Перспективный план развития ВПФ у детей 3 - 5 лет.
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

ВПФ (высшие психические функции) - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредованные по психологическому строению, и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. В. п. ф. – одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.

К ним относятся, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.

В представленном перспективном планировании можно проследить последовательность работы по развитию внимания, памяти и мышления в соответствии с лексическими темами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_attestatsii.odt24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план развития ВПФ у детей  3-5 лет.

Октябрь

Лексическая тема

Игра на развитие ВПФ

Развивающаяся функция

Грибы, ягоды

«Чего не стало»

Зрительное внимание, память

Овощи

«Чудесный мешочек»

Тактильная память

Фрукты

«Будь внимателен»

Слуховое внимание и память

Игрушки

«Отыщи свой домик»

Зрительное внимание и память

Ноябрь

Лексическая тема

Игра на развитие ВПФ

Развивающаяся функция

Дикие животные

«Назови, что уже видел»

Зрительное восприятия, внимание, память

Домашние животные

«Назови нарисованных домашних животных»

Зрительное восприятие

Осень

«Я назову — ты повтори»

Слуховое восприятие, память

Перелетные птицы

«Сложи целую птицу из частей»

Зрительное восприятие и внимание

Зимующие птицы

«Найди и покорми зимующих птиц»

Зрительное восприятие и внимание

Декабрь

Лексическая тема

Игра на развитие ВПФ

Развивающаяся функция

Части тела

«Запомни и перечисли»

Кратковременная память

Зима

«Одень куклу правильно»

Зрительное внимание

Зимние забавы

«Слушай внимательно»

Слуховое восприятие и внимание

Новый год

«Украсим елку игрушками»

Зрительная память


Январь

Лексическая тема

Игра на развитие ВПФ

Развивающаяся функция

Транспорт

«Кто самый внимательный»

Слуховое внимание

Профессии

«Найди и покажи, что я назову»

Слуховое восприятие и внимание

«Отыщи свою салфетку»

Зрительное восприятие и внимание

Деревья

«Что добавилось»

Зрительное внимание и память

Февраль

Лексическая тема

Игра на развитие ВПФ

Развивающаяся функция

Страна, город

«Самый внимательный горожанин»

Зрительное и слуховое внимание и память

Животные севера

«Что забыл нарисовать художник?»

Зрительное восприятие и внимание

Папин день

«Кто где»

Зрительное внимание и память

Инструменты и материалы

«Запомни и перечисли»

Кратковременная память

Март

Лексическая тема

Игра на развитие ВПФ

Развивающаяся функция

Мамин праздник

«Не забудешь, что купить?

Слуховое внимание и память

Весна

«Обгонялки»

Слуховое внимание

Перелетные птицы

«Шопот-шепоток»

Слуховое внимание

Дикие животные весной

«Забавные зверюшки»

Зрительное внимание и память


Апрель

Лексическая тема

Игра на развитие ВПФ

Развивающаяся функция

Посуда

«На стол! Под стол! «Стучать!»

Слуховое внимание

Космос

«Перепутанные линии»

Зрительное внимание

Дом, части здания

«Посмотри, запомни, построй»

Зрительное внимание и память

Мебель

«Посуда или мебель»

Зрительное восприятие и внимание, логическое мышление

Май

Лексическая тема

Игра на развитие ВПФ

Развивающаяся функция

Животные жарких стран

«Животное — флажок»

Слуховое внимание

Насекомые

«Топ-хлоп»

Слуховое внимание

Цветы

«Вот лягушка по дорожке»

Слуховое внимание и память

Лето

««Запоминаем скороговорки»»

Слуховая память


Приложение

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие внимания и памяти

Ход игры: педагог рассматривает вместе с детьми игрушки или муляжи после чего складывает их в «чудесный мешочек».Затем дети на ощупь определяют и называют предмет.

«Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять … - количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает 1 игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало.

«Что добавилось?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

Взрослый добавляет 1(потом 2-3 игрушки). Ребенок должен угадать, что добавилось.

«Что изменилось?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке.

«Назови, что уже видел»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи, другое). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел.

«Найди и покажи, что я назову»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания и памятиъ

Ход игры:

Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул; стол, стул, диван; стол, стул, диван, шкаф.

«Что забыл  нарисовать художник?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы – ногу, у белки – хвост, у собаки – ухо и т.д.)

«Посуда или мебель»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки …Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т.д

«Четвертый лишний»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя.

 "Слушай внимательно"

Цель: развитие слухового внимания и памяти

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Из одной команды выбирается игрок. Дети другой команды делятся на две или три группы. Каждая из этих групп, посовещавшись, задумывает слово. По знаку ведущего все одновременно громко начинают скандировать загаданное слово. Так же по знаку прекращают.

Выбранный ранее игрок другой команды должен назвать те слова, которые ему удалось разобрать. Если задание выполнено, команда получает поощрительный знак.

«Забавные зверюшки»

Цель: развитие внимания и памяти

Ход игры:

Взрослый предлагает поиграть в разных зверей, хорошо знакомых ребенку (зайчика, кошечку, мишку и т.д.). При этом ребенку показываются от 3 до 5-телодвижений, изображающих поведение этих животных (умывается, прыгает, прячется, сердиться и прочее). После того, как ребенок запомнил все движения, взрослый только называет их, а ребенок вспоминает и самостоятельно показывает. Например: зайчик прячется, а теперь он прыгает, а теперь нашел и грызет морковку. Усложнением в этой игре будет увеличение движений показанных вновь и изображение в одной игре сразу нескольких животных.

«Одень куклу правильно»

Цель: развитие концентрации внимания и памяти

Ход игры:

Для игры нужен готовый или самостоятельно сделанный из бумаги комплект сезонной одежды и шаблон детской фигурки. Взрослый сообщает, что сегодня будет очень жарко, и куклу надо одеть на прогулку. При этом он подбирает для куклы контрастно не верный набор верхней одежды (шубу, шапку, варежки и т.д.). После этого он спрашивает все ли правильно и просит ребенка исправить ошибку и объяснить свое решение.

Игру можно усложнить с помощью дополнительных атрибутов (зонта, игрушек, лыж, книжки и прочее) и уточнения некоторых деталей в прогулке и погоде. Например, наша кукла собирается на детскую площадку, а за окном тучи.

«Перепутанные линии»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры: детям предлагаются изображения различных линий (дорожек, ленточек) и дается задание проследить глазами (более простой вариант :с помощью пальца) до конечного пункта.

 «Посмотри, запомни, построй»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

Взрослый предлагает играть в стройку и выстроить башню. Он показывает, как надо это сделать. Когда башня готова, взрослый предлагает запомнить, в какой последовательности клались детали снизу вверх (например: синий, желтый, синий, красный). После башня разбирается, и ребенок должен по памяти выстроить новую башню.

«На стол! Под стол! Стучать!»

Цель:  развитие слухового внимание ребенка.

Ход игры:

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» — руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

«Запоминаем скороговорки»

Цель: развитие слухового внимания и памяти

Ход игры:

Предложить детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

5 слов: Наш Полкан попал в капкан. Вымыли мышки миску для мишки.

6 слов: Полы мыла Алла, а Люда помогала. Варежки у Вари пропали на базаре.

7 слов: Целый день цыплёнок Цып возле курицы сидит. Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. Три свиристели еле-еле свистели на ели.

8 слов: Налили Лене лимонада, а ей ещё лимона надо. Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила.

«Животное — флажок»

Цель: развитие слухового внимания и памяти

Ход игры:

 Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

«Кто где?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти

Ход игры:

Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.

Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.

«Не забудешь, что купить?»

Цель: развитие  зрительного и слухового внимания и памяти

Ход игры:

Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками, большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т.д..

Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

«Отыщи свою салфетку»

Цель: развитие восприятия, зрительного внимания, мыслительных способностей детей.

Ход игры:

На столах лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей — листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по чертежу найти свою салфетку.

Усложнение: дети отыскивают салфетку по чертежу, сложенному вчетверо.

«Шепот - шепоток»

Цель: развитие слухового внимания, групповой сплоченности.

Ход игры:

Из подгруппы детей с помощью считалки выбирается водящий. Он отходит на некоторое расстояние от детей. Дети с ведущим тихонько договариваются, какое слово они сейчас будут все вместе произносить шепотом.

Ведущий следит за тем, чтобы все дети одновременно произносили загаданное слово.

Если водящий не угадывает слово, то уже только один ребенок шепотом повторяет это слово.

Игра продолжается с другим водящим.

«Обгонялки»

Цель: развитие мыслительных способностей детей, внимания, сосредоточенности.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, у каждого есть флажок. Ведущий загадывает какой-либо предмет или животное. Например: «Живет в лесу, грызет кору, прыгает ловко...» Кто быстрее догадается, что загадано, поднимает флажок и отвечает. Если ответ дан неправильно, ведущий продолжает описание.

Ребенок, угадавший предмет или животное с первой попытки, получает красную фишку, со второй — желтую, с третьей — зеленую. Победители получают призы.

«Топ-хлоп»

Цель: развитие слухового внимания, памяти.

Ход игры: Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное — топают.

Примеры: «Летом всегда идет снег». Картошку едят сырую«. «Ворона — перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

перспективный план "Развитие психических процессов детей дошкольного возраста посредством игры"

Перспективное планирование "Развитие психических процессов детей дшкольного возраста по средствам развивающих игр"...

Перспективный план развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Все специалисты, работающие с детьми знают, что для развития речи большое значение имеет уровень развития мелкой моторики. Мной составлен перспективынй план развития мелкой моторики, в котором предусм...

Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год

В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....

Перспективный план развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ

В плане отражена система работы по обучению дошкольников составлению загадок. с помощью технологии ТРИЗ....

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...