Индивидуальный план работы по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

 4. Развитие внимания, зрительной, слуховой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию  воспитателя старшей группы МДОУ «Детский сад  109» Кашуба Татьяны Аркадьевны

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников»

В 2020-2021 году я начала работу над темой самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников». Выбрала я эту тему потому, что у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

Цели и задачи моей работы по самообразованию:

Цели:

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

 4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ.
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды .
  • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

  • Формировать у детей разные способы познания.

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

Тема

Содержание работы

Сроки

Методы и приемы

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

1.ФГОС дошкольного образования.

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

3.Список литературы.

Сентябрь

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды.

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

1.Подготовить консультацию для педагогов.

2.Выступление на педагогическом совете (часе)

По плану ДОУ

Консультация

«Значение детского экспериментирования для развития ребёнка»

Предоставление опыта работы по теме

1.Проведение мастер-класса для педагогов

По плану ДОУ

Мастер-класс

Предоставление консультаций по данной теме

1.Подготовить консультацию для педагогов.

В течении года

Консультация

“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду

Предоставление опыта работы по теме

1.Проведение непрерывной образовательной деятельности (занятия) с использованием ИКТ

Апрель

Открытый просмотр

Работа с родителями

Предоставление консультаций по данной теме

1.Буклеты, консультации, открытые мероприятия

В течении года

1.Консультация

 «Занимательные опыты. Маленькая тележка чудес»

2.Консультация «Детское

экспериментирование дома» 

3.Буклет «Экспериментируйте с детьми дома» 

Совместное оформление уголка для экспериментирования

Помощь в пополнении уголка экспериментирования (природный материал, приобретении посадочного материала, формочек для опытов)

В течении года

Работа с воспитанниками

Диагностика детей

1.Проведение диагностики

Сентябрь

Диагностика

 «Вертушка»

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Дать детям понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

Октябрь

Опыт 1 «Вертушка»

 « Изменение веществ под воздействием температуры».

Цель: Показать детям зависимость состояния веществ от изменения температуры.

Ноябрь

ОПЫТ  2 

 «Изменение веществ под воздействием температуры»

«Узнаем, какая вода? »

 

Цель: выявить свойства воды: прозрачность, без запаха, льется; в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Декабрь

ОПЫТ  3 «Узнаем, какая вода?»

«Волшебная кисточка»

 

Цель: познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух цветов (красного и желтого – оранжевый цвет).

Январь

ОПЫТ  4  «Волшебная кисточка»

 Вес. Игра «Легкий – тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)

Февраль

ОПЫТ  5  «Легкий – тяжелый»

«Бумага, ее качества и свойства».

Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества

(цвет, белизна, гладкость, толщина) и свойства (сгибается, рвется, режется, горит).

Март

ОПЫТ  6

«Бумага, ее качества и свойства».

«Проращивание семян».

Цель: Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений

Апрель

ОПЫТ  7  «Проращивание семян».

«Свойства мокрого песка»

 

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Май

ОПЫТ  2  «Свойства мокрого песка»

Диагностика детей

Проведение диагностики

Диагностика

    Используемая литература:

1. М.Г. Бурнышева. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка»

2. О.А. Шемаханова. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

3. О.С. Лиференко. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Ознакомление дошкольников с магнитом.

4. Т.С. Баталина. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

5. Е.Л. Карпичева. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника.

6. А.В. Хаярова. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.

7. Т.М. Семенова. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников.

8. Т.Б. Баландина. Организация работы по экспериментированию в ДОУ.

9. О.А. Волошина, Н.М. Забегайлова. Групповые экспериментальные лаборатории и организация работы в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР адресован логопедам ДОУ....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад города Лениногорска»

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, ко...

Индивидуальный план работы по теме самообразования развитие речи дошкольников

План работы по теме самообразования по развитию речи дошкольников...

Индивидуальный план по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников.  В мире профессий»...

Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности  у детей дошкольного возраста....