"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка"
статья
Посвящено проблемам воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребёнка»
Восточная легенда рассказывает,
что Создатель сотворил человека единым,
но, разгневавшись на него,
разрубил на две половинки.
Одна стала мужчиной, а другая - женщиной.
С тех пор они такие разные,
ищут по свету друг друга,
чтобы обрести полноту существования...
Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать
Ж.-Ж. Руссо
- Актуальность полоролевого воспитания детей в современном мире.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году.
Гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Пол— это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Происходит повсеместная феминизации образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского). «Феминизация» воспитания детей способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них необходимых качеств, испытывают дополнительные трудности при службе в армии; вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола не формируется терпеливость, умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными.
Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости гендерного воспитания, начиная с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол.
Этапы полоролевого развития
- Новорожденность - настройка на определенный пол.
- Раннее детство (1 – 3 года) - принятие пола без наполнения его содержанием.
- Младший возраст (3-4 года) - дифференцирует половое различие.
- Дошкольный возраст (4-5 лет) - идентификация по половому признаку.
- Старший дошкольный возраст (6-7 лет)- принятие пола и его константность.
В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям.
С 4 до 5 лет детям становиться понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.
Для того, чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектамируководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут проявлять свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших учений формирования гендерной идентичности, является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек).
Для девочек, это игры на семейно – бытовые типы. Для мальчиков, это игры в «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей».
В работе с детьми по гендерной социализации использовать проблемные ситуации, схемы-действия.
НОД осуществлять в рамках тематических недель: например, «Мы разные мальчики и девочки», «Мужчина и женщина - какие они?», «Я мальчик будущий мужчина», «Я девочка будущая мама», «Маленькие рыцари» и «Маленькие принцессы».
При подготовке к занятиям тщательно продумывать все моменты:
1. Пути решения познавательных задач должны носить как информационный, так и исследовательский характер.
2. Продумывать вопросы к занятиям, с учетом особенностей разного пола.
3. Использовать большие наглядности так, как это важно для мальчиков.
4. Использовать проблемные ситуации на занятиях помня, что для девочек нужны и важны ситуации развивающего характера.
При обучении детей новому материалу разделять детей на подгруппы, мальчики и девочки, рассаживаем детей на занятиях мальчик – девочка, так как, дети взаимодополняют друг друга.
Вначале занятий используем игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам акцентировать внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных способностей особое внимание обращаем на:
-привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре к социально – одобренных образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства, для игр «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
В процессе выполнения задач по представлению о различиях между мальчиками и девочками как внешних, так и в чертах характера и поведения, воспитываем культуру общения с партнерами противоположного пола, в различных ситуациях и игровой деятельности детей.
Одним из эффективных средств социализации как для мальчиков, так и для девочек является:
- изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях, например, «Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы.
- соответствующая художественная литература.
Для мальчиков и девочек – будущих мужчин и женщин подбираем сказки «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Маленькие умельцы и умницы», «Крошечка Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка». - Для воспитания у детей качеств защиты и сострадания рассказываются сказки - «Русалочка», «Добрыня и змей». Сказки «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица»
- обучают мальчиков и девочек мужскому и женскому этикету. Мальчиков и девочек будущих мам и пап сказки «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик с пальчик» обучают детей мужским и женским обязанностям в семье.
- Распределение трудовых обязанностей в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняли работу, связанную с применением физической силы, девочки с аккуратностью и опрятностью.
Именно роль педагога состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультировании (стендовое и очное, но и закрепление полученных знаний на практике. Например: провели консультацию «Игра - средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем провели практикум «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родителями не на славах, а на практике в совместной деятельности со своим ребенком освоили способы игровой деятельности.
Неотъемлемой частью деятельности ДОУ в режиме инноваций является психолого–педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Гендерное воспитание – важная часть воспитания дошкольника. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которых доброта, взаимоуважение и деликатность, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"
В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности....
Формирование основ базовой культуры личности дошкольника
СОДЕРЖАНИЕ: Ø Введение в тему;Ø Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;Ø Использование фольклора в воспитании детей разного возра...
Формирование основ музыкальной культуры личности у младших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному искусству (из опыта работы)
Материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУссылка на дидактическую игру https://disk.yandex.ru/i/fxsRr_XnpTqhqw...
Ведущие цели рабочей программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова¬ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес¬ких и физических качеств в соответствии с возрастным
Ведущие цели рабочей программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее р...
Выступление на областном семинаре "Культурно – гигиенические навыки как условие для формирования основ базовой культуры личности."
Формирование культурно – гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возрас...
Выступление на Педсовете "Сотрудничество по формированию основ базовой культуры личности"
Основные задачи:1. Формирование базисных основ социальной культуры у детей:•развитие у ребенка интереса к себе, осознание ценностей собственной личности, умение принимать себя таким, какой есть...