Устное народное творчество.Малые жанры фольклора.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устное народное творчество. Фольклор. Фольклор - народное творчество совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта англ. folk – народ, lore – мудрость, знание
Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Это песни которыми убаюкивают ребенка. Представляется будущее младенца. Ребенку обещают счастье и богатство. Навевают ребенку крепкий и здоровый сон. Пение зависит от покачивания колыбели, ее ритмического движения. У кота ли, у кота Колыбелька золота. У дитяти моего Есть покраше его…
Пестушки , потешки , поскакушки . Побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Тра-та-та, тра-та-та Вышла кошка за кота… Пестушка Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ , Топ-топ-топ-топ-топ .
Прибаутка. Стихотворение, похожее на короткую сказку, которую рассказывает мама своему ребенку. Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице Сова, совушка , сова, Большая голова, На колу сидела, в стороны глядела, Головой вертела.
Закличка - короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью великою, С милостью богатою… Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи…
Приговорка- коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. *От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку. *Во время купания ныряют на последних словах приговорки. *С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне стальной.
Считалка – короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.
Скороговорка - стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. От топота копыт Пыль по полю летит. Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за рук грека цап.
Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. . Русская барыня в платке расписном имеет много детишек.
Поиграем! 1. Определите малый жанр фольклора: Уж ты, котичка-коток , Котик – серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать. Скороговорка, потешка , колыбельная песня.
Поиграем! Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи, Хлеба краюшку, Пирога горбушку. Считалка , закличка , загадка .
Поиграем! Ладушки-ладушки -Где были? -У бабушки -что ели? -кашку, пили простоквашку … Потешка , загадка, закличка .
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» М. Горький
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....
Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.
Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь...
Конспект НОД «Знакомство детей 2-3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами). Тема: «Петушок, петушок».
«Знакомство детей 2-3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами).Тема: «Петушок, петушок».Задачи:Познакомить детей с фольклорным произведением «Петушок, петушок». Вызвать у ...
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...
«Знакомство детей 2-3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами)
laquo;Знакомство детей 2-3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами). Тема: «Петушок, петушок»....
Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством «Задания дедушки Фольклора»
Цель:• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.• Формировать у детей интерес к фольклору, обогаща...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Устное народное творчество. По следам фольклора»
laquo;Устное народное творчество. По следам фольклора»Цель: приобщение детей к устному народному творчеству....