Конспект занятия по развитию познавательных и творческих способностей. По теме: «Для чего троллейбус держится «руками» за провода»». Подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию познавательных и творческих способностей. По теме: «Для чего троллейбус держится «руками» за провода».
Подготовительная группа.
Программное содержание.
- Расширять знание детей о пассажирском транспорте.
- Закрепить представление об особенностях движения троллейбуса и автобуса, троллейбус движется с помощью электричества, автобус заправляют бензином.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, тактильную память, умение узнавать на ощупь и через тактильные ощущения воссоздать образ.
- Развивать репродуктивное воображение (в игре «выложи из палочек...»)
- Развивать абстрактное и логическое мышление в игре «Лого-малыш»
- Развивать образную и мелкую моторику, речь (активизация и расширение словарного запаса)
- Совершенствовать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Материал: персонаж «Многознай»; иллюстрации - автобус, троллейбус, трамвай; тактильные рукава; мелкие игрушки (различный транспорт: самолеты, вертолеты, машинки, мотоциклы и т. д.); спортивные палки 14 штук; игровизор: маркеры; игра «Лого-малыш» - транспорт; аудиозапись - звуки различного транспорта, магнитная доска.
Ход занятия.
Ритуал начала занятия «доброе животное»
Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей, вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад».
Пальчиковая гимнастика.
Ладонь, ребро ладони, кулак.
Речевая разминка
Самолетом правит (летчик)
Трактор водит ... - (тракторист)
Поезд водит (машинист)
У штурвала парохода ...- (капитан)
На ракете мчится ввысь ...- (космонавт)
В садик нас с тобой везет на автобусе ... - (шофер)
Вы смогли ответить на все вопросы, наконец
И кто ответил - молодец, (все знает)
Загадки.
Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жук
Два блестящих огонька.
Это дал завод ему.
И огни, глядеть во тьму.
И колеса, и мотор
Мчался, чтоб во весь опор (автомобиль).
Над ним воздушных линий. Протянулись провода. Чтобы мог он идти Нужен ток ему в пути (троллейбус).
Что за чудо этот дом Окна светлые кругом, Носит обувь из резины. И питается бензином (автобус).
О чем на занятии у нас пойдет речь, вы узнаете, определив на ощупь.
Игра «Тактильные рукава».
Какой вид транспорта у тебя в рукаве?
Появляется Многознай.
- Здравствуйте ребята, я снова у вас в гостях. Не забыли, ли вы о чем я рассказывал вам на прошлом занятии, с каким видом транспорта вы знакомились?
Ответы детей - воздушный транспорт (самолет, вертолет)
- А сегодня я приготовил вам новую историю. Слушайте внимательно.
Рано утром по городу ехал троллейбус. Держась своими длинными «руками» - штангами за провода, которые протянулись над улицей и ехал. Очень спешил! Видно боялся, как бы люди не опоздали из - за него на работу. Захотел, мог бы перегнать попутные автомобили. Но троллейбус, то и дело останавливался - высадить одних пассажиров, взять с собой других - и потому от вех отставал. Обогнал его автобус: «Догоняй, тихоня» - крикнул троллейбусу и завернул за угол.
Поспешил, за ним троллейбус и вдруг на его крыше что-то загремело, сразу в кабине водителя залился звонок, и троллейбус замер посреди дороги.
Почему не едим? - заволновались пассажиры, поглядывая на часы.
Штанга с провода соскочила - сказал водитель - Ничего, не беспокойтесь, пожалуйста, я быстро все налажу.
А сам говорит потихоньку, шепотом троллейбусу - «Зачем ты поспешил за автобусом, ведь там, куда завернул автобус, нет для тебя проводов, а только через провода ты получишь электрический ток, без которого не сможешь двигаться.
А автобус, как же он поехал дальше?
Вопрос детям. Почему троллейбус остановился, а автобус поехал дальше? Рассматривают автобус и троллейбус.
Автобус заправлен бензином и может двигаться по любой дороги в любом направлении, а троллейбус работает с помощью электричества. У троллейбуса на крыше прямые, длинные штанги