Игры для детей раннего возраста
материал (младшая группа) на тему
Игры для детей раннего возраста, способствующие развитию сенсомоторных функций, развитию умственных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_rannego_vozrasta.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Материалы для занятия: емкость с водой/, пластмассовые бутылочки разной формы и объема, предметы ( из металла, дерева, резины, пластмассы, бумаги), сахар, песок, водорастворимая краска, фигурки из льда, пластмассовые трубочки, цветное тесто, горошины, массажный шарик (из су-джок терапии). Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверсниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Что дает ребенку игра: ( удовольствие; знакомство с нормами, правилами жизни;
общение со сверсниками; возможность выражать свои эмоции; возможность выбирать( игрушки предметно-игровую среду), средства игры (слово, двожение, песню); внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
Классификация игр, необходимых для развития
детей раннего возраста
Сенсорные игры. Сенсорика- от лат.-чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха,температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима « пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная акивность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течении дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Сенсомоторное развитие ребенка
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противосояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачива переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития –ползание. В процессе освоения ползания формируются:
- зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
- межполушарное взаимодействие- координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мяшления и речи ребенка;
- ориентация в пространстве;
- чувство равновесия.
- Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции ( если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка-хватание, сосание, ползание, лазание – базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Ведущая деятельность детей 1-3 лет- предметно- игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно
влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергитическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запазданием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.
Сенсорные игры
Игра с водой.
- Выливаем, наливаем, сравниваем:
- сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
- наполнить бутылку до половины- она будет плавать;
- налить бутылку до верха- она будет тонуть;
- «фонтан» из бутылки.
2. Кидаем в воду все подряд(металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):
- тонет-не тонет;
- вылавливаем игрушки;
- «дождь» из губки.
3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная- не прзрачная.
4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой : холодно- тепло- горячо.
Растворяется- не растворяется, тает- не тает.
5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.
Игры с тестом
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).
- Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепшки).
- На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тылную сторону ладони.
Большим пальцем надавливают в середине лепешки.
- Лепешку украшают горохом, фасолью.
- Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок»- раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: « Колобок, колобок, румяный бок».
- Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.
- Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
Моторные игры
Пальчиковая гимнасика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).
Делайте упражнения с массажным шариком ( из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровждаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно повторяется 4-6 раз; палцы левой и правой рук следует нагружать равномерно ( упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслоблять пальцы рук ( потрясти кистями).
- « Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
- Занимайтесь с детьми мозаикой, ирами с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.
- Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.
- Организуйте игры с водой, тестом .
- Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
- Мытье посуды и уборка стола после еды – прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
Развитие умственных способностей
ребенка раннего возраста
Понятия
* Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
* Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
* Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
* Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
* Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
* Разучите стихи с детьми , в которых есть обозначение понятий. Например:
Плечи, коленки,
Носки, голова,
Носики, ушки,
Рот и глаза.
Привлекательность новизны
- Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
- Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.
- Вырезайте с детьми силкэты из бумаги.
- Попробуйте поговорить простые слова наоборот.
Перекрестные движения
Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.
- Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекресные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой рукой правый носок ноги и наоборот.
- Играйте в «Ладушки».
- Разучите несколько упражнений на координацию движений. Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу.
- Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.
- Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.
- Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения .
- Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги. Пусть дети переворачивают страницы.
Возможность выбора
- Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора ( при выборе красок, меню, место для картины и тому подобное). Например, «ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко?»
- Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при шлишком большом выборе.
- Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»
Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...
«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».
Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста Игра «Разные кружки для зайца и белки»
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста....
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...