельность детей 6-7 лет"...
план по самообразованию "Опытно- экспериментальная деятельность с детьми 3-4 лет"
Цель:Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.Формирование способов познания...
Индивидуальный план работы по самообразованию.«Опытно— экспериментальная деятельность младших дошкольников»
То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю....
План по самообразованию "Опытно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.Для достижения поставленной цели определила ряд задач:Создание условий для исс...
Индивидуальный план работы по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физичес...