Методика обследования детей
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Методика обследования детей с нарушением общих речевых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metodika_obsledovaniya_detey.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обследования.
Для более успешной организации логопедической работы по развитию общих речевых навыков у детей с речевой патологией необходимо провести обследование речи дошкольников. Методика обследования направлена на изучение особенностей различных компонентов интонационной системы, обеспечивающих процессы восприятия и воспроизведения интонационной выразительности речи детьми.
- Исследование восприятия и воспроизведения ритма.
В этом разделе обследования изучается состояние слухо-моторной координации ребенка, которая может нарушаться как из-за дефектов слухового анализа, так и вследствие нарушения двигательной организации моторного акта.
Материалом исследования служат ритмические серии (чередование ударов с короткими и длинными промежутками; громких и тихих):
/ // , // // , // // //, // // // //, // ///, //// ////;
/ >, / >/, // > , >>/ , />/>/> .
Где > - громкий удар, / - тихий удар.
Процедура: ребенку предлагается прослушать и воспроизвести ритмические серии ударов.
Задание: «Слушай внимательно. Я буду отстукивать удары, а ты повторяй так же.»
Оценка выполнения: критериями оценки выполнения заданий на восприятие и воспроизведение ритмических структур являются самостоятельность и правильность ответов.
Оценка самостоятельности:
- самостоятельный ответ (материал исследования воспроизведен самостоятельно после первого предъявления серий ударов);
- частично самостоятельный ответ (материал исследования воспроизведен самостоятельно после повторного предъявления серий ударов);
- несамостоятельный ответ (материал исследования воспроизведен самостоятельно после многократного повторения задания и предъявления серий ударов).
Оценка правильности:
- правильный ответ (все предъявленные ритмические структуры воспроизведены точно);
- частично правильный ответ (ритмические структуры воспроизведены точно, за исключением серий: из 8 ударов с короткими и длинными промежутками, из 6 ударов с чередованием громких и тихих);
- неправильный ответ (все ритмические структуры воспроизведены неточно).
- Исследование восприятия и воспроизведения ударения.
Исследование проводится на материале слогов и предложений:
- определяется умение выделять ударный (произнесенный с наибольшей интенсивностью) слог;
- выявляются возможности ребенка сравнивать предложения с различным местоположением логически выделенного слова, определять в них местоположение акцентированного слова;
- определяются возможности ребенка воспроизводить речевой материал по образцу и самостоятельно.
- Исследование восприятия и воспроизведения ударения на материале слогов.
Материал исследования: серии слогов типа СГ (согласный-гласный) с правильно произносимым ребенком согласным звуками слогообразующим гласным – «а», с изменяющимся местом ударения:
Ба-ба, ба-ба, да-да-да, да-да-да, да-да-да, ма-ма-ма-ма, ма-ма-ма-ма.
Процедура: сначала ребенку предлагается прослушать несколько серий слогов и определить место ударного слога в серии. Затем ребенок должен повторить цепочку слогов сначала по образцу, а потом самостоятельно, выделив голосом заданный слог.
Задание №1: «Слушай внимательно. Я произнесу несколько слогов и один из них произнесу громче. Скажи, на каком месте (1,2,3,4-м) стоит выделенный слог».
Задание №2: «Слушай внимательно. Я назову тебе два (три, четыре) слога. Произнеси их друг за другом и выдели голосом, скажи громче первый (второй, третий) слог ».
- Исследование восприятия и воспроизведения логического ударения на материале предложений.
Материал исследования:
«Катя пошла гулять».
«Катя пошла гулять».
«Катя пошла гулять».
Процедура: предложение прочитывается в трёх вариантах, с различным местоположением акцентированного слова. Ребенку предлагается послушать эти предложения и определить, отличаются ли они по звучанию и в чем заключается различие. В случае затруднения при ответе предлагается назвать слова, которые были выделены голосом в каждом варианте произнесения предложения.
Затем ребенку предлагается повторить предложение с определенным акцентированным словом вслед за экспериментатором по образцу и самостоятельно воспроизвести предложение с заданным акцентированным словом.
Задание №1: «Я произнесу предложение три раза. Слушай внимательно и скажи, предложение звучало одинаково или по-разному. Почему?».
Дополнительный вопрос: «Какое слово я выделила голосом, сказала громче других в первый (второй, третий) раз?».
Задание №2: «Слушай внимательно. Повтори предложение так же, как я скажу».
Задание №3: «Послушай предложение. Оно состоит из трех слов. Повтори его, более громко выделив голосом первое (второе, третье) слово».
Оценка сформированности восприятия и воспроизведения ударения на материале слогов:
Оценка самостоятельности:
- самостоятельный ответ (без дополнительных вопросов и разъяснений);
- частично самостоятельный ответ с минимальной помощью взрослого, заключавшейся в повторении заданий и вопросов;
- несамостоятельный ответ ( только после многократных разъяснений, повторений и дополнительных вопросов).
Оценка правильности:
- правильный ответ (ребенок правильно определил место выделенного слога, точно повторил все серии слогов по образцу и правильно произнес серии логов, выделил голосом заданный слог);
- частично правильный ответ (ребенок допустил ошибки в определении акцентированного слога при восприятии или воспроизведении серии из трёх-четырёх слогов);
- неправильный ответ (ребенок допустил ошибки при определении акцентированного слога во всех предложенных сериях слогов).
Оценка возможностей ребенка воспринимать и воспроизводить ударение на материале предложений:
Оценка самостоятельности:
- самостоятельный ответ (без дополнительных вопросов и разъяснений);
- частично самостоятельный ответ с минимальной помощью взрослого, заключавшейся в повторении заданий и вопросов;
- несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений и дополнительных вопросов).
Оценка правильности:
- правильный ответ (ребенок точно определил место акцентированного слова, правильно произнес предложения с заданным местоположением логически выделенного слова по образцу и самостоятельно);
- частично правильный ответ (ребенок допустил ошибки не только при самостоятельном воспроизведении предложения с заданным местоположением акцентированного слова, но и при воспроизведении высказывания по образцу);
- неправильный ответ (множественные ошибки, невыполнение задания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методики обследования детей с зпр по Лавровой
1. методики обследования детей с зпр 6-7 лет по Лавровой (зелёная книжечка) представлено в виде таблицы,что удобно для дефектолога при проведении обследования2. представлен протокол для обследования п...
Методики обследования детей и подростков с дизартрией
Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.Основной целью ...
Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития
В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...
Методика обследования детей с общим недоразвитием речи
Речевая карта обследования детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста...
Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И.Крупенчук".
Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И. Крупенчук"....
Консультация «Диагностические методики обследования детей раннего возраста»
Консультация "Диагностические методики обследования детей раннего возраста"....
Методика обследования детей со стертой формой дизартрии
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной....