методики обследования детей с зпр по Лавровой
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
1. методики обследования детей с зпр 6-7 лет по Лавровой (зелёная книжечка) представлено в виде таблицы,что удобно для дефектолога при проведении обследования
2. представлен протокол для обследования по Лавровой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_detey_s_zpr_6_-7_let_lavrova.doc | 233.5 КБ |
protokol_pedagogicheskoy_diagnostiki_rebenka_6-7_let.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование детей 6 – 7 лет (Лаврова)
Название методик и заданий | Раздел и его показатели | Балл | |
| |||
Статические и изолированные движения. Упражнения на координацию движений. Исследования двигательной памяти | Наблюдение | 1.Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей. -Синхронно и точно выполняет движения, темп выполнений движений нормальный. -Отмечаются незначительные нарушения координации, трудности в запоминании последовательности выполнения задания, замедленный или ускоренный темп. -Отмечаются наличие нарушений (трудности нахождения отдельных поз, переключение с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус) трудности запоминания последовательности выполнения задания. -Движения неточные, не координированные, не соответствуют заданию, значительные трудности в запоминании двигательных программ | 3 2 1,5 1 |
Упражнения на подвижность рук и моторики пальцев. Оценка предметных действий | Движения для рук: руки вперед, вверх, в стороны на пояс;
Динамический праксис: кулак- кольцо; кулак - ребро - ладонь; кулак - ладонь - кулак- Предметные действия:
| 2.Подвижность рук и моторика пальцев -Манипулятивная функция развита достаточно – движения синхронные и точные, координированные, выполняет движения обеими руками, и осуществляет контроль за действиями, помнит двигательные программы, темп выполнения нормальный. - Манипулятивная функция несколько ограничена – отмечается недостаточная дифференцированность в координации движений пальцев рук, иногда отмечаются нарушения последовательности движений, или недостаточность в запоминании двигательных программ или контроля за движениями, темп нормальный или замедленный. - Манипулятивная функция недостаточная – трудности в нахождении поз, персеверации неловкость и асинхронность пальцевой моторики, нарушена последовательность движений, недостаточность в запоминании двигательных программ или контроля за движениями, слабо владеет предметными действиями. - Манипулятивная функция ограничена – доступно выполнение действий по подражанию, или по показу, с трудом переключается с одного действия на другое; отмечаются персеверации, недоступен контроль за действиями выполняет простые предметные действия. | 3 2 1,5 1 |
Рисование простых узоров (6 лет). Срисуй с доски (7 лет) | Предлагается ребенку нарисовать простые узоры Начальную часть узора рисует педагог, а ребенок продолжает Оборудование: Лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш. Образцы
Ребенку предлагается срисовать с доски фигуры Оборудование: .Чистый лист бумаги, мягкий карандаш. Образцы узоров нарисованы на доске: треугольник, квадрат, дом | 3.Готовность руки к письму. -Графический образец воспроизводит правильно, управляет движениями своей руки, сформирована координация в системе «глаз – рука», зрительный контроль достаточен. -Графический образец переносит с незначительными искажениями; нарушения симметрии, ритма, величины, осуществляется недостаточный зрительный контроль координация в системе «глаз – рука». -Графический образец переносит с грубыми искажениями, нарушена симметрия, не сохраняется величина, не передаётся ритм, слабо управляет движением своей руки и плохо скоординированны движения в системе «глаз – рука», зрительный контроль отсутствует, или крайне недостаточный. -Графический образец не переносит изображения в виде каракулей, зрительный контроль не доступен. | 3 2 1,5 1 |
| |||
Сложи (разрезная картинка из пяти частей – клоун) | Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей. Взрослый показывает ребенку части разрезной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку». В случае затруднений проводится обучение. Обучение: взрослый показывает ребенку целую картинку и просит сделать такую же. Если ребенок снова не справляется с заданием, то взрослый начинает накладывать на целую картинку части разрезной — голову, затем руки. Далее ребенку предлагают завершить складывание клоуна. Только после этого его просят самостоятельно выполнить задание, ориентируясь на образец. Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности. | Целостное восприятие предметного изображения. -Изображение узнаёт и называет верно, метод – зрительное соотнесение. -Изображение узнаёт и называет верно, использует метод примеривания или целенаправленные пробы. -Изображение не узнаёт, помощь не принимает – целостное восприятие изображения предмета не сформировано. | 3 2 1 |
Что в мешочке? | Оборудование: Мешочек; предметы деревянные, металлические, пластмассовые, бумажные; левичины геометрических фигур (шар большой и маленький, куб — большой и маленький, карандаш — толстый и тонкий). Проведение обследования: На столе выкладываются объемные фигуры- с которыми ребенок должен ознакомиться, назвать их. Аналогичный набор объемных фигур относится в мешочке. В ходе обследования ребенок, ощупав в мешочке одну из фигур, должен как можно быстрее найти такую же среди фигур, расположенных перед ним на столе. | Тактильный предметный гнозис. Узнавание предмета по тактильному восприятию. -Представления полноценные – узнаёт предметы по форме величине и фактуре на основе тактильного восприятия и обозначает их словом. -Представления полноценные, самостоятельно определяет форму, величину, фактуру предметов на основе тактильного восприятия, но затрудняется обозначить словами. -Представления неполноценны – стремится к тактильному обследованию, но испытывает трудности в определении фактуры предметов и в их вербализации. -Отсутствуют представления о предметах на основе тактильно – двигательного восприятия или стремиться к тактильному обследованию, различает по величине, по форме, но испытывает трудности в определении фактуры предметов, или нарушено единство зрительного, тактильного, двигательного образа. | 3 2 1,5 1 |
| |||
Различение правой и левой стороны. | Оборудование: Рисунок с и изображением трех детей в разной позиции. В верхней части рисунка у одной девочки в правой руке цветок, у мальчика в правой руке флажок, у девочки в левой руке пирамидка. В нижней части рисунка у тех же детей предметы в другой руке: у девочки цветок в левой руке, у мальчика флажок — в левой, у девочки пирамида в правой руке. Проведение обследования: Сначала ребенка просят поднять левую, правую руку, показать правую, левую ногу. Затем, поставив ребенка напротив себя спрашивают: «Где у меня правая рука?». Если ребенок показывает неверно, объясняют, после чего опять спрашивают: «Где у меня левая рука?» и т.д После данных упражнений перед ребенком кладут рисунок. Начинать работу с изображения в верхней части рисунка: «Посмотри, нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В .какой руке девочка держит цветок?»; «В какой руке у мальчика флажок? И т.д В ходе эксперимента оказывается помощь. | Ориентировка в схеме собственного тела. -Ориентируется в схеме собственного тела, различает правую и левую руки, понимает способ переноса на собеседника. -Ориентируется в схеме собственного тела, различает правую и левую руки, испытывает трудности в перешифровке на собеседника, но пытается понять способ переноса, помощь эффективна. -Испытывает трудности в определении правой и левой стороны, не понимает способ переноса на собеседника, помощь эффективна. -Не различает правую и левую стороны в схеме собственного тела, не может осуществить перенос на собеседника, помощь не использует. | 3 2 1,5 1 |
Беседа: где, что стоит. | Цель: Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку: слева, рядом, под. справа. ' около, вверху, за. внизу, на. Показ и название частей помещения: двери, окна, стены, потолок, пол. Оборудование: Игрушки: медвежонок, машина, кукла и сюжетные картинки: собака на стуле, под стулом; птичка в клетки и т.д. Проведение обследования: Взрослый выполняет действия и спрашивает: «Куда я положила медвежонка?». «Что стоит справа от тебя? Что вверху?» и т.д. Можно использовать игру «Прятки» с применением игрушек. | Ориентировка в окружающем пространстве. -Представления о пространстве объектов осознаны, самостоятельно анализирует положение предметов, на основе ориентировки «на себе», удерживает программу действий, действует по словесной инструкции и может обобщать в слове. -Представления о пространстве объектов осознаны, но испытывает трудности в удерживании программы и выполнении задания по словесной инструкции, необходимо её повторять. -Представления о пространстве объектов ограничены, испытывает трудности в удержании программы и выполнении задания по словесной инструкции, в вербализации пространственных представлений. -Представления о пространстве объектов резко ограничены, не может определить взаимное расположение предметов, заслоняющих друг друга, т.е. отношения выраженные предлогами «за», «перед». | 3 2 1,5 1 |
Положи верно | Цель: Выявить умение ребенка ориентироваться на листе бумаги. Оборудование: Лист бумаги, игрушка (медвежонок, машинка маленького размера). Проведение обследования: Взрослый по образцу, а затем по словесной инструкции предлагает поставить игрушку в левый верхний (нижний) угол, в средину и так далее. | Ориентировка на листе бумаги. -Представления о пространстве сформированы, самостоятельно использует пространственные речевые инструкции (экспрессивный уровень). -Ориентируется на плоскости листа по словесной инструкции, удерживает программу действий, но характерны незначительные трудности в использовании пространственных речевых конструкций. -Пространственные представления сформированы, доступна ориентировка на листе бумаги по словесной инструкции, но испытывает серьёзные трудности в удержании программы действий, поэтому необходимо повторять задание в замедленном темпе в словесном отчете. -Пространственные представления сформированы на уровне понимания и показа, доступна ориентировка на листе бумаги по образцу, испытывает серьёзные трудности в словесном отчёте или не ориентируется, или действует не адекватно. | 3 2,5 1,5 1 |
Представления о временах года | Цель: Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Оборудование: Сюжетные картинки с изображением четырех времен года с ярко выраженными специфическими признаками. Проведение обследования: Перед ребенком на столе выкладываются картинки с изображением времен года — зимы, лета, осени, весны. Ребекку предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Скажи, какое сейчас время года? Покажи его на картинке. Какое время года наступит потом?» Уточняются знания ребенка о последовательности времен года. Обучение не проводится, однако если ребенок не справляется с заданием, его просят найти изображение определенного .времени года. Оценивается: Принятие и понятие задания, умение определить время года в период обследования и соотнести его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщенный, элементарный, фрагментарный и отсутствие представлений. | Временные представления. Времена года, их последовательность. -Представления о временах года и их последовательности сформированы. -Представления о временах года сформированы, но испытывает незначительные трудности в определении их последовательности. -Фрагментарное представления о временах года. -Представления о временах года не сформированы. | 3 2,5 1,5 1 |
| |||
Найди место фигуре (матрица фигур) | Цель: задание направлено на выявление уровня развития логического мышления. Оборудование: Три квадратных таблицы, разделены на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Три квадратных таблицы, разделенные на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями треугольников, нижняя — изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей по величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены. Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу. Проведение обследования: Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки-В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и разной величины- Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрел таблицу, взрослый говорит: «А теперь рассмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки- Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку». Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки- Взрослый говорит: «Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно поставить фигурки»- Обучение: Если ребенок затрудняется в выполнении задания-ему помогают определить место для каждой фигурки, активизируя при этом ориентировочно — познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, то есть отметить (нужные места крестиками. Оценивается: Принятие и понимание задания, способ выполнения — самостоятельно или после обучения, результат. | Элементы логического мышления. -Доступно решение задачи в плане классификации и сериации. -Доступно решение задачи в плане классификации (выбор по форме), трудности отмечаются в выборе по размеру, то есть в плане сериации; это говорит о недостаточном уровне развития перцептивных действий. -Недоступно решение задачи в плане на классификацию и на сериацию, или действует неадекватно. | 3 2 1 |
Четвёртый лишний | Цель: Исследуется уровень обобщения, логическая обоснованность, активность, возможность формирования и использовании обобщенных" представлений. Оборудование: Картинки с нарисованными предметами: три цветка и кошка; посуда и стол; механические транспортные средства и лошадь; кошка собака, коза, дятел (рис. 26 — 28) Проведение обследования: Ребенку показывают карточку с изображениями четырех предметов и просят, выделив лишний, обобщить три остальных: «Па этой карточке нарисованы четыре предмета, три из тих имеют что-то общее (подходят друг к другу), а один не подходит. Посмотри, что не подходит, какой предмет здесь лишний?». Если ребенок отвечает, то его спрашивают: «Почему не подходит?». Если объяснение не следует, а лишний предмет выделен правильно, то можно спросить: «Как можно назвать одним словом эти три предмета?». Попросить ребенка объяснить почему. Для анализа важно, как ребенок объясняет свое решение, в чем видит общность и различия предметов. Данная методика может быть использована для изучения обучаемости ребенка. | Уровень обобщения, логическая обоснованность, активность, возможность использования обобщённых представлений. -Выполняет классификацию с учётом основного признака, логически обосновывает, обобщает в речевом плане. -Выполняет классификацию с учётом основного признака, но затрудняется обобщить в речевом плане принцип группировки, работает медленно, требуется стимулирующая или организующая помощь. -Выполняет классификацию без учёта основного признака, принцип группировки не понимает (раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой) и не может объяснить принцип обобщения в речевом плане. -Не выполняет классификацию или дает нелепое обоснование принципу выделения или использует обобщающее слово неадекватно, что может связано с недоразвитием смысловой стороны речи. Наглядно-образное мышление не сформировано. | 3 2 1,5 1 |
Дорисуй | Оборудование: лист бумаги с изображением шести полукругов, фломастеры (цветные карандаши). Ребенку предлагают рассмотреть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов. Обучение не проводится Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение самостоятельно выполнить задание; анализ рисунков. | Наглядно-образное мышление, продуктивное воображение. -Образы разнообразные, носят оригинальный или конкретный, наглядный характер. -Образы однообразные или повторяющиеся, все задания формы не использует. -Дорисовывает одну фигуру, но изображение схематичное, без деталей. -Продуктивное воображение не сформировано, либо «уходит» от условия задачи, либо действует неадекватно. | 3 2 1,5 1 |
Расскажи «Зимой» | Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке — идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ловят снежинки; на второй —дети катают снежный ком; на третьей — мальчик катает маленький ком для головы, а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой — дети слепили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро. Проведение обследования: Ребенку предлагают рассмотреть картинки и говорят: «Подумай, как составить рассказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание». После выполнения задания (независимо от того, соблюдена ли правильная последовательность событий или нет) оценку действиям ребенка не дают, ему предлагают составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами. Оценка результатов: понимание единого сюжета в этой серии картинок; учет временной и логической последовательности; способность передавать сюжет и последовательность событий, в своем рассказе. | Наглядно-образное мышление. -Верно осмысливает содержание отдельных картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, может составить логический рассказ. -В целом верно вычленяет центральную идею сюжета, но затруднение вызывает временное развитие событий, логическая последовательность операций, самостоятельный рассказ не развёрнут, схематичен. -Не устанавливает взаимосвязь изображённых событий, не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядом расположённых событий, рассказывает о каждой картинке отдельно), описание схематично, но помощь эффективна. -Не понимает логической взаимосвязи даже при помощи взрослого или ограничивается перечислением объектов на картинке, помощь не эффективна. | 3 2 1,5 1 |
Звуковой анализ слова | Цель: Задание направлено на выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте. Оборудование: счетные палочки. Взрослый говорит: «Я сейчас назову слово, а ты должен определить, сколько в нем звуков». Далее называет слово дом, выясняет у ребенка количество звуков и просит: «Назови первый звук, третий, второй». Таким же образом предлагают проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т. д. Обучение: если ребенок не может проанализировать слово дом, взрослый сам называет звуки по очереди и выкладывает соответствующее количество палочек. Затем вместе с ребенком проводится анализ слова кот. В тех случаях, когда ребенок понял, как анализируется слово, ему можно предложить анализ других слов. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения — самостоятельно или после обучения; наличие интереса к заданию. | Умение ребёнка анализировать звуковой состав слова, уровень развития предпосылок к учебной деятельности. -Самостоятельно может проанализировать слова и определить место звука в слове из пяти – шести звуков. -Самостоятельно задание выполняет только после обучения. -Не может проанализировать звуковой состав слова, помощь не эффективна. | 3 2 1 |
Продолжи ряд (письмо) | Цель: Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему. Оборудование: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй — палочки и крючочки, а на третьей —треугольники. Ребенка просят: «Продолжи строчку, как здесь». Оценка действий: принятие и понимание задания; анализ образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.
