Методика обследования детей
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Филимонова Наталья Анатольевна

Методика обследования детей с нарушением общих речевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodika_obsledovaniya_detey.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обследования.

Для более успешной организации логопедической работы по развитию общих речевых навыков у детей с речевой патологией необходимо провести обследование речи дошкольников. Методика обследования направлена на изучение особенностей различных компонентов интонационной системы, обеспечивающих процессы восприятия и воспроизведения интонационной выразительности речи детьми.

  1. Исследование восприятия и воспроизведения ритма.

В этом разделе обследования изучается состояние слухо-моторной координации ребенка, которая может нарушаться как из-за дефектов слухового анализа, так и вследствие нарушения двигательной организации моторного акта.

Материалом исследования служат ритмические  серии  (чередование ударов с короткими и длинными промежутками; громких и тихих):

/ // , // // , // // //, // // // //, // ///, //// ////;

    / >,  / >/, // > , >>/ , />/>/> .

Где   >  - громкий удар, / -  тихий удар.        

Процедура: ребенку предлагается прослушать и воспроизвести ритмические серии ударов.  

Задание: «Слушай внимательно. Я буду отстукивать удары, а ты повторяй так же.»

Оценка выполнения: критериями оценки выполнения заданий на восприятие и воспроизведение ритмических структур являются самостоятельность и правильность ответов.

Оценка самостоятельности:

- самостоятельный ответ (материал исследования воспроизведен самостоятельно после первого предъявления серий ударов);

- частично самостоятельный ответ (материал исследования воспроизведен самостоятельно после повторного предъявления серий ударов);

- несамостоятельный ответ (материал исследования воспроизведен самостоятельно после многократного повторения задания и предъявления серий ударов).

Оценка правильности:    

- правильный ответ (все предъявленные ритмические структуры воспроизведены точно);

- частично правильный ответ (ритмические  структуры воспроизведены точно, за исключением серий: из 8 ударов с короткими и длинными промежутками, из 6 ударов с чередованием громких и тихих);

- неправильный ответ (все ритмические структуры  воспроизведены неточно).   

  1. Исследование восприятия и воспроизведения ударения.

Исследование  проводится на материале слогов и предложений:

- определяется умение выделять ударный (произнесенный с наибольшей интенсивностью) слог;

- выявляются возможности ребенка сравнивать предложения с различным местоположением логически выделенного слова, определять в них местоположение акцентированного слова;

- определяются возможности ребенка воспроизводить речевой материал по образцу и самостоятельно.

  1. Исследование восприятия и воспроизведения ударения на материале слогов.

Материал исследования: серии слогов типа СГ (согласный-гласный) с правильно произносимым ребенком согласным звуками слогообразующим гласным – «а», с изменяющимся местом ударения:

Ба-ба, ба-ба, да-да-да, да-да-да, да-да-да, ма-ма-ма-ма, ма-ма-ма-ма.

Процедура: сначала ребенку предлагается прослушать несколько серий слогов и определить место ударного слога в  серии. Затем ребенок должен повторить цепочку слогов сначала по образцу, а потом самостоятельно, выделив голосом заданный слог.

Задание №1: «Слушай внимательно.  Я произнесу несколько слогов и один из них произнесу громче. Скажи, на каком месте (1,2,3,4-м) стоит выделенный слог».

Задание №2: «Слушай внимательно.  Я назову тебе два (три, четыре) слога. Произнеси их друг за другом и выдели голосом, скажи громче первый (второй, третий) слог ».

  1. Исследование восприятия и воспроизведения логического ударения на материале предложений.

Материал исследования:

«Катя пошла гулять».

«Катя пошла гулять».

«Катя пошла гулять».

Процедура: предложение прочитывается в трёх вариантах, с различным местоположением акцентированного слова. Ребенку предлагается послушать эти предложения и определить, отличаются ли они по звучанию и в чем заключается различие. В случае затруднения при ответе предлагается назвать слова, которые были выделены голосом в каждом варианте произнесения предложения.

Затем ребенку предлагается повторить предложение с определенным акцентированным словом  вслед за экспериментатором по образцу и самостоятельно воспроизвести предложение с заданным акцентированным словом.

Задание №1: «Я произнесу предложение три раза. Слушай внимательно и скажи, предложение звучало одинаково или по-разному. Почему?».

Дополнительный вопрос: «Какое слово я выделила голосом, сказала громче других в первый (второй, третий) раз?».

Задание №2: «Слушай внимательно. Повтори предложение так же, как я скажу».

Задание №3: «Послушай предложение. Оно состоит из трех слов. Повтори его, более громко выделив голосом первое (второе, третье) слово».

Оценка сформированности восприятия и воспроизведения         ударения на материале слогов:

Оценка самостоятельности:

- самостоятельный ответ (без дополнительных вопросов и разъяснений);

- частично самостоятельный ответ с минимальной помощью взрослого, заключавшейся в повторении заданий и вопросов;

- несамостоятельный ответ ( только после многократных разъяснений, повторений и дополнительных вопросов).

Оценка правильности:

- правильный ответ (ребенок правильно определил место выделенного слога, точно повторил все серии слогов по образцу и правильно произнес серии логов, выделил голосом заданный слог);

- частично правильный ответ (ребенок допустил ошибки в определении акцентированного слога при восприятии или воспроизведении серии из трёх-четырёх слогов);

- неправильный ответ (ребенок допустил ошибки при определении акцентированного слога во всех предложенных сериях слогов).

Оценка возможностей ребенка воспринимать и воспроизводить ударение на материале предложений:

Оценка самостоятельности:

- самостоятельный ответ (без дополнительных вопросов и разъяснений);

- частично самостоятельный ответ с минимальной помощью взрослого, заключавшейся в повторении заданий и вопросов;

- несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений и дополнительных вопросов).

Оценка правильности:

- правильный ответ (ребенок точно определил место акцентированного слова, правильно произнес предложения с заданным местоположением логически выделенного слова по образцу и самостоятельно);

- частично правильный ответ (ребенок допустил ошибки не только при самостоятельном воспроизведении предложения с заданным местоположением акцентированного слова, но и при воспроизведении высказывания по образцу);

- неправильный ответ (множественные ошибки, невыполнение задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методики обследования детей с зпр по Лавровой

1. методики обследования детей с зпр 6-7 лет по Лавровой (зелёная книжечка) представлено в виде таблицы,что удобно для дефектолога при проведении обследования2. представлен протокол для обследования п...

Методики обследования детей и подростков с дизартрией

Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.Основной целью ...

Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития

В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...

Методика обследования детей с общим недоразвитием речи

Речевая карта обследования детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста...

Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И.Крупенчук".

Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И. Крупенчук"....

Консультация «Диагностические методики обследования детей раннего возраста»

Консультация "Диагностические методики обследования детей раннего возраста"....

Методика обследования детей со стертой формой дизартрии

Для оценки состояния артикуляционной и мимиче­ской моторики детей со стертой дизартрией использу­ются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной....