Выступление на областном семинаре "Культурно – гигиенические навыки как условие для формирования основ базовой культуры личности."
методическая разработка

Миглинская Жанна Эдуардовна

Формирование культурно – гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здоровьесбережения.

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность общественная, здоровьесбережение как ценность личностная.

К культурно - гигиеническим навыкам, как отмечают в своём исследовании В.И Логинова и П.Г. Саморукова, относятся:

- навыки чистоты и личной гигиены

- навыки культурной еды;

- бережное отношение с вещами личного обихода;

- соблюдение чистоты и порядка в окружении человека.

Здоровьесбережение малышей,  это, прежде всего формирование культурно – гигиенических навыков, вместе с тем  оно включает важную задачу – воспитания культуры поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1

«Семицветик»

Культурно – гигиенические навыки

 как условие для формирования

основ базовой культуры

 личности.

                                                                Воспитатель: Пащенко Ж.Э.

Тамбов 2020г.

Формирование культурно – гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здоровьесбережения.

2 слайд

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность общественная, здоровьесбережение как ценность личностная.

К культурно - гигиеническим навыкам, как отмечают в своём исследовании В.И Логинова и П.Г. Саморукова, относятся:

- навыки чистоты и личной гигиены

- навыки культурной еды;

- бережное отношение с вещами личного обихода;

- соблюдение чистоты и порядка в окружении человека.

Здоровьесбережение малышей,  это, прежде всего формирование культурно – гигиенических навыков, вместе с тем  оно включает важную задачу – воспитания культуры поведения.

     Рассмотрим задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков в каждой группе.

Слайды 3,4,5,6,7

На примере  формирования одного из навыков – мытье рук, можно заметить, что с каждым годом он совершенствуется и степень самостоятельности детей увеличивается, а воспитатель от прямых указаний переходит к напоминанию, от показа к совету.

 Сейчас намечается тенденция – запаздывание  в формировании КГН, что в свою очередь связано с особенностями воспитания современного поколения детей. Это  «культ» безопасности, который рождает гиперопеку, стремление все сделать за ребенка, потому что так быстрее, удобнее, чище, легче и тд. В группах нашего учреждения были дети, которые не умели жевать, у них отсутствовал жевательный навык и дети давились пищей, они  не могли ее проглотить,  в другом случае дети ели руками. А потом в ходе бесед с родителями выяснялось, что ребенку просто не дают ложку и кормят его сами или до 3 лет мамы всю пищу перемалывали в блендере. Потому что так быстрее. Сюда можно отнести и злоупотребление коляской, дети стали мало двигаться, памперсами, что приводит к тому, что дети не спрашиваются на горшок или даже боятся его. Эти и другие вопросы поднимаются на первом собрании для вновь прибывших детей, даются рекомендации для родителей.

3  слайд

Воспитанники   2-3 лет

  Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

 Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок

 Формировать навык пользования индивидуальными предметами

 Во время еды учить детей правильно держать ложку

Обучать детей порядку раздевания и одевания

Учить при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

4 слайд

Воспитанники  3-4 лет

Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место.

Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, доедать пищу до конца.

Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить выворачивать вещи налицо.

Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

5 слайд

Воспитанники   4 - 5 лет

Учить мыть руки правильно: не разбрызгивать воду, насухо вытирать руки.

 Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно.

Учить детей правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

 Учить детей пользоваться расческой, носовым платком.

Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место. Учить детей как нужно правильно чистить зубы

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

6 слайд

Воспитанники    5 - 6 лет

Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из ячейки и развернув на ладошках

Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом).

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

7 слайд

Воспитанники 6-7 лет

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу.

Отрабатывать навык пользования вилкой;

Кушать разную пищу, поворачивая кисть, а не вилку;

Учиться отрезать порции твёрдых мясных продуктов;

Тренироваться намазывать масло на кусок хлеба.

Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Формирование культурно - гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться и осуществляются приёмами прямого воздействия.

Например,  к четвёртому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щёткой, а с 4 лет специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту, и порядок.

Для привития культурно – гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»), затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряжённые действия. Например, берёт его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребёнка складывается сенсомоторный образ действия, а так же образ составляющих действий, операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

К числу основных условий успешного формирования у детей культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

         Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Закрепление их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в быту.

          Таким образом, существуют следующие формы работы по формированию КГН у дошкольников.

       Уважаемые коллеги, может быть, кто-нибудь из вас скажет, какие приемы вы используете при формировании КГН?

8 слайд

Формы работы:  С детьми:  совместная деятельность, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа. - С родителями: консультации, беседы, оформление папок-передвижек, фото-отчеты, анкеты.

Педагогические приёмы: - Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур, пример взрослого,  упражнение, - показ. - Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр.- Создание воспитывающих ситуаций, проблемных ситуаций  - Чтение художественной литературы, сказок, стихов, пословиц и поговорок. - Заучивание потешек, песенок. - Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

          Для детей старшей группы можно использовать такие методы и приёмы: Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок» (знакомство с мылом, зубной щёткой и т.д.). Дидактическая игра: « Умывалочка », «Носики – курносики », «Искупаем куклу», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Поликлиника», «Угостим кукол чаем», «Крокодил – чистюля». Дидактические упражнения: «Как мы чисто моем руки и лицо», «Аккуратный шкафчик». Проблемная ситуация: «Что нужно кукле Маше?», «Что будешь мыть вначале, руки или лицо? Почему?», «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?». Художественное слово: «Будет мыло пениться и грязь куда–то денется», «Водичка, водичка умой моё личико…»… Игровая ситуация: « Где тут прячется вода? Выходи, водица, мы пришли умыться».

            Введение игрового персонажа: Мойдодыр, Маша чумазая. Игра – опыт: Чистим зубки. Правила чистюли. Делаем прическу. «Фонтанчики». Речевые ситуации: Старайся выглядеть опрятно. Перед едой мой руки с мылом. Учись пользоваться вилкой, ложкой и ножом. Умей есть не спеша, аккуратно. Не балуйся за столом. Вся сила на дне тарелки. Зеркало подскажет, что не так. Беседы: Полезные для здоровья продукты и не очень. «Да здравствует мыло душистое». Пальчиковая гимнастика. «В гостях у Айболита». Элементарное экспериментирование с водой, мылом, зубными щётками: «Мыло – фокусник», «Вода – добрый помощник человека». Рассматривание книг, иллюстраций, открыток на тему: Культура поведения за столом. Чистота – залог здоровья. Правильная осанка. Конкурс – соревнование на скоростное завязывание шнурков, застегивание пуговиц и «молний» на одежде.

         По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию: («У Мишки грязные лапки», «Кукла Маша простудилась», тем самым влияя на становление нового вида деятельности игры.

          В творческой игре («Семья», «Парикмахерская») дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

                    Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры:

9  слайд

Перемешанные картинки

Что нужно кукле?

Что ты можешь о них сказать!

Угостим кукол чаем

Кукла идет на прогулку

Вымой руки

Мыльные перчатки

Чистоплотные дети

Кукла заболела

Умывалочка

Делаем прическу

Носики-курносики

Почистим зубки

Фонтанчики

 Чистоплотные дети

10  слайд

         Для малышей можно использовать потешки - малые фольклорные формы работы.  На слайде представлена только малая часть из того, что используется в нашей работе.

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Потешка:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

Цель: учить ребенка полоскать рот.

     Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными.  «Будем умываться», - говорит в начале года воспитатель и показывает всё: и как завернуть рукава, и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия.

Слайд 11

          Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

      Здесь можно использовать такие игры и занятия, всем вам известные, как  «Оденем куклу на прогулку». Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Игра «Уложим мишку спать». Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

          Для старшего возраста можно показать детям драматизацию произведений, в которых рассматривается тема этикета за столом. Организовать игру «Кукольное праздничное застолье», почитать главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание», которые раскрывают важность соблюдения этикета за столом.

         Так же можно на каждый режимный момент использовать стихи. Я, например, использую материал  книги Г.М. Первовой «Поговори со мною, мама». Она является доктором педагогических наук, профессором, которая живет в Тамбове  и работает в ТГУ и является наставником многих педагогов, работающих в дошкольных учреждениях.

12 слайд

ДЕЖУРСТВО

Любим мы дежурить,

На стол накрывать.

Ложки, чашки разложили —

Ничего не позабыли.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мы с игрушками играть

Любим очень дружно.

Знаем мы, что убирать

Их на место нужно.

Тряпочки мы в руки взяли,

Всюду-всюду пыль убрали.

Ну а как мы пыль убрали?

Полочки все протирали.

Собрались друзья-малышки,

Мы полечим наши книжки.

Ты приклей к ним корешок,

Молодец какой, дружок!

ПРИЁМ ПИЩИ

Почему твой папа

Таким высоким стал?

Потому что кашу

Не отодвигал.

Кушал папа каши

В детстве все подряд.

Вырос он здоровым,

Крепче всех ребят.

ПРОГУЛКА

Мы гулять идём на улицу,

По лестнице шагаем,

За перила держимся,

Друг друга не толкаем.

          Так же я хочу предложить свою картотеку игр, примеров художественного слова, фольклора, книг, бесед на разные режимные моменты.

13,14,15,16,17   Слайд

Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, НОД

Навыки культуры еды и поведение за столом

Д/У «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать»

Д/У «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду»

«Как мама учила правильно Мишку кушать»

«как Мишка учился кушать вилкой»

 «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»

«Угостим кукол чаем»

 «Мы готовим обед»

«Накроем на стол»

«День рождение у куклы Маши»»

Навыки самообслуживания.