| Способность анализировать образец и работать по нему, а также уровень развития готовности руки к письму. -Хорошо анализирует образец, учитывает принцип чередования, размеры элементов сохранены, работает с интересом. -Слабо анализирует образец, может написать некоторые образцы, и принцип чередования элементов при написании не учитывает. -Не может написать по образцу, пишет только некоторые элементы букв, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки. -Недоступен анализ образца либо действует неадекватно.
| 3 2 1,5 1 |
Количествен-ные представле-ния и счёт | Оборудование: счетные палочки (20 шт), экран. Первый вариант: ребенку предлагают посчитать до десяти и обратно. Затем задают вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?» Если ребенок испытывает затруднения в этих заданиях, то обучение не проводится. Второй вариант: ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сначала предлагают взять шесть палочек из пятнадцати и, раскладывая их в ряд, просят ребенка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают две палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кладут на место и закрывают экраном, предварительно попросив ребенка запомнить их количество. За экраном прибавляют две палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» И т. д. Обучение: если ребенок затрудняется в определении операции и количества палочек, то ему предлагают решить такого же рода задачу в пределах пяти, при затруднении — в пределах четырех. Если ребенок не решает задачи в пределах четырех, то ему предлагают выполнить счетные операции в пределах трех с открытым результатом. Третий вариант (решение устных задач) предлагается, если ребенок отвечает верно в первых двух вариантах. Условия задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»; «На лужайке стоял пенек, а из-за пенька торчали 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?». В случае затруднений проводится обучение. Обучение: ребенку предлагают воспользоваться палочками и решать задачи с опорой на них. Затем предлагают решить аналогичные задачи устно:
Были видны только лапки. Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гусей за забором?». Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение выполнять счетные операции по представлению; умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость —умение переносить способы решения задач на аналогичный результат. | Представления о количестве, выполнение счётных операций в уме (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления). -Представление о количестве сформированы, выполняет счётные операции в «уме» в пределах 10, решает предложенные устные задачи в пределах 6 и более. -Представление о количестве на достаточном уровне, выполняет счётные операции по представлению в пределах 5 с использованием палочек. -Элементарное представление о количестве, выполняет счётные операции по представлению только в пределах 3, устные задачи не решает. -Представления о количестве не сформированы, счётные операции даже в пределах 3 не выполняет, не ориентируется на количественный признак, решение устных задач не доступно, помощь не эффективна. | 3 2 1,3 1 |
| |||
Опосредован-ное запоминание | Цель: Выявление понимания инструкции и сохранения ее до конца эксперимента- Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания. Точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания- Оборудование: Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов (чашка, будильник, лопата, расческа, гриб, листок, книга, елка, очки) и пяти слов (дерево, время, чай. волосы, работа). Проведение обследования: Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слона- Чтобы легче было их запомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову время» — подходит картинка — «будильник», потому что он показывает время». После чего ребенок начинает работать и объясняет каждую установленную связь между словом и установленной картинкой. После того, как все слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают ,в сторону и дают задание отвлекающего характера- Через 20—30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и просят вспомнить слова, которые назывались. | Умение пользоваться приёмами опосредованного запоминания. Точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания. -Владеет приёмами опосредованного запоминания, характерна выраженная мыслительная активность при установлении связи слова с картинкой. -Недостаточно владеет приёмами опосредованного запоминания, т.е. использует картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения, но при припоминании слов могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватного выполнения (называние изображённого на картинке, вместо заданного слова). -Резко ограничены возможности использования приёмов опосредованного запоминания, не может использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения, но доступно установление смысловых взаимосвязей между словом и картинкой, только с помощью взрослого. -Не владеет приёмами опосредованного запоминания, картинки мешают запоминанию слов, при предъявлении отобранных картинок, не пытается вспомнить слово, а просто называет слово, что изображено на картинке, помощь не эффективна. | 3 2 1,5 1 |
Чтение стихов | Цель: выявить особенности мнемических процессов (запоминание, сохранение и воспроизведение). Ребёнку предлагается прочитать любое стихотворение наизусть. | Особенности мнемических процессов. -Самостоятельно рассказывает стихи наизусть, передаёт ритм, интонацию, выразительность, ошибки отсутствуют, проявляет интерес к запоминанию. -Рассказывает стихи при минимальной помощи взрослого, стремиться передать ритмический рисунок, но может опускать или повторять отдельные фразы или единичные искажения слов. -Доступно чтение коротких стихотворений, ритм часто нарушен, воспроизводит с персеверациями или единичные искажения слов и смысловые замены. -Доступно воспроизведение двустишия после неоднократного повторения или преобладают искажения слов и смысловые замены. | 3 2 1,3 1 |
| |||
Беседа | Рекомендуемые вопросы и задания:
При затруднении можно задавать уточняющие вопросы. Оценка действий ребенка: умение отвечать на заданные вопросы; знания и представления о себе и своей семье; наличие представлений о школе; уровень сформированности положительного отношения к школе. | Точность осознанность представлений об окружающем. -Представления об окружающем конкретны, достаточно развёрнуты, осознаны, устанавливает последовательность возрастного развития, отвечает на вопросы в правильной грамматической форме. -Представления об окружающем конкретны, осознаны, но знаний недостаточно, затрудняется устанавливать последовательность возрастного развития, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки. -Представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны , не понимает последовательность возрастного развития, фраза аграмматичная. -Представления об окружающем резко ограничены, отрывочны, бессистемны, на простые вопросы отвечает односложно, фраза аграмматичная. | 3 2,5 1,5 1 |
| |||
Наблюдение. | Цель: Задание направлено на выявление уровня развития сюжетно - ролевой игры. Оборудование: В игровом уголке находятся кукла, посуда, мебель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, машины-строительный материал, конструктор, солдатики - таз с водой мелкие игрушки. Проведение обследования: Ребенку предлагают поиграть в игровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребенка во время игры. Оценивается: Интерес к игрушкам - характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление, к сюжету). | Уровень развития игры. -Высокий уровень, соответствует возрастным нормативам. -Достаточный уровень, соответствует возрастным нормативам, отмечается снижения самостоятельности в процессе игры. -Допустимый уровень, незначительно отстаёт от возрастных нормативов. -Критический уровень, значительно отстаёт от возрастных нормативов. | 3 2 1,5 1 |
| |||
Рисование (дом, дерево, человек) | Цель: Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленной и деятельности. Оборудование: Цветные фломастеры и бумага Проведение обследования: Ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево- Обучение не проводится. Оценивается: Принятие и понимание задания; интерес к заданию; анализ рисунков: стремление к сюжетному изображению | Сформированность предметного рисунка. -Рисует заданные предметы с деталями, использует цвет как определённый признак предметов, четко отмечает тенденции к сюжетному изображению -Рисует заданные предметы с деталями, но не использует цвет как определённый признак предметов, в рисунках нет стремления к сюжетному изображению. -Рисует заданные предметы без деталями, не использует цвет как признак определённых предметов свойств предметов (рисунок человека, как правило без шеи) -Рисунок отдельно напоминает предметы, человек изображён примитивно, конечности либо отсутствуют, либо прорисованы простой линией, пальцы не изображены, так же уши, волосы, нос, шея. | 3 2 1,3 1 |
| |||
Понимание речи | -Понимание речи в полном объёме, принимает активное участие в речевом диалоге. -Понимание речи ситуативное, на бытовом уровне. -Понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов. -Не понимает обращённую речь, не может осуществить функцию общения, не компенсируется мимико-жестикуляторными средствами. | 3 2 1,3 1 | |
Состояние речевого аппарата | -Анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений. -Незначительные нарушения. -Значительные нарушения артикуляционного аппарата. | 3 2 1 | |
Лексическая сторона речи | -Активный словарный запас соответствует возрасту (собственная речь фразовая, хорошо понятна для окружающих). -Словарный запас в пределах бытовой ситуации (собственная речь фразовая, но малопонятна для окружающих). -Словарный запас резко ограничен (собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов). -Собственная речь отсутствует, либо нет даже отражённой речи. | 3 2 1,3 1 | |
Сформи-рованность грамматичес-кого строя речи | -Грамматический строй речи сформирован. -Грамматический строй речи сформирован недостаточно. -Грамматический строй речи не сформирован (высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета). | 3 2 1 | |
Сформи-рованность фонетической стороны речи | -Звуковая сторона речи усвоена полностью. -Отмечаются незначительные дефекты произношения. -Не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешения звуков). | 3 2 1 | |
Состояние функций фонематичес-кого слуха (фонематичес-кого восприятия) | -Функции фонематического слуха сформированы: дифференцирует на слух и в произношении. -Функции фонематического слуха сформированы недостаточно. -Функции фонематического слуха не сформированы. | 3 2 1 | |
Вывод | -Развитие речи в пределах возрастной нормы. -Незначительное отставание в развитии речи. -Значительное или выраженное отставание в развитии речи. | 3 2 1 | |
| |||
Особенности контакта и желание сотрудничать со взрослым. | -Легко устанавливает полноценный контакт, способствует совместной деятельности, контакт стабилен на протяжении всего времени общения. -Контакт устанавливается легко, но носит нестабильный характер или устанавливается постепенно, в последствии становится полноценным и стабильным, но иногда при столкновении с трудностями контакт ухудшается. -В контакт вступает легко, но носит формальный , поверхностный характер или уходит от контакта в процессе обследования; из-за низкой работоспособности и требуется активизация контакта со стороны взрослого. -В контакт вступает не сразу, носит характер не стойкий, хрупкий на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации обследования или обусловлено чрезмерной стеснительностью, или скованностью ребёнка, или непониманием ситуации. | 3 2 1,5 1 | |
Реакция на одобрение и поощрение. | -Реакция на одобрение и поощрение адекватная, окрашена положительными эмоциями, выраженное стремление получить одобрение одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. -Реакции адекватные, внешне достаточно выражены, поощрения и успехи улучшают темп и результативность деятельности. -Поощрения и одобрения ребёнок понимает в целом правильно, но внешне недостаточно выражены, поощрения и успехи могут улучшить темп и результативность деятельности, поэтому требуется постоянная стимуляция со стороны взрослого. -Поощрения и одобрение понимает правильно, но затруднения приводят к некоторой дезорганизации деятельности, что влияет на её продуктивность или безразличен к поощрениям, равнодушен к одобрению либо наблюдается дурашливость, неадекватность поведения. | 3 2 1,5 1 | |
Реакция на замечания и требования. | -Реакция на замечания и требования адекватная, замечания огорчают, однако стимулируют ребёнка (исправляет своё поведение в соответствии с замечанием). -Реакции адекватные , внешне достаточно выражены, но может не проявить настойчивости в разрешении проблемы и требуется контроль со стороны взрослого. -Реакции на замечания и требования внешне достаточно выражены и адекватны, но может проявить выраженные эмоции (слёзы, агрессия, отказ от деятельности) либо после замечания раздражается или замыкается, либо безразличен к замечаниям. -Порицание приводит к некоторой дезорганизации деятельности, что влияет на её продуктивность, или эффект от стимуляции не значителен, так как интерес к предлагаемой деятельности резко снижен. | 3 2 1,5 1 | |
Реакция на трудности и неуспех в деятельности. | -Гордится своими успехами, критически оценивает неудовлетворённые результаты своей деятельности, сосредотачивается на задании, самостоятельно решает проблему и фиксирует в элементарных речевых высказываниях. -При встрече с трудностями огорчается, и ребёнок обращается за оценкой правильности действий к взрослому, необходима как стимулирующая, так и обучающая помощь, может обратиться к сверстнику. -Теряет интерес при первом затруднении, неуспех не мобилизирует усилия ребёнка, требуется постоянная стимуляция его деятельности, и эффект от стимуляции не всегда достигается или у ребёнка отмечается высокий уровень притязаний на успех, не подкреплённый соответствующими знаниями и умениями. -Пассивный уход от трудного задания, или молчаливый отказ (из-за отсутствия интереса к предлагаемой деятельности) или затруднения приводят к дезорганизации деятельности ребёнка, вызывают неадекватные эмоциональные реакции (громкий, дурашливый смех, или плач, или реакция активного протеста). | 3 2 1,3 1 | |
Общий фон настроения. | -Адекватный, уравновешенный, настроение бодрое, спокойное. -Деспрессивный. -Безразличный или раздражительный, настроение неустойчивое, отмечаются резкие его колебания. -Эйфоричный. -Дисфоричный. | 3 2,5 2 1,5 1 | |
XI. Общение. | |||
Общение со взрослыми. | -Активное общение, ребёнок испытывает потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении со стороны взрослого, ведущий мотив – личностный, основными средствами общения являются – речевые. -Потребность в общении достаточная, ведущий мотив – познавательный, но испытывает трудности в использовании речевых средств общения. -Потребность в общении недостаточная, или ведущей формой общения является ситуативно – деловое (предметно – действенное), отмечается не полный состав средств общения, и не частое их использование (5-6 лет), если репертуар средств очень беден в 6-7 лет, то это не соответствует возрастным нормативам. -Потребность в общении резко снижена, пассивно, слабо выражена чувствительность к воздействию взрослого или непродуктивная активность в общении. | 3 2 1,5 1 | |
Общение со сверстниками. | 5 – 6 лет. -Выраженная активность в общении, отмечаются устойчивые отношения с одним или двумя сверстниками, репертуар средств общения богат и разнообразен, владеет средствами разрешения возникших конфликтных ситуаций, но может обратиться за помощью взрослого для разрешения спора. -Снижена потребность в общении, контакт кратковременный, или изобразительный, владеет речевыми средствами общения, испытывает трудности в разрешении конфликтных ситуаций. -Потребность в общении на низком уровне, слабо выражена чувствительность к воздействиям сверстников. Репертуар средств общения беден, испытывает значительные трудности в разрешении конфликтных ситуаций. -Потребность в общении на крайне низком уровне, контакт со сверстниками формальный, репертуар средств общения крайне беден, не владеет простыми способами разрешения возникших конфликтов ситуаций. | 3 2 1,5 1 | |
6 – 7 лет. -Выраженная активность в общении, репертуар средств общения богат и разнообразен, хорошо владеет способами разрешения возникших конфликтных ситуаций, мнения товарищей значимо и учитывается в процессе общения. -Достаточно активен в общении, владеет речевыми средствами общения, имеет товарищей по совместным играм, но отношения не устойчивые, может самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию, но часто прибегает к помощи взрослого. -Снижена потребность в общении, не имеет постоянных товарищей по совместным играм, дружеские отношения неустойчивые, владеет речевыми средствами общения, но часто испытывает трудности в понимании эмоциональных состояний другого человека и в разрешении конфликтных ситуаций. -Потребность в общении на крайне низком уровне, контакт со сверстниками формальный, репертуар средств общения беден, испытывает трудности в понимании эмоциональных состояний другого человека, слабо владеет простыми способами разрешения возникших конфликтных ситуаций. | 3 2 1,5 1 | ||
| |||
-Выраженный и стойкий интерес от начала до конца задания работает увлечённо, с удовольствием появляются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества нет четкого доминирования мотивов. -Интерес снижается из-за низкой работоспособности или чрезмерной отвлекаемости, неудач, замечаний, нет чёткого доминирования мотивов. -Поверхностный интерес в начале задания, но частично компенсируемый положительной оценкой или угасающий по мере утомления или столкновениями с трудностями. -Поверхностный, слабый интерес или безучасен, равнодушен, но совместная деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции или частой смены видов деятельности либо ничем не компенсируемый. | 3 2 1,5 1 | ||
| |||
Характер ориентировочных действий | -Зрительная ориентировка. -Примеривание, либо пробующие, целенаправленные действия. -Хаотичные действия или силовые пробы. | 3 2 1 | |
Самостоятельность выполнения заданий. | -Самостоятельно начинает и выполняет задание, помощь не требуется. -Самостоятельно не может начать выполнять задание из-за неуверенности, необходима стимулирующая либо организующая помощь. -Не может выполнить задание самостоятельно из-за неустойчивости внимания, трудности анализа образца или условий задачи. -Не может выполнить задание из-за низкой работоспособности, или интереса, или из-за неудач. -Не принимает и не понимает задание и не может его выполнить, помощь не эффективна. | 3 2 1,5 1,3 1 | |
Целенаправленность деятельности (характер). | -Действует целенаправленно, активен на протяжении всего задания. -Действует целенаправленно, но недостаточно активен, постоянно отвлекается, помощь эффективна. -Целенаправленность резко снижается из-за неудач, либо трудностей анализа образца или условий задачи, либо из-за пресыщения деятельностью, но улучшаемая стимуляцией. -Нецеленаправленная деятельность, действует неадекватно, бесцельно, хаотично, помощь не эффективна. | 3 2 1,5 1 | |
| |||
-Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания, темп деятельности без колебаний, продуктивность достаточная. -Умеренная работоспособность (наблюдается пресыщение деятельностью с середины или к концу задания), темп деятельности замедленный или быстрый, продуктивность достаточная. -Мерцательный или волнообразный характер работоспособности либо из-за вида заданий (игра или задание вербального характера), либо то низкого уровня психического тонуса, или активности, продуктивность снижена. -Низкая работоспособность (пресыщение деятельностью, импульсивность, либо отсутствие мотивации наблюдается с начала выполнения задания), продуктивность резко снижена, к результату равнодушен. | 3 2,5 1,5 1 | ||
| |||
-Способен к длительному сосредоточению и переключению внимания, воспринимает необходимый объём информации. -Способность к концентрации внимания проявляется нестойко, наблюдается недостаточная активность и самостоятельность, зависимость внимания от внешних воздействий, нарушения переключаемости, ребёнок нуждается во внешней стимуляции и организации деятельности. | 3 2 | ||
| |||
- Самоконтроль и саморегуляция несколько снижены, допускает ошибки, но при обнаружении ошибки сосредотачивается на задании и исправляет ее с незначительной помощью взрослого (6 лет), самостоятельно (7 лет) - Самоконтроль и саморегуляция на низком уровне, допускает многочисленные ошибки, частично исправляет, но требуется обучающая помощь, либо направляющая (постановка цели, повторение инструкции), внешний контроль, но эффект незначителен - Самоконтроль и саморегуляция не доступны, ошибки самостоятельно не замечаются, помощь не эффективна, к результату равнодушен | 2,5 1,5 1 | ||
| |||
- Понимает свои успехи и неудачи, способен оценивать свое поведение с позиций моральных норм, самооценка завышена, но хвалят себя уже не в открытой форме, (у большинства детей к 7 годам самооценка становится более адекватной, однако более характерно ее завышение, чем занижение), ярко выражена установка на результат - Критичность снижена, адекватность возможна после наводящих вопросов, уточняющих поведение, характерна чувствительность к оценкам взрослых, выражена установка на результат - Критичность резко снижена даже после уточняющих вопросов, эффект от стимуляции не всегда достигается, снижена чувствительность к оценкам взрослых, интерес к деятельности, слабо проявляется установка на результат - Не критичен, или равнодушен, не заинтересован в результате своей деятельности, установка на результат отсутствует | 3 2,5 1,5
1 | ||
| |||
— оптимальный уровень, ориентировка в задании носит активный характер, осуществляет перенос способа действия на аналогичное задание, восприимчив к помощи, которая может носить стимулирующий характер
| 3
2 1,5 1 |
Предварительный просмотр:
Протокол педагогической диагностики ребенка 6 -7 лет
Ф.И. ребенка ______________________________ Дата обследования ____________
Первый раздел и его показатели | Оценка показателя | Среднее значение блока |
Балл | Балл | |
I.Исследования движений и действий. Моторика | ||
1.Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей - Статические и изолированные движения - Упражнения на координацию движений - Исследование двигательной памяти | ||
2.Подвижность рук и моторика пальцев - Упражнения на подвижность рук и моторики пальцев - Оценка предметных действий | ||
3. Готовность руки к письму (6-7 лет) «Рисование простых узоров» (6 лет) «Срисуй доски»(7лет) | ||
II.Восприятие | ||
Целостное восприятие предметного изображения «Сложи» (разрезная картинка из 5 частей - клоун) | ||
Тактильный предметный гнозис. Узнавание предмета по тактильному восприятию «Что в мешочке» | ||
III.Пространственно-временные представления | ||
Ориентировка в схеме собственного тела «Различение правой и левой стороны» | ||
Ориентировка в окружающем пространстве Беседа «Где, что стоит» | ||
Ориентировка на листе бумаги «Положи верно» | ||
Представления о временах года, их последовательность «Представления о временах года» | ||
IV.Мышление | ||
Элементы логического мышления «Найди место фигуре» (матрица фигур | ||
Уровень обобщения, логическая обоснованность, активность, возможность использования обобщенных представлений. «Четвертый лишний» | ||
Наглядно-образное мышление, продуктивное воображение «Дорисуй» | ||
Наглядно-образное мышление «Расскажи» | ||
Анализировать звуковой состав слова, предпосылки к учебной деятельности «Звуковой анализ слова» | ||
Способность анализировать образец и работать по нему «Продолжи ряд» | ||
Представления о количестве, выполнение счетных операций в уме (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления). «Количественные представления и счет» | ||
V.Запоминание | ||
Приемы опосредованного запоминания. Точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания. «Опосредованное запоминание» | ||
Особенности мнемических процессов «Чтение стихов» | ||
VI.Общий запас знаний и представлений | ||
Точность осознанность представлений об окружающем «Беседа» | ||
VII.Игровая деятельность | ||
Уровень развития игры Наблюдение | ||
VIII.Продуктивные виды деятельности | ||
Сформированность предметного рисунка «Рисование (дом, дерево, человек) | ||
IX.Состояние речевой деятельности Беседа и наблюдение (логопедическая диагностика) | ||
6.1. Понимание речевой инструкции | ||
6.2. Состояние речевого аппарата | ||
6.3. Лексическая сторона речи | ||
6.4. Сформированность грамматического строя речи | ||
6.5. Сформированность фонетической стороны речи | ||
6.6. Состояние функций фонематического слуха (фонематического восприятия) | ||
ИТОГО | ||
Максимальная сумма баллов по первому разделу | 27 | |
Второй раздел. Общие показатели (по итогам обследования) | ||
I. Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения | ||
1.1.Особенности контакта, желание сотрудничать со взрослым | ||
1.2.Реакция на одобрение и поощрение | ||
1.3.Реакция на замечания и требования | ||
1.4.Реакция на трудности и неуспех в деятельности | ||
1.5.Общий фон настроения | ||
1.6.Выраженность эмоций | ||
II Общение | ||
2.1.Особенности общения со взрослым | ||
2.2.Особенности общения со сверстниками | ||
III. Интерес его активность, стойкость | ||
IV. Особенности деятельности | ||
4.1.Характер ориентировочных действий | ||
4.2.Самостоятельность выполнения, виды помощи | ||
4.3.Целенаправленность деятельности (характер) | ||
V. Работоспособность | ||
VI. Особенности внимания | ||
VII. Саморегуляция и контроль | ||
VIII. Реакция на результат. Критичность | ||
IX. Обучаемость | ||
Итого | ||
Максимальная сумма баллов по второму разделу | 27 | |
Максимальная сумма баллов по первому и второму разделу | 54 | |
Уровень возможного освоения образовательной программы |
Педагогическое заключение
По результатам психолого-педагогической диагностики выявлены особенности по следующим показателям: ___________________________________________________________
Таким образом, ведущая проблема ребенка _______________________________________
Сохранные функции: ___________________________________________________________
Уровень возможного освоения образовательной программы ______________________
Основные направления коррекционно - развивающей работы:________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________________________________
Учитель-дефектолог _______________________________________ подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики обследования детей и подростков с дизартрией
Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.Основной целью ...
Методика обследования детей
Методика обследования детей с нарушением общих речевых навыков....
Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития
В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...
Методика обследования детей с общим недоразвитием речи
Речевая карта обследования детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста...
Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И.Крупенчук".
Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И. Крупенчук"....
Консультация «Диагностические методики обследования детей раннего возраста»
Консультация "Диагностические методики обследования детей раннего возраста"....
Методика обследования детей со стертой формой дизартрии
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной....