План по самообразованию "Опытно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;
Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему:
«Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель
Миленко Т. В.
Актуальность
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;
Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Срок реализации: 1 год (2018 – 2019 учебный год)
План по опытно - экспериментальной деятельности детей в старшей группе.
месяц | С детьми | Самообразование | С родителями |
сентябрь | «Сухая и влажная почва» Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | Привлечение родителей к пополнению уголка «Юные исследователи». |
октябрь | «Бережём воду» Цель: Показать способ очистки воды с помощью фильтра, учить беречь воду. | Изучение методик и технологий педагогов в Интернете и ДОУ по данной тематике.. | Подготовка материалов к оформлению родительского уголка по данной тематике. Индивидуальные консультации и беседы |
ноябрь | «Агрегатные состояния воды» Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | Формирование картотеки опытов. | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
декабрь | «Нужен ли корешкам воздух» Цель: Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, что растение дышит всеми частями. | Подготовка методических материалов . | Буклет «Познавательные опыты для детей» |
январь | Знакомство с Наурашей и страной Наурандией. Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей | Изучение литературы и опыта по формированию игр по опытно - исследовательской деятельности. | Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию» |
февраль | Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы | Формирование игр по данной тематике. | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования. Индивидуальные консультации и беседы |
март | Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого. | Подготовка фотографий. | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования. |
апрель | «Чудесные спички» Цель: Показать, что дерево впитывает воду. | Оформление фотовыставки. | Индивидуальные консультации и беседы |
май | «Пускание лодочек в ручейках» Цель: Познакомить с силой ветра и воды. | Фотовыставка. Анализ результатов самообразования. | На летний период родителям и детям задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами. |
Форма отчёта:
Фотовыставка
Список литературы
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011.
- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
- Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
- Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:· Дубининой О.В., ...
План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...
Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, котора...