"Формирование нравственных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности семьи и образовательного учреждения"
статья на тему

Красникова Наталья Васильевна

Опыт работы по формированию нравственных качеств у дошкольников  в процессе совместной деятельности семьи и ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Нравственное воспитание43 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности семьи и образовательного учреждения»

                                                   Красникова Наталья Васильевна. МОУ  «Детский сад»

                                                    № 83

                                                   г.Волгоград, Волгоградская область

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. С самого раннего возраста ребёнок приобретает все человеческие нормы, включающие в себя способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог и не всегда эффективен. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.

        Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный, целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни.

В последнее время идёт перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре её стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его  признаётся не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Таким образом, поворот всей системы воспитания и обучения к человеку как ценности выявил необходимость рассмотрения процесса воспитания как содействие, духовному обогащению личности, переориентируя сознание личности со средств существования на содержание жизни, а также с овладения объектами мира на сопереживание миру. Стержнем нравственно воспитанной личности является характер отношения к людям и к самому себе.

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося  на  знании  и учете закономерностей развития личности процесса  воспитания,  который служит необходимой  формой этого развития.

       Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в  среде себе подобных.

     Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Организация работы по формированию нравственных качеств у детей предполагает реализацию на практике важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов.

На основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить родителей.

         Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицированная реализация этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитании. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.  

Нравственное воспитание предусматривает широкое использование разнообразных средств и методов.

 В начале учебного года была проведена диагностика, целью, которой являлось выявление уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников.

Основными методами диагностики были упражнения, направленные на выявление сформированности нравственных качеств. Проводилось анкетирование родителей, целью, которых являлось выяснение основных, наиболее волнующих проблем, связанных с вопросами воспитания детей в семье «Что умеет ваш малыш?». Большинство родителей высказались о том, что они хотели бы усовершенствовать свои уменияи навыки в области семейного воспитания в ходе сотрудничества ДОУ и семьи.

     На основе полученных результатов, разработала и провела в течении года мероприятия, направленные на совместную деятельность семьи и образовательного учреждения на формирование  нравственных качеств у дошкольников.

    В семье имеются объективные естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения. Однако личность ребёнка формируется не только под влиянием объективных условий и обстоятельств в жизни семьи, но и, прежде всего под влиянием целенаправленной воспитательной деятельности родителей.

    В своей работе подбирала эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступой и интересной форме преподнести детям и родителям о важности нравственного воспитания.

    Посещала семьи для выяснения особенностей семейного воспитания для установления контакта с родителями.  Наиболее распространённой и доступной формой индивидуальной работы является беседа. Идя в семью, знаю на что прежде всего обратить  внимание, какие вопросы и в какой форме задавать, что нужно посоветовать, порекомендовать. Если считаю нужным сообщить о плохом поведении ребёнка, анализирую вместе с родителями, следствием чего явился проступок. Намечаю вместе с родителями единую линию воздействия. Такой деловой, конкретный разговор, заставляет родителей задуматься над тем, как они воспитывают ребёнка, что и как следует изменить. Следует не научать и обвинять родителей, а стараться вовлечь их в обсуждение особенностей поведения ребёнка, методов воздействия на него. Не только советую родителям, но и побуждаю к высказыванию собственного мнения. Посещение семей подсказало мне темы бесед с родителями, темы «родительских уголков». Особенности семейного воспитания, педагогические знания родителей диктуют мне  и темы консультаций.

     В целях осуществления нравственного воспитания в детском саду создаю все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Провожу  совместные праздники и развлечения «День матери», «День Земли», «Новый год», « День защитника отечества», « 8 Марта», «День Победы», «День защиты детей», Мама, папа, я спортивная семья». Использую в своей работе этические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Организую конкурсы, акции совестно с родителями, которые позволяют укрепить взаимодействие детского сада и семьи, активизируют педагогическое общение родителей с детьми. Были подготовлены фотовыставки родителей и детей «Моя мамочка», «Наши достижения», «Моя  дружная семья», «Мир увлечений в нашей семье». С помощью игр у детей уточнялись и закреплялись знания о родном городе, о родной улице, воспитывалась любовь и уважение к армии, к своей стране, гордость за мужество воинов, развивался интерес и доступным ребёнку явлениям общественной жизни, способствовали развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания. Также в ДОУ проводила родительские собрания с участием специалистов и педагогов по теме «Нравственное воспитание дошкольников». Так же работу по формированию нравственных качеств у дошкольников реализую через все виды детской деятельности.

       Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности семьи и ДОУ повышается если:

      -оно ведётся целенаправленно на основе единого подхода в воспитании между ДОУ и семьёй, с учётом возрастных особенностей и уровнем воспитанности,

         -взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании детей осуществляется на основе результатов изучения особенностей уклада семейной жизни, уровня педагогической культуры родителей и использования разнообразных приёмов коллективного дифференцированного и индивидуального воздействия на нравственное  развитие детей,        

-дети активно вовлекаются в посильную для них совместную со взрослыми и сверстниками деятельность,

-организуется специальная работа с родителями по осуществлению совместных усилий направленное на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

     Использование разнообразных методических приёмов в работе с детьми и родителями, продуманная организация процесса работы с детьми являются ключом к правильному формированию ребёнка как личности.  

Изменение государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»

Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

laquo;Духовность» -  рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями;как способ со...

Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....

Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

Статья" Формирование нравственных качеств личности дошкольников в процессе экономического воспитания".

В центре внимания данной статьи находится проблема формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эфф...

«Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села»

laquo;Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села»Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельн...

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Из опыта работы музыкального руководителя по формированию нравственных качеств посредством театрализации сказок....