самообразование "Логоритмика на музыкальных занятиях"
методическая разработка по теме

Кучер Зоя Анатольевна

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

и  свободное  движение  под  музыку.

И  ребенка можно    этому   научить.

А.. И.. Буренина.

    Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных,  является в наше время актуальной проблемой.   Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей нашей работы.   Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей. Хочется отметить, дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного  воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.       Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Цель занятий - преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.          На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики  способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx106.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ЛОГОРИТМИКА  НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЯХ»

   

                                   

anime-deti-747.gif

Составитель темы самообразования

Музыкальный руководитель

Кучер Зоя Анатольевна

МБДОУ – Д/С №11

 Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

и  свободное  движение  под  музыку.

И  ребенка можно    этому   научить.

А.. И.. Буренина.

 Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Анализируя процесс музыкального образования в детском саду   мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Исходя из этого, было решено адаптировать модель логоритмики к традиционной программе  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,   дополнив тем самым её содержание.

      Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных,  музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

    Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

     Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных,  является в наше время актуальной проблемой.

    Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей нашей работы.

    Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам ребенок должен овладеть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с несложными ритмическими структурами  речи.  Недостатки ритмического развития корректируются, поэтому вводить элементы логоритмики в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях мы используем дифференцированный подход к средствам логоритмики. Нами были выбраны комплексные музыкально – ритмические задания и упражнения,  так как осознание выразительного значения музыкального ритма имеет большой развивающий эффект.

    Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

   Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, поэтому в нашей работе большое внимание мы уделяем вопросу развития двигательных навыков дошкольников средствами логоритмики. 

   Структура занятий по логоритмике для дошкольников содержит лого и речедвигательные игры для развития всех видов моторики у детей. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика помогают снимать излишний мышечный тонус и развивают мелкую ручную моторику. Игрогимнастика позволяет почувствовать и развить определенные группы мышц, необходимых для развития координации, пространственной ориентировки.

     Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. А эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие эмпатии и коммуникативных навыков.            

    Рассматривая возрастные и психолого-педагогические особенности  дошкольников  возраста, я пришла к выводу, что дети с общим недоразвитием речи и здоровые дети имеют различия в обучаемости.

Дети с ОНР отстают от здоровых по физическим показателям. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танцевальных движениях у детей с общим недоразвитием речи  страдают  ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети  малоэмоциональны и  неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

     Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

   Хочется отметить, дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.

     В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Сами собой дефекты не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

            Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

           Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Цель занятий - преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

         На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики  способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых  и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии.

         Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

  На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
  • развитие двигательных кинестезий;
  • развитие самопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
  • развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;
  • развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.

Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе.

Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает  решать и чисто музыкальные задачи:

  • Развитие ритмического слуха;
  •  Развитие тембрового  слуха;
  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • Формирование правильного дыхания;
  • Формирование навыков правильного пения.

        Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.

            Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. Музыкальный руководитель  сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель (логопед) продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей.

           Пение - включает упражнения и  логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением.

           Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

          Музыкально-ритмические  движения - предполагают упражнения, игры с предметами,  способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.  

   Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного "музыкального" инструмента.

    Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

    Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

    Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

    Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

   Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

           Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.

           Пальчиковые игры - Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать.  Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

          Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

         Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

          На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомые дошкольникам - «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др., которые проигрываются при помощи пальчикового театра.

          Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

   Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как являются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современных федеральных государственных образовательных стандартов требований  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     В педагогическом аспекте ритмика (от греческого rhytmikos — относящийся к ритму, равномерный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой.

Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения. На занятиях ритмикой используются бег, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Движения при этом могут быть действительными и воображаемыми.

Действительные движения выражаются как зачаточные и полные. Зачаточные движения возникают вследствие иннервации голосовых связок и вспомогательных частей голосового аппарата, а также мышц пальцев, губ и других мускулов. Полные движения выражаются внешне: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой.

Как зачаточные, так и полные движения бывают бессознательными: человек, не замечая, отбивает такт ногой или рукой.

Воображаемые движения не проявляются внешне, слушающий представляет их мысленно. Ж.-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть, воспринят ритм музыкальный. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания. Он имеет и моторную, и эмоциональную природу, так как в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.

С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства. Музыкалъно-ритмическое чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание. Его содержание составляет целенаправленное формирование личности путем воздействия на нее музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности.

Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов и т. д. развиваются познавательные способности детей. Музыкально-ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить.

Музыкально-ритмические движения заставляют детей и взрос-
лых переживать выраженное в музыке. Эмоциональная отзывчи-
вость различна. В младшем дошкольном возрасте она выражается
в непроизвольных движениях: у детей меняется мимика, непроиз
вольно двигаются руки, ноги, туловище; в старшем возрасте эмо
циональная отзывчивость проявляется посредством произвольных
движений в процессе игры. Содержанием музыкально-ритмического
воспитания  являются   песня,   игра,  трудовой  ритмизированный
процесс, праздник.        

    Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические  процессы, которые лежат в их основе.

     Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально – ритмических  движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально её особенности.
  Во – первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени.     Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым,относятся:
• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм;
• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения;
• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
   В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи обучения и воспитания детей.

1. Развитие музыкальности:

• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

• развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха,
чувства ритма;

• развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

• развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

• развитие ловкости, точности, координации движений;

• развитие гибкости и пластичности;

• воспитание выносливости, развитие силы;

• формирование правильной осанки, красивой походки;        

• развитие умения ориентироваться в пространстве;

• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей:
• развитие творческого воображения и фантазии;

• развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
• тренировка подвижности нервных процессов;

• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

• воспитания умения сопереживать другим людям и животным;
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения  с друзьями и взрослыми.
   Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные,
общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру
эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных
произведений.
1. «Плюшевый медвежонок» муз. В.Кривцова.

Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.
2. «Марш» муз. Г Свиридова.

Задачи: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы,
развитие ритмического слуха (чувства сильной доли), ловкости и точности движений.

3. «Птички и Ворона» муз.А.Кравцович.

Задачи: развитие музыкальности, выразительности движений, способности импровизации, воображения и фантазии.
4. «Осенний парк» муз. Е.Доги «Вальс».

Задачи: развитие музыкальности. Пластичности и выразительности движений рук.

5. «Танец Месяца и Звёздочек» Композиция на пьесу Поля Мориа «Звёзды в твоих очах».

Задачи: развитие музыкальности, пластичности, мягкости движений, образного мышления, памяти и внимания.

6. «Птичий двор», Песня «Ки – ко – ко» в исполнении Пипо Франко
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения,
способности к импровизации.

  Приступая к разучиванию танца с детьми, страдающими нарушением речи, стараюсь подбирать материал в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей. Большое значение имеет музыкальное сопровождение.

     Произведения, используемые для музыкально- ритмических движений должны обладать рядом особенностей:

  - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;

  -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.

  - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию). Это свойство ярко выражено в танцевальных мелодиях, современных песнях (В.Шаинского, Б.Савельева и т.д.);

  -объем музыкального произведения (2-3 мин.)

  -доступность для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям. Определение доступности движений связано с анализом следующих параметров:

    1.координационной сложности;

    2.объема движений;

    3.переключаемости движений;

    4.интенсивностью нагрузки.

    Начинаю разучивание танца

  1. с прослушивания музыкального произведения, уточнения его характера и стиля;

  2.разучивание отдельных движений, входящих в танец;

  3.разучивание всей композиции.

  Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко  показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических движений необходим во всем процессе работы над ним. Дети должны видеть художественное воплощение музыкально- двигательного образа - это будит воображение. Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух успевающих детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение. Так же необходимо поддерживать интерес у детей, постоянно внося в задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию.

  Методика обучения детей с ОНР музыкально - ритмическим движения имеет ряд особенностей:

   1.обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры;

   2.в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям;

   3.каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание;

   4.необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста;

   5.общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.

                           

Почему – ЛОГОРИТМИКА?

    Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Исследования профессора М. М Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

   На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.

    Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым, И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь развивает внимание и тонизирует ЦНС.

    В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро инстинктивно познавать содержание ее, и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи.   На занятиях музыка не просто

сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи, коррелирущими часто с беспорядочным, беспокойным характером движений.

   Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. В.М.Бехтерев выделял такие цели ритмического воспитания, как выявление ритмических рефлексов и зрительные установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, умение приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, как слуховые, так урегулирование неправильных и лишних движений.

   Профессор В.А.Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. По мнению Е.В.Чаяновой, Е.В. Коноровой логопедическая ритмика развивает внимание, память. А В.А.Гринер и немецкие исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как музыкотерапия. О значении логоритмики для коррекции речи детей писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

   Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной    сферы,  сенсорных   способностей   детей   с   расстройствами  речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.

     Г.А.Волкова путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность), что эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе и непринужденности. Она заметила, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма. Если музыка оказывает благоприятное действие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается ее влияние, когда она положена в основу специализированной двигательной системы, имеющей целью регулировать движение, речь и поведение детей.

    Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. Следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи.

   Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

    В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое -развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера.

    Второе - развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.

   В содержание первого звена логоритмического воспитания входит развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, которое начинается от различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек к последующему целостному осознанному восприятию музыкальных произведений, к дифференцированному восприятию высоты звука, ритма, динамики музыки. Для выяснения и развития интонационно-слухового опыта ребенка необходимо определить общее настроение музыкального произведения, его жанр. С этой целью можно исполнить, например, пьесы П.И.Чайковского из детского альбома «Новая кукла» и др. Для выяснения и развития звуковысотного слуха у детей, им предлагается узнать знакомую мелодию, а затем спеть любимую песню, сначала в сопровождении фортепиано, а потом без аккомпанемента.

    Среди детей младшего дошкольного возраста мало детей с высоким уровнем развития комплекса музыкальности, ведь ведущими компонентами музыкальности являются: музыкальный слух (ритмический, гармонический, мелодический), творческое воображение, эмоциональность, чувство целого.

   Как свидетельствуют исследования, воспринимающий ритмический слух практически развит хорошо у всех детей, а вот воспроизводящий - довольно слабо. Творческое воображение развито у 80% детей. Его характеризуют свобода, смелость выбора темы, желание создавать, практически отсутствуют образы подражания. Виды творческой деятельности детей очень разнообразны: рисование, сочинение сказок, песен, игры и т.д. Следовательно, у детей преобладает образный тип восприятия и творческий вид воображения.

   Занятия по логопедической ритмике предоставляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего. В двигательно-музыкальных упражнениях организующим фактором протекания движения во времени является музыка, которая определяет и пространственные рамки выполнения движения. Двигательно-пространственные упражнения являются конечным результатом творческого проявления детей. Основными элементами в двигательно-пространственных упражнениях является речь с ее естественным ритмом, танцевальные движения и жесты. Особое внимание в них уделяется ритму речи, акценту, выражению мелодии. Самой простой двигательно-пространственной схемой является одночастная музыкальная схема, являющаяся замкнутым целым: строфа стихотворения, поговорка и т.д.

  Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Развитие координации движений предполагает овладение ребенком двигательными умениями и двигательными навыками. Они совершенствуются при использовании музыки, которая оказывает влияние на качество исполнения, улучшается выразительность движения, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.

       

Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей

   Понимание, логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.

   Воспитательные задачи этих занятий разнообразны. Это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. А также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

   Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

   Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

      О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я.Басов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман и другие. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребенка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.

    Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

   Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

   Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

   Ходьба и маршировка - это вводные упражнения. С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому внимание детей направляют на руководящую роль музыки. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения ходить по кругу в одиночку и парами, умению соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве, в поворотах, в маршировке спиной назад, к центру и т.п.

   С самого начала, и это является чрезвычайно существенным, вводные упражнения должны дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка на руководящую роль музыки. В этом отношении следует использовать исключительную способность детей к инстинктивному восприятию содержания и формы музыки.

   Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определенные   движения.  Затем   глухой  звук  заменяется   гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

    С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания выразительности голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.

    Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Потом произносятся шепотом слоги и слова с согласными п, т, к, ф, с, ш и громко четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением. Так же полезно пение вокализов - мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, и вводится еще один вид связного пения - звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз - это развивает его гибкость и высоту.

    В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.

    Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни. Чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий у ребенка.

