План по самообразованию: "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
материал на тему

Костенкова Татьяна Владимировна

Представлен план по самообразованию воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 п. Стодолище

План  по самообразованию на тему

«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

                                                                                                                                                     

Воспитатель: Костенкова Т.В.

п. Стодолище, 2014 год

Тема:  Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников.

Актуальность темы:  

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

     

Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

     Список литературы 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

Январь

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Февраль

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Март

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Апрель

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"

Документ содержит план работы с детьми и родителями, а также отчет о проделанной работе...

Презентация по самообразованию"Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

план по самообразованию "Опытно- экспериментальная деятельность детей 6-7 лет"

quot;Опытно- эксперементальная деятельность детей 6-7 лет"...

план по самообразованию "Опытно- экспериментальная деятельность с детьми 3-4 лет"

Цель:Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.Формирование способов познания...

План по самообразованию "Опытно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Цель:   Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.Для достижения поставленной цели определила ряд задач:Создание условий для исс...

Индивидуальный план работы по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физичес...