Одевание-раздевание

Д/и «оденем куклу на прогулку», «разденем куклу после прогулки».

«Сделаем из носочка гармошку»,

 «Покажем кукле, где лежат наши вещи»

   Д/у «Туфельки поссорились- подружились»,

Д/У «Уложим куклу спать»

Д/У «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

Д/У «Покажем как нужно складывать одежду перед сном»,

«Научим Мишку складывать свою одежду в раздевальном шкафчике»

«как петушок разбудил  утром детей»

 «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке»

«Приведи куклу в порядок»

«Оденемся на прогулку»

«Такие разные носочки»

«Найди пару»

«Уложим куклу спать»

 Навыки мытья рук и умывание

Д/у «Как мы моим ладошки и отжимаем ручки»

Д/У «Научим Мишку правильно умываться»

 «Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем»

 «Вымой руки »

Д/и «Умывалочка»

Д/и «Сделаем лодочки»

Д/и «Мыльные перчатки»

 Д/у« Водичка- водичка»

Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,

книг, беседы.

Навыки культуры еды и поведение за столом

Чтение потешки: «Ладушки, ладушки»,

«Умница, Катенька»

«Идет коза рогатая»

 «Пошел котик на торжок»

«Кисонька-мурысонька»

З.Александрова «Вкусная каша»

Чтение потешки «Уж я Танечке пирог испеку»

Е.Благинина «Аленушка»

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»

Навыки самообслуживания

                           Одевание-раздевание

Чтение потешки «Наша Маша маленька»,

З.Александрова «Катя в яслях»

Чтение З.ААлександрова «Мой Мишка»

Н.Павлова «Чьи башмачки»

И.Муравейка «Я сама»,

Навыки мытья рук и умывание

Рассматривание картинок «Дети моют руки»

 «Мама моет дочку». Беседа по ним.

Рассматривание картинок «Девочка чумазая»,

«Девочка аккуратная»

Чтение потешки «Водичка, водичка…»

К.Чуковский «Мойдодыр»

Е. Благинина «Аленушка»

С.Капутикян «Хлюп-хлюп»

Г.Лагздынь «Лапки

               В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

           В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.    

18 слайд

      Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье». Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены.

           Таким образом, культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №1 « Семицветик » Культурно – гигиенические навыки, как условие для формирования основ базовой культуры личности. Воспитатель: Пащенко Ж.Э . Тамбов 2020 г .

Слайд 2

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная , здоровьесбережение как ценность общественная , здоровьесбережение как ценность личностная . К культурно - гигиеническим навыкам, как отмечают в своём исследовании В.И Логинова и П.Г. Саморукова, относятся : навыки чистоты и личной гигиены, навыки культурной еды, бережное отношение с вещами личного обихода, соблюдение чистоты и порядка в окружении человека.

Слайд 3

Воспитанники 2-3 лет Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок Формировать навык пользования индивидуальными предметами Во время еды учить детей правильно держать ложку Обучать детей порядку раздевания и одевания Учить при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду З адачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков в каждой группе

Слайд 4

Воспитанники 3-4 лет Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом Правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, доедать пищу до конца Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости Учить выворачивать вещи налицо Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей З адачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков в каждой группе

Слайд 5

Воспитанники 4-5 лет Учить мыть руки правильно: не разбрызгивать воду, насухо вытирать руки Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно Учить детей правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды Учить детей пользоваться расческой, носовым платком. Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место Учить детей как нужно правильно чистить зубы Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом З адачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков в каждой группе

Слайд 6

Воспитанники 5 - 6 лет Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из ячейки и развернув на ладошках Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом ) Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды З адачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков в каждой группе

Слайд 7

Воспитанники 6 - 7 лет Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу Отрабатывать навык пользования вилкой Кушать разную пищу, поворачивая кисть, а не вилку Учиться отрезать порции твёрдых мясных продуктов Тренироваться намазывать масло на кусок хлеба Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой З адачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков в каждой группе

Слайд 8

Формы работы по формированию КГН у дошкольников Формы работы: С детьми : совместная деятельность, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа. С родителями : консультации, беседы, оформление папок-передвижек, фото-отчеты, анкеты. Педагогические приёмы: Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур, пример взрослого, упражнение , показ создание воспитывающих ситуаций чтение художественной литературы, сказок, стихов, пословиц и поговорок заучивание потешек, песенок систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены сюрпризный момент дидактическая игра, проблемная ситуация игровая ситуация игра – опыт, речевые ситуации элементарное экспериментирование с водой, мылом, зубными щётками.

Слайд 9

Дидактические игры по формированию КГН у дошкольников «Перемешанные картинки» «Чистоплотные дети» «Что нужно кукле ?» «Что ты можешь о них сказать !» «Угостим кукол чаем» «Кукла идет на прогулку» «Водичка , водичка !» «Вымой руки» «Сделаем лодочки» «Мыльные перчатки» «Носики- курносики» «Почистим зубки» «Фонтанчики» «Вымоем куклу» «Уложим мишку спать» «Кукла идет на прогулку » «Убери со стола» «Делаем прическу» «Кукла заболела»

Слайд 10

Ладушки , ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем , знаем да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи , водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей! Чешу , чешу волосоньки, Расчесываю косоньки ! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. Малые формы фольклора по формированию КГН у дошкольников

Слайд 11

. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя.

Слайд 12

Малые формы фольклора по формированию КГН у дошкольников ДЕЖУРСТВО Любим мы дежурить, На стол накрывать. Ложки, чашки разложили — Ничего не позабыли. ПРИЁМ ПИЩИ Почему твой папа Таким высоким стал? Потому что кашу Не отодвигал. Кушал папа каши В детстве все подряд. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Мы с игрушками играть Любим очень дружно. Знаем мы, что убирать Их на место нужно. ПРОГУЛКА Мы гулять идём на улицу, По лестнице шагаем, За перила держимся, Друг друга не толкаем.

Слайд 13

Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации Навыки культуры еды и поведения за столом Д/у «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать» Д/у «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду» Д/у « Как мама учила правильно Мишку кушать» Д/у «Как Мишка учился кушать вилкой » Д/у «Мишка пригласил в гости зайку и ежика» Д/у « Угостим кукол чаем» Д/у «Мы готовим обед» Д/у «Накроем на стол» Д/у «День рождение у куклы Маши »

Слайд 14

Навыки самообслуживания Одевание-раздевание Д/и «оденем куклу на прогулку » Д/и «Разденем куклу после прогулки » Д/у «Сделаем из носочка гармошку » Д/у «Покажем кукле, где лежат наши вещи» Д/у «Туфельки поссорились- подружились » Д/у «Уложим куклу спать» Д/у «Поучим зверюшек застегивать пуговицы» Д/ у «Покажем как нужно складывать одежду перед сном » Д/у «Научим Мишку складывать свою одежду в раздевальном шкафчике» Д/у «Как петушок разбудил утром детей» Д/у «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке» Д/и «Приведи куклу в порядок» Д/у «Оденемся на прогулку» Д/у «Такие разные носочки» Д/у «Найди пару» Д/у «Уложим куклу спать»

Слайд 15

Навыки самообслуживания Навыки мытья рук и умывание Д/у «Как мы моим ладошки и отжимаем ручки» Д/у «Научим Мишку правильно умываться», Д/у «Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем» Д/у «Вымой руки » Д/у «Умывалочка» Д/у «Сделаем лодочки» Д/у « Мыльные перчатки» Д/у « Водичка- водичка»

Слайд 16

Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, беседы Навыки культуры еды и поведение за столом Чтение потешки: «Ладушки, ладушки » «Умница, Катенька» «Идет коза рогатая» «Пошел котик на торжок» « Кисонька - мурысонька » «Уж я Танечке пирог испеку» Чтение : С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает» Е. Благинина «Аленушка » З. Александрова «Вкусная каша»

Слайд 17

Навыки самообслуживания Одевание-раздевание Чтение: « Наша Маша маленька » З.Александрова «Катя в яслях », « Мой Мишка» Н . Павлова «Чьи башмачки?» И . Муравейка «Я сама » Навыки мытья рук и умывание Рассматривание картинок «Дети моют руки» «Мама моет дочку». Беседа по ним. Рассматривание картинок «Девочка чумазая » «Девочка аккуратная» Чтение потешки «Водичка, водичка…» К . Чуковский «Мойдодыр» Е. Благинина «Аленушка» С . Капутикян «Хлюп-хлюп» Г . Лагздынь « Лапки

Слайд 18

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Н.К . Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье». Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"

"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский....

Выступление на областном семонаре

Допллнительное образование для детей с ОВЗ...

Выступление на Областном круглом столе по апробации УМК "Мозаичный парк"

Представление опыта работы по реализации программы дошкольного образования «Мозаичный парк» «Поддержка компетентности родителей при реализации образовательной программы «...

Выступление на областном семинаре «Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей» на тему: «Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родит

Если человек утвердился в желании стать приёмным родителем, спешить все же не стоит – необходимо ещё раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения,...

Выступление на областном семинаре «Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

30.11.2018г. в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" прошел областной семинар  на тему "Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения". В работе семинара приняли...

Выступление на областном МО на тему « Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх»

Выступление на областном МО на тему « Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх»...