    Речевые упражнения без музыкального сопровождения, впервые были предложены В.А.Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идет о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и в соответствии с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребенку, имеющему речевые патологии. Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий:

- речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;

-стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;

-длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение;

-преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы легче было сопровождать текст движениями;

-в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или  действующие лицо, чтобы исключить механические движения;- стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей.

    Для организации поведения при выполнении заданий, особенно сложных построений, используются счетные упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях.

   Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. Например, вместо слова молоток - «мотолок» и т.д. В логоритмическом воздействии на детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.Детям предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. При этом у них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять таким несложным ритмам свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряженность в двигательном аппарате, создает экономию сил, развивает легкость в движении и тем самым повышает качество исполнения.   Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений и т.п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются легкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях, при работе с предметами. Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам:

-отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному;

-«третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.

    В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:

  1. Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса!
  2. Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.

2. Называние действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения используются в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. Эти упражнения важны для коллективного ритма. Например, игра «Мы на луг ходили» (Слова В.Кукловской, пер. с укр. Т.Волгиной, музыка А.Филипенко).

3. Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами.

    Одни упражнения проводятся в форме диалога, выражающего обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны: двое участников или групп. Пример игры, «Сорока, сорока» (Русская народная песня в обработке В.Агофонникова. автор М.Медведева).

   В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.

    На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бебенчика и бубна. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно - горячо»).

    Игра на музыкальных инструментах - игрушках способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

    Музыкальная самостоятельная деятельность так же очень важна для логопедической ритмики, так как способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, пляски, танцы, а затем полученные знания переносят в самостоятельную деятельность.

    Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным

отчетом по проведению коррекционной и логопедически-воспитательной работы. Помимо музыкальной самостоятельной деятельности в логоритмике используются упражнения для развития творческой инициативы. К таким упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.

   Так как игра - ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.

   На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

    И в заключение проводятся упражнения, цель которых, успокоить занимающихся детей, переключить их внимание на другие занятия. Физическая и психическая нагрузка должны быть доведены до минимума. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П.Чайковского или «Маленький вальс» А.Лядова; или слушание музыки с последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она побудила. То есть следует давать такую музыку, которая понятна ребенку и без песенного текста и без названия рождает в его сознании определенные образы и представления.

   Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на  личность. Координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у ребенка чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции -кинетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно еще и то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво и естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре и т.д.

   Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.

   Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.

     Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Цель занятий - преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста  путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

  На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
  • развитие двигательных кинестезий;
  • развитие самопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
  • развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;
  • развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствуют возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнение речевого материала. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические задачи, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.

Логоритмические занятия включают следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарат;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятий может не всегда включать все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушения у детей и целями занятия. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе.

  Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

На подготовительном этапе обычно я использую упражнения на развитие:

  • Общих речевых навыков - дыхания, голоса. Это различные распевки.
  • Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;
  • Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);
  • Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

ПРИНЦИПЫ

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, воспитателем  группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.  

 Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Условия проведения:

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю после познавательного и логопедического;
  • Продолжительность – 35 минут;
  • Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы.
  • Речевой материал не выучивается;
  • Все упражнения выполняются по подражанию;
  • На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.

Методические рекомендации.

   Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи. 

   Каждому педагогу хочется, чтобы его занятия были для детей праздником, чтобы дети получали удовольствие и с интересом выполняли задания. Автор данного пособия хочет поделиться интересными методами и формами проведения занятий по логоритмике.

    Пособие содержит несколько видов сюжетно-игровых занятий, которые у большинства детей вызовут положительные эмоции, а педагогу помогут направить энергию детей в нужное русло. Творческий подход к занятию побуждает детей к выполнению разных форм работы на занятиях логоритмикой (и не только), и тем самым позволяет наиболее эффективно развивать: речь детей, корректировать речевые дефекты, развивать моторику, чувство ритма, темпа и др. Объединение занятий едиными сюжетами способствует большей организованности детей, проведению ассоциативных связей, и вызывает у них интерес к предмету.

    Время проведения одного занятия 20-30 минут, и сложно уместить в его рамки множество видов работ на логоритмике. В связи с этим, был разработан особый план проведения занятия, где равномерно распределена эмоциональная и физическая нагрузка, сконцентрированы все необходимые формы работы, выстроена удобная динамика хода занятия и осуществлено логическое обрамление.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
  1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
  2. выработка продолжительного речевого выдоха,
  3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Структура занятия.

I. Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения.

II. Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.

III. Оркестр, пение, игры, танец.

IV. Слушание - релаксация./приложение 1/

Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

Небоскребы – избушки” (тема “Город”);

“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);

“Животные, их детеныши” (тема “Домашние животные”).

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

Артикуляционная гимнастика: способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.

Например: Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)

  • “Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
  • “Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.
  • “Ежик фыркает”. Вибрация губ.
  • “Лосенок сосет молоко и чмокает”. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье). (Е. А. Пожиленко)

Упражнения для развития мелкой моторики.

Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Например: Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”)

Упражнение можно выполнять с прищепками.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.


(О.И. Крупенчук)

Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

Съегирь снегиль снегирь

Воена волона ворона

Грухаль клухай

Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

  Испуганный тушканчик.

                                                                    (Е. А. Пожиленко)

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

    Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:

 

 Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

  • “Ложкари” (ложки разных размеров)
  • “Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)
  • “Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
  • “Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Например: Песню “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой инсценируем с игрушками – черепашками (лексическая тема “ Животные жарких стран”).

   Песню “Шла лиса” Муз. И. Пономарёвой исполняют дети с куклами с подвижным ртом (лексическая тема “Дикие животные”).

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

    Например, тема “Космос”, танец “Земля в иллюминаторе”; тема “Дикие животные”, танец “Ёжик в тумане”.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

Подвижные игры (тема “Части тела”)

Русская народная игра “Дударь”

Водящий – дударь стоит в центре круга. (конспект занятия с ds50.ru) Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:

Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый, старичище.
Ну, его в колоду, ну, его в сырую,
Ну, его в гнилую!
Дударь, дударь, что болит?

Водящий – голова! (спина, нога и др.)

Дети идут по кругу, держась за голову.

Игра повторяется, пока дударь не скажет:

“Ничего не болит!”, тогда все разбегаются, а он догоняет.

Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)

Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.

Коммуникативные игры (тема “Домашние животные”)

Игра: “Бинго”

Дети парами идут по кругу и поют:

Наш лохматый серый пёсик у окна сидит,
Наш лохматый серый пёсик из окна глядит,
Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О,
Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его.

Говорят:

Б – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

И – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Н – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Г – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

О-О-О!- обнимают друг друга.

Игры с остановками (тема “Семья”)

Русская народная игра “Как у дяди Трифона”

Водящий стоит лицом к детям, все поют:

Как у дяди Трифона было семеро детей,
Было семеро детей, было семь сыновей,
С такими ушами, с такими носами,
С такими глазами, с такими волосами,
С такими зубами, с такими руками.
Не пили они не ели, разом делали вот так!

Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть.

Тот, кто точнее повторил, становится водящим.

Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.   Система  подачи  программных  задач,  методов,  средств  по  знакомству  детей  с  логоритмикой  отработана  с  учетом  возрастных  особенностей  и  методических  требований  в  непосредственно  образовательной  деятельности.  В  занятия включены  имеющие  оздоровительную  направленность  (общеразвивающие  упражнения,  упражнения  для  профилактики  плоскостопия,  работа  над  певческим  дыханием  и  развитием  певческого  голоса,  простейшие  приемы  массажа,  гимнастики  для  глаз).  А так же включены  пальчиковые  музыкально  -  речевые  игры  или  массаж  пальцев. Каждое  занятие      по  логортмике    включает  в  себя  упражнения  на  релаксацию  под  музыку,  (помогающие  детям  снять  напряжение,  нервную  нагрузку),  чистоговорки,  речевые  или  музыкальные  игры,   упражнения  на  развитие  чувства  ритма  или внимания.

  Уважаемые коллеги, воспитатели, логопеды, музыкальные руководители! Настоятельно советую, в своей практике использовать средства логоритмики и результат не заставит себя долго ждать!

Инновационная направленность :

    Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии  музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.

Список литературы.

  1. «Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова  С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.
  2. Логоритмика» О.А.Новиковская  С-Пб «Корона принт» 2005год.
  3. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина  С-Пб. 1994год.
  4. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.
  5. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....