Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством «Задания дедушки Фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель:
• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.
• Формировать у детей интерес к фольклору, обогащать словарный запас детей.
• Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками, понимать их смысл.
• Рассказать детям о фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством
«Задания дедушки Фольклора»
Цель:
• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.
• Формировать у детей интерес к фольклору, обогащать словарный запас детей.
• Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками, понимать их смысл.
• Рассказать детям о фольклоре.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами будет необычное занятие, мы поговорим о фольклоре.
Слово "фольклор" заимствовано из английского языка и переводится дословно, как народная песня. Фольклор- это все то, что создано народом.
Воспитатель: Ой, ребята, а тут какое-то письмо, давайте его прочитаем.
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие внучата! Меня зовут дедушка Фольклор. Я решил вас повеселить и придумал для вас разные задания, а задания спрятал в вашей группе. А чтоб вы не сбились с пути, вам в помощь даю карту - подсказку. Желаю вам удачи! Ваш дедушка Фольклор».
Воспитатель: Ну что, ребята, поиграем с дедушкой Фольклором? А вот и карта (внимательно рассматривает карту). Ребята я что-то не пойму, что здесь за квадратики, полоски, стрелочки?
(Дети рассматривают карту и объясняют, что карта очень похожа на план какого-то помещения: полоски на нём это окна, стрелки – это указатели, куда идти, большие прямоугольники - это стол, квадраты – это стулья)
Воспитатель: Я догадалась! Это же план нашей группы. Сейчас мы найдём задания дедушки Фольклора. Посмотрите, куда указывает первая стрелка?
Воспитатель: Тут для вас загадки, дедушка Фольклор хочет, чтоб вы их отгадали.
Не дерево, а с листьями,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешками,
Не человек, а с разумом.
(Книга)
Без крыльев летят,
Без ног спешат,
Без паруса плывут.
(Облака)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу:
Когда всем спать,
А когда вставать.
(Часы)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом себе путь ищу,
За собой хвост тащу.
(Иголка с ниткой)
Скоро ест,
Мелко жуёт,
Сама не глотает,
А другой сыт бывает.
(Пила)
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт.
(Лапти)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Можно идти дальше. Куда показывает следующая стрелка?
Воспитатель: Скороговорка - это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков. Дедушка Фольклор просит вас вспомнить какие скороговорки вы знаете.
1. Баран буян залез в бурьян.
2. Все бобры для своих бобрят добры.
3. Хорош пирожок – внутри творожок.
4. От топота копыт пыль по полю летит.
5. На гармошке громко заиграл Ерёмка.
6. Коля колья колет. Поля поле полет.
7. У мыши в норке сыра корка.
8. На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.
9. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
10. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Воспитатель: А еще дедушка предлагает нам поиграть в игру «Карусель».
Дети берутся за руки и произносят скороговорку:
Закружились карусели
Карусели, карусели
Замелькали сосны, ели
Закружилось все вокруг
Звезды в небе встали в круг
Быстро, быстро нас вертели
И кружили карусели.
(Произнести несколько раз, ускоряя темп).
Воспитатель: Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь продолжаем, куда ведет нас дальше карта?
Воспитатель: Смотрите, здесь написаны пословицы и поговорки, но не полностью. Пословица не даром молвится. Пословица — изречение в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Вам нужно вспомнить продолжение начатой пословицы или поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы окончание.
«Что посеешь...» (то и пожмёшь); «Делу время…» (потехе час); «Кончил дело...» (гуляй смело); «Любишь кататься...» (люби и саночки возить); «Не имей сто рублей...» (а имей сто друзей); «Слово – не воробей...» (вылетит – не поймаешь).
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием дедушки Фольклора справились. Теперь можно идти дальше. Куда же показывает стрелочка?
Воспитатель: Так, какое же еще здание придумал для нас Дедушка Фольклор? Так тут игра «Дразнилки».
Дразнилки – это насмешливые рифмованные фразы, которой кого-либо дразнят. Но на дразнилки есть такие же рифмованные ответы.
В игре участвуют две команды первая команда это те, кто дразнит, а вторая кто отвечает на дразнилки.
1 команда: Девочка - капуша, час жевала грушу,
Два - умывалась, три – одевалась.
Утром завтракать пошла
Только к ужину пришла.
2 команда: Обзывайся, обзывайся,
Без друзей ты оставайся.
Так ты обзываешься
В друзья набиваешься.
1 команда: Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
2 команда: Шел-шел крокодил,
твое слово проглотил,
А моё оставил
И печать поставил!
1 команда: Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
2 команда: Обзывайся хоть охрипни,
Ничего ко мне не липнет.
Обзывайся, обзывайся
Сдачи дам, не сомневайся.
1 команда: Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!
2 команда: Обзывай меня хоть год,
Все равно не пристает.
Обзывай меня хоть век,
Я хороший человек.
Воспитатель: Тут, я думаю, всем нам надо помириться, обняться и больше не ругаться. Так следующая стрелочка, куда же она ведет?
Дедушка Фольклор предлагает нам сесть на стульчики, посмотреть мультик и познакомится с еще одним направлением народного фольклора небылицами. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, постепенно отсеевая всё ненужное. В небылицах присутствует какой-нибудь сказочный или фантастический сюжет.
Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах».
Воспитатель: И осталась у нас последняя стрелочка. Так тут опять письмо.
Текст письма: «Какие вы все молодцы! Отлично справились со всеми заданиями!
Не закончилось веселье,
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сластями угощайтесь!
До свидания, дорогие внучки! Ваш дедушка Фольклор».
Воспитатель: На этой вкусной ноте наше занятие заканчивается. Спасибо вам, ребята, за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Предложен конспект занятия для младшей группы по развитию речиЦель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать у...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Приобщение детей к устному народному фольклору...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки"
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.- Раз...
Занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество»
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество»...
Педагогическая гостиная Демидовой Любови Алексеевны «Развитие речи через знакомство с истоками народной культуры, устным народным творчеством»
Обучающие:Расширять знания детей о предметах старины.Дать представление о народных промыслах.Развивающие: 1. Развивать психические процессы (связную речь, сообразительность, во...