Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И.Крупенчук".
материал по логопедии

Галина Владимировна Пятакова

Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И. Крупенчук".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация из опыта работы.

«Методика обследования детей старшего дошкольного возраста с ФФНР».

(по О.И. Крупенчук  Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста).

     Становление речи – один из самых сложных процессов, происходящих с ребёнком. Всего за несколько лет он овладевает сложной знаковой системой практически в совершенстве. Речь позволяет людям передавать информацию, делиться опытом, общаться. Статистика предоставляет неутешительные данные: в процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии, нарушения речи занимают 3 место – 20% в детской возрастной группе (после образовательных затруднений (40%) и нарушений интеллекта (20%)). В дошкольном возрасте очень важно устранить нарушения речи, так как они могут повлечь за собой ряд вторичных проблем: трудности формирования письменной речи и словесно-логического мышления. Так М.Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций человека, на ее основе формируются восприятие, воображение, память [Левина 2009: 159]. . С точки зрения Л.С. Выготского, процесс развития речи представляет собой базис накопления культурного опыта ребенка [Выготский 2008: 508]. В своих исследованиях речевого развития ребенка С.Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует становлению познавательной деятельности, мышления [Цейтлин 2008: 240]. Важно выявить нарушения речи ещё в дошкольном возрасте, определив их природу и характер. Именно поэтому, учитель–логопед должен владеть рядом диагностических методик, которые позволят определить речевое нарушение и разграничить его от сходных состояний.

Методика логопедического обследования должна соответствовать ряду требований: быть лаконичной; доступной в плане наглядного материала – он должен быть понятен и доступен детям; учитывать возраст и интеллектуальные возможности обследуемого ребёнка; иметь в наличии бланк для фиксации получаемых данных (протокол); предоставлять возможность качественного и количественного анализа результатов; предоставлять возможность по полученным результатам сделать вывод об уровне речевого развития; быть удобной в использовании.Молодому специалисту определиться с выбором методики для логопедического исследования, достаточно сложно, так как в них редко можно встретить развернутую аннотацию для использования в логопедическом процессе и рекомендации к использованию. У каждого специалиста должна быть основа, которая позволит эффективно и быстро провести логопедическое обследование.

 Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста О.И. Крупенчук Как указывает сама автор, данная карта имеет ряд особенностей:

1. Карта рассчитана на 3 года; начинать можно с любого – с того, когда ребёнка привели к логопеду: с 4,5 или 6 лет.

2. Карта  рассчитана на обследование детей с самыми частыми видами нарушений речи. Диагноз ребёнка может быть изменён, но это не требует заполнения новой карты.

3. Многие виды обследования сведены в таблицы с возможностью просмотра динамики за время пребывания ребёнка в логопедической группе( обследование мимической и артикуляционной мускулатуры; звукопроизношение, согласование падежных окончаний.

4. Представлены все традиционные виды обследования речи и исключены обследования, не являющиеся принципиальными для постановки логопедического заключения, но отнимающие много времени у логопеда.

5. В разделе «Словоизменение» приводится таблица согласования падежных окончаний всех трёх склонений русского языка.

6. Автор предлагает, в тех местах, где ребёнок ответил правильно ставить латинскую буку N (норма), а в тех, где допущены ошибки, - записывать ответ ребёнка. Это нужно для того, чтобы картина  нарушений не «зашумлялась» добросовестно записанными правильными ответами, а была видна сразу.

7. Рисунки, сопровождающие задания, освобождают логопеда от поиска соответствующих иллюстраций и сокращают время обследования.

8. В разделе «Логопедическое заключение» представлена примерная схема написания э того заключения.

9. Для детей не прошедших полный курс обучения (т.е. пропустивших1/3 учебного времени и больше), подводится итог пропуска, что заверяется медработником и не требует дополнительных справок.

10. В разделе «Ранее развитие» цифры в скобках показывают среднюю норму появления каждого навыка.

Речевая карта О.И. Крупенчук предполагает сбор анамнеза, исследование состояния речевого аппарата, голосовой функции и просодики, мимической и артикуляционной мускулатуры, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, грамматического строя, лексического запаса, понимания речи, связной речи. Пособие удобно тем, что есть возможность фиксировать результат. Обрабатывать полученные результаты позволяет система баллов: каждый раздел оценивается по четырёхбальной системе (0 баллов – без нарушений, 4 – балла – отсутствие, несформированность), после обследования баллы сводятся в таблицу, суммируются. Чётких инструкций проведения обследования – нет. Речевая карта эффективна, если требуется экспресс – диагностика речи ребёнка, средняя продолжительность обследования – 20 минут.

Сбор анкетных данных, общего анамнеза, фиксацию решения ПМПК, показателей раннего и речевого развития предполагают только речевые карты. При оценке состояния артикуляционного аппарата, О.И. Крупенчук не разделят твёрдое и мягкое нёбо; предлагает задание на исследование голосовой функции. Пробы на исследование состояния артикуляционной моторики

О.И. Крупенчук не предоставляет задания для обследования общей и ручной моторики, мягкого нёба. О.И. Крупенчук предлагает чередовать только статические упражнения («улыбочка»/«трубочка», «парус»/«мостик»

     О.И. Крупенчук рекомендует обследовать фонематическое восприятие с использованием черно-белого иллюстративного материала. При обследовании фонематического восприятия по данной методике у дошкольников затруднений не выявлено. Задания на обследование лексического компонента речи, классифицированы по темам, лексические темы – дифференцированы по возрастам детей.Категорию «посуда» О.И. Крупенчук предлагает – для пятилетних детей, знание названий мебели и фруктов   – у детей шестилетнего возраста. Кроме того, О.И. Крупенук не предоставляет для исследования такие трудные категории как «ягоды», «насекомые», «транспорт».

К темам: фрукты, овощи, игрушки в речевой карте  наглядного материала нет. Автор предлагает ребёнку ряд слов и задание: «назови одним словом». Задания распределены по степени трудности, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Подбор антонимов к словам. Инструкции : «скажи наоборот» у О.И. Крупенчук – с 4 лет. Активный глагольный словарь можно обследовать при помощи речевых карт и альбома О.И. Крупенчук предлагает задания, в зависимости от возраста детей: для детей четырехлетнего возраста в первой речевой карте имеются картинки. Проверка согласования падежных окончаний по речевой карте О.И. Крупенчук с опорой на таблицу позволяет исследовать окончания всех трёх склонений русского языка (склонение слов лиса, ёжик, рысь). Для исследования употребление предложно-падежных конструкций в методиках представлен наглядный материалв речевой карте О.И. Крупенчук проба представлена в несколько ином варианте – в зависимости от возраста ребёнка ему предъявляется одна сюжетная картинка, с опорой на которую ребёнок должен назвать расположение объектов. Проверка согласования существительных с числительными ведётся с использованием наглядного материала. Имеется возможность проверки правильного согласования с числительными существительных у О.И. Крупенчук только двух – мужского и женского. Методика снабжена наглядным материалом для проверки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Картинки узнаваемы и не вызывают спорных ответов. Картинками, для исследования знаний ребёнка названий детёнышей животных, оснащена.Назвать детёныша собаки О.И. Крупенчук предлагает пятилетнему ребёнку, а Н.В. Нищева – шестилетнему; Н.В. Нищева приводит в качестве стимульного материала названия самок животных, в речевой карте О.И. Крупенчук это не принимает принципиального значения;  Диагностировать образование ребёнком притяжательных прилагательных Н.В. Нищева и О.И. Крупенчук рекомендуют после шестилетнего возраста. Опоры на наглядный материал нет.

 Состояние процесса образования приставочных глаголов автор рекомендует исследовать после шести лет. На всех картинках изображен человек, осуществляющий действия, в речевой карте О.И. Крупенчук три сюжетные картины, на которых изображены происходящие действия. Работа требует определённой подготовки: предварительно следует сформулировать вопросы.

Исследование состояния звукослоговой структуры слов осуществляется на материале слов разной звукослоговой структуры: она усложняется в зависимости от возраста ребёнка.

В речевой карте О.И. Крупенчук наглядный материал отсутствует, дети не узнают слово на слух и допускают ошибки. Звукопроизношение исследуется на основе предметных картинок. В речевой карте О.И. Крупенчук правильность произнесения звуков исследуется в трёх позициях в слове: в начале, в середине и в конце.

Благодаря такому обследованию, можно получить более четкие данные для диагностики фонетико — фонематического недоразвития речи. При этом выявляются не только дети, у которых имеется неправильное произношение, но и те случаи, где, на первый взгляд, никаких нарушений не заметно и только при тщательном обследовании можно установить, что у них есть грубые нарушения в фонематическом восприятии и фонематическом анализе и синтезе, которые могут быть нарушены избирательно, но возможно и их одновременное недоразвитие [7].

Таким образом, фонематическое недоразвитие проявляется в нарушениях фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, которые могут быть нарушены избирательно или одновременно. Фонематическое недоразвитие наблюдается как при нарушении произношения, так и при нормальном произношении. Первичное обследование является главным звеном в диагностике детей с фонематическим недоразвитием речи.

Выводы по результатам обследования. После подведения итогов по обследованию, в конце сентября или начале октября, проводится родительское собрание, на котором логопед знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, в чем будет заключаться помощь родителей по воспитанию правильного произношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения речи проводится отдельная беседа, на которой родителям рекомендуется строго выполнять все указания логопеда.

В своей дальнейшей работе я учитываю особенности речи каждого ребенка, и постоянно и настойчиво, используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитываю у детей правильную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Консультация для родителей детей с ФФНР «Что такое ФФНР?»

В данной статье раскрываются особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Из опыта работы: Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка  их возможностей и выявление особых образовательных потребностей....

Журнал обследования устной речи ФФНР

журнал для фиксирования результатов диагностики и определения работы с детьми по нарушениям групп звуков...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...