Индивидуальные коррекционные программы
материал на тему
Поскольку образовательная программа должна быть направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развивать личность детей, то в основные функциональные обязанности педагога-психолога ДОУ лежит реализация мероприятий, обеспечивающих психологическое развитие детей и оказание им коррекционно-развивающей помощи. На основании проведенного мониторинга и выявления детей, нуждающих в индивидуальных коррекционно-развивающих программах, педагог-психолог разрабатывает программы или участвует в разработке индивидуальных образовательных маршрутах для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_korrektsionnye_programmy._2013g.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
приказом заведующий АУ ДОУ
№ 16 «Снежинка»
«31» октября 2013 № 195/1
ПРОГРАММА
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
/принята на заседании ПМПк от 30 октября 2013 протокол № 2/
Ф.И ребенка, возраст, группа № 8. ******** **** ******* 26.05.2007 года рождения.
Название программы Развитие познавательной деятельности.
Программа составлена на основе проведенной первичной диагностики ребенка, наблюдений, бесед с родителями, педагогами и специалистами:
- Запас знаний об окружающем мире крайне беден: не знает, в какой детский сад ходит, где работает мама, где живёт, сколько ног у собаки и курицы и т.п.
- Снижен уровень восприятия: не ориентируется в понятиях времени и пространства, не знает названия дней недели, месяцев, времён года, путается в определении данных понятий.
- Мыслительные процессы и операции не сформированы, ограничены непосредственным опытом. Не улавливает смысла сюжетных картинок, не умеет выделять главное, находить отличительные признаки предметов. Группирование осуществляет на основе второстепенных признаков. Нет обобщения.
- Внимание слабо концентрировано, неустойчиво: не может найти отличия при сравнении картинок.
- Речь ниже нормы. Словарный запас в пределах обихода. Не может сформулировать ответ, составить рассказ по сюжетным картинкам.
- Наблюдается медлительность. Отсутствует контроль своих действий. Быстрая истощаемость.
- Память развита слабо. Плохо запоминает предложенный материал. Воспроизводит после многократного повторения с большими неточностями. Забывает заученный материал быстро. Объем запоминания материала мал. Доминирует зрительная.
- Личностные качества развиты в пределах нормы, в социальных отношениях, личностный статус - «принятый». Средний уровень тревожности.
- Мелкая моторика развита слабо.
- По результатам скрининга попал в «Группу риска».
Цель программы Коррекция познавательных процессов - развитие всех психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления). Подготовка к школьному обучению.
Срок реализации программы 5 месяцев (ноябрь-март 2014)
Предполагаемый результат: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитие всех психических процессов
Ребенок должен научиться:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- ориентироваться в пространстве;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- определять последовательность событий, составлять рассказ;
- последовательно отвечать на поставленные вопросы;
- описывать предметы, игрушки;
- запоминать маленький объем текста
- действовать по правилам;
- обобщать, сравнивать, сопоставлять;
- управлять своими желаниями и своим поведением.
Содержание программы
№ | Наименование проводимой работы | Месяц | Отметка о проведении |
1 | Развитие зрительно-моторной координации пространственных представлений: - Совместная конструктивная деятельность -Ориентировка на листе бумаги - Ориентировка в кабинете. - Графический диктант. - «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) - «Найди предмет по заданным признакам» - «Части тела» | ноябрь |
|
2 | Пальчиковая гимнастика: «Капустка», «Замок», «Кулак, ладонь, ребро». | На каждом занятии |
|
3 | Школа внимания: - Корректурная проба - Игра «Бывает - не бывает» - Выкладывание по образцу из бумаги - Игра «Съедобное - несъедобное» - Игра «Летает – не летает» | декабрь |
|
4 | Коррекция восприятия: - Зашумленные игрушки - «Найди такую же картинку» | январь |
|
5 | Коррекция памяти: Игра «Запомни и повтори», «Чего не стало», «Слушай и повтори», «Назови слова, которые запомнил», «Классификация», «Сделай так же». - разминка «Цветы» - «Сколько и каких предметов нарисовано» - «Вычеркни те предметы, которые ты запомнил» - «Что изменилось» -«10 слов» - «10 картинок» - «Запомни точно» | февраль | |
6 | Коррекция мыслительных операций: - Последовательность событий: "Время суток: утро, день, вечер, ночь" -Причинно-следственные отношения. "Времена года": Осень "Наступила осень. Листопад". Зима "Пришла зима. Снежные забавы", "Весна. Капель. Грачи прилетели" "Лето. Поспела земляника" /Презентации/. - «Продолжи ряд» - «Назови одним словом, и что лишнее» - Отгадай предмет по описанию - «Найди лишнее» - Игра «Для чего это нужно?» | март |
|
7 | Развитие мелкой моторики: -Выложи по образцу - Графические ряды - Вырежи и наклей рисунок - Продолжи заборчик | На каждом занятии | |
8 | Игра на снятие эмоционального напряжения: -«Кричалки – шепталки - молчалки»; - «Пол-нос-потолок»; -«Четыре стихии»; - «Загадки – шутки». | На каждом занятии | Постоянно использовать в работе |
Общее количество часов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком - 18 часов.
Список литературы
- Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.-144с.
- Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
- Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
- Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
- Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.
- Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.
- Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.
Дата составления: «17» октября 2013
Педагог-психолог: Музыка О.И.
УТВЕРЖДАЮ:
приказом заведующий АУ ДОУ
№ 16 «Снежинка»
«31» октября 2013 № 195/1
ПРОГРАММА
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
/принята на заседании ПМПк от 30 октября 2013 протокол № 2/
Ф.И ребенка, возраст, группа № 9 ********* ****** ******27.04.2007 года рождения
Название программы Развитие познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сферы.
Программа составлена на основе проведенной первичной диагностики ребенка, наблюдений, бесед с родителями, педагогами и родителями:
- Внимание снижено, низкий уровень концентрации, медленная переключаемость.
- Развитие речи на низком уровне, словарный запас очень мал. Звукопроизношение нечеткое. Знания об окружающем мире крайне бедны из-за двуязычия.
- Эмоционально-волевая сфера не устойчивая, ниже нормы, фон настроения положительный.
- Нарушена координация движений, незначительный тремор.
- Восприятие сильно нарушено: не ориентируется в понятиях времени и пространства, не знает названия дней недели, месяцев, времён года, не может выразить словами. Путается в определении левой и правой стороны.
- Мыслительные процессы и операции не сформированы, ограничены непосредственным опытом. Мышление конкретно-предметное.
- Речь простая с ошибками из-за двуязычия.
- Наблюдается медлительность. Отсутствует контроль своих действий.
- Память развита слабо, кратковременная, объем сильно снижен.
- Быстрая утомляемость. В познавательной деятельности заинтересованность проявляет крайне редко.
- Произвольная регуляция психических процессов и функций снижена, удержание инструкции на низком уровне, иногда не понимание.
- Необходима связь с семьёй по вопросам обучения и воспитания.
Цель программы: Развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.
Срок реализации программы 5 месяцев (ноябрь - март 2014)
Предполагаемый результат: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитие познавательных процессов и подготовке к школе
Ребенок должен научиться:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны;
- Узнавать предметы по заданным признакам;
- Классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;
- Видеть временные рамки своей деятельности;
- Определять последовательность событий;
- Ориентироваться в пространстве;
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- Опосредовать свою деятельность речью;
- Знать правила поведения в обществе.
Содержание программы
| Наименование проводимой работы | Месяц | Отметка о проведении |
1 | Цель:
6. «Вырази свои чувства» в движении, в рисунке, словами. | ноябрь |
|
2 | Пальчиковая игротерапия: | На каждом занятии |
|
3 | Коррекция памяти, внимания: «Собери бусы» Цели: учить собирать бусы по речевому образцу; закреплять умение собирать бусы с опорой на зрительную память; продолжать развивать пространственное восприятие ребенка; формировать зрительное внимание в целенаправленной деятельности с образцом. Дидактическая игра «Повтори фразы», «Цифровые ряды». Школа внимания: | декабрь |
|
4 | Коррекция восприятия: | январь | |
5 | Развитие мышления: "Время суток: утро, день, вечер, ночь" Игра «Что изменилось?» Цели: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память. Игра «Нарисуй такой же коврик» - внимание, память Игра «Чудесный мешочек», игра «Дорисуй» Упражнение «Пластилиновая живопись». «Что лишнее», «Подбери по смыслу» - Корректурная проба - Последовательность событий - Времена года _ обобщение | февраль |
|
6 | Развитие речи «Чудесный мешочек» «Опиши предмет» «Продолжи предложение» «Последовательные картинки» «Составь рассказ по картинке» | март | |
7 | Развитие мелкой моторики: - Работа в тетради: повтори узор, продолжи, графические ряды, продолжи заборчик. - лепка -аппликация | На каждом занятии | Постоянно |
Общее количество часов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком - 18 часов
Список литературы:
1. Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург, 2003.
2. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. – М., 2001.
3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2001.
5. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
6. Тихомирова Л. Ф. Развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль, 2002.
7. Тихомирова Л. Ф. Логика. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2001.
8. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2006.
9. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. – М.. 2001.
10. Юрова Е. В. Коррекция письменной речи. – М., 1998.
11. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005
Дата составления: «22» октября 2013
Педагог-психолог: Музыка О.И.
УТВЕРЖДАЮ:
приказом заведующий АУ ДОУ
№ 16 «Снежинка»
«31» октября 2013 № 195/1
ПРОГРАММА
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
/принята на заседании ПМПк от 30 октября 2013 протокол № 2/
Ф.И ребенка, возраст, группа № 7 ****** ***** *** 02.09.2006 г.р.
Название программы: Развитие навыков общения и познавательных способностей.
Программа составлена на основе проведенной первичной диагностики ребенка, наблюдений, бесед с педагогами, специалистами, родителями.
1. Эмоционально-волевая сфера.
На контакт со взрослыми идет с трудом, чисто формально, в совместную деятельность со взрослыми не вступает. Взаимоотношения со сверстниками нарушены, в группе агрессивен по отношению к другим детям. Может ударить любым предметом, который находится у него в руках. Неадекватно себя ведет при возникновении трудностей, не принимает поставленную задачу, начинает нервничать, капризничать, возможны истерики, крики. В социальных отношениях имеет статус «изолированный».
2. Развитие познавательной сферы (чувственное познание).
Обучаемость:
Ни к каким видам деятельности не проявляет интереса, помощь взрослого не принимает. На занятиях не работает и мешает другим детям. Перенос показанного действия на аналогичные задания не осуществляет. Переход от более простого способа выполнения задания к более сложному не осуществляет. При выполнении задания (собирание пазлов) действует силой, иногда присутствует перебор вариантов. Нет усидчивости, работоспособность низкая. Отсутствует мотивация к деятельности. Обучаемость снижена. При неудаче начинает капризничать, возможны истерики.
Восприятие (перцептивные действия).
Темп восприятия низкий. Работать по образцу не умеет. Цвет, форму величину называет, если присутствует наглядность, показывает квадрат, треугольник, круг, овал, многоугольник, трапеция. При обследовании ведет себя неадекватно, на просьбы реагирует частично или не реагирует вообще. Обследование проводилось в течение 2-3 минут из-за поведенческих реакций ребенка.
Внимание:
Внимание неустойчивое, слабая концентрация, на задании сосредоточится не может, частая отвлекаемость.
Отказ практически от всех видов деятельности.
Память:
Объем памяти проверить не удается из-за поведенческих реакций ребенка. Однако механическая память хорошая.
Мышление:
Наглядно-действенное. Отказ от видов деятельности.
Развитие деятельности:
Игровой деятельности как таковой нет, не умеет играть в коллективе, агрессивен по отношению к детям.
Сам играет с игрушками, но игры однообразные, манипуляции, чаще просто держит их в руках.
Продуктивная деятельность:
Рисование – изображение предметов примитивное. В лепке, конструировании, аппликации уровень умений невозможно выявить, ребенок отказывается от выполнения.
4. Развитие моторики.
Ведущая рука – правая, зрительно - двигательная координация нарушена, развитие мелкой моторики на низком уровне.
5. Развитие речи.
Состояние речи выявить не удалось, т.к. при обследовании ребенок на вопросы либо не отвечал, либо отвечал одним словом, либо повторяет конец фразы.
6. Новообразования.
Нет. Ребенок агрессивен по отношению к другим детям, сочувствия ни к кому не проявляет.
Цель программы: Научить ребенка взаимодействовать с детьми и взрослыми. Развивать познавательные способности.
Задачи программы:
- Развитие внутренней активности ребенка.
- Формирование социального доверия.
- Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
- Формирование адекватной самооценки ребенка.
- Развитие социальных эмоций.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие познавательных способностей: память, речь, мышление.
Срок реализации программы 5 месяцев (ноябрь -март 2014)
Предполагаемый результат: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию всех психических процессов и навыков конструктивного общения у ребенка должно появиться:
- Доброжелательность в общении с детьми, снизиться агрессия;
- Преобладание положительных эмоций;
- Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);
- Изменение характера рисунка (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
- Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
- Повыситься уровень познавательных способностей: речи, мышления, памяти.
Содержание программы
№ | Наименование проводимой работы | Месяц | Отметка о проведении |
1 | Установление контакта. «Почтовый ящик», «Разрезные картинки». «Предметные картинки» - на развитие речи и мышление. «Дорожки и мячи» - развитие мелкой моторики «Последовательность событий» - 3 картинки – развитие мышления и речи. «Кубики Кооса» - развитие мышления. | ноябрь |
|
2 | «Домик чувств» - создание положительного эмоционального к и комфортной психологической атмосферы для ребенка. «Работа перед зеркалом» - ориентировка на теле. «Шнуровку» для развития мелкой моторики. Разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме. | декабрь |
|
3 | «Мы сидим на релаксационном кресле» - упражнения на расслабление, снижение уровня тревожности ребенка. Наблюдать за интересами ребенка и проигрывать ситуации. Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) поможет ребенку снять излишнее мышечное напряжение. | январь |
|
4 | Вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт: «Помоги мне собрать пирамидку», «Вкладыши», «Кубик дидактический», Почтовый ящик». «Дидактическая черепаха» - собери полянку. Все действия проговаривать. | февраль |
|
5 | Работая по схеме – «Продолжи ряд из фигур, из предметов. "Волшебный мешочек", "Угадай предмет". Складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать "Рамки Монтессори"). | март |
Общее количество часов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком - 18 часов
Список литературы:
- Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкол. образоват. учреждений. – 2-е изд. испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003.
Дата составления: «10» октября 2013
Педагог-психолог Музыка О.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуальной коррекционной программы
рекомендации к разработке индивидуальной корррекционной программе...
индивидуальная коррекционная программа.рекомендациии.
рекомендации к разработке индивидуальной коррекционной программе для ребенка с дизартрией...
Индивидуально - коррекционная программа развития и воспитания учащегося
Индивидуальная программа на ребенка начальной школы...
Индивидуально - коррекционная программа развития и воспитания учащегося
Индивидуальная программа на ребенка начальной школы...
Индивидуальная коррекционная программа воспитания, обучения и развития детей на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.
Одной из приоритетных задач нашего ДОУ является оказание комплексной, коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами развития познавательных процессов разной степени выраженности.Эффективность ...
Индивидуальная коррекционная программа с ОНР
Индивидуальная коррекционная программа с ОНР...
Индивидуальная коррекционная программа с ФФНР
Индивидуальная коррекционная программа с ФФНР...
Комментарии
Индивидуальные коррекционные программы
Данный материал поможет начинающим педагогам-психологам в разработке индивидуальных коррекционный-развивающих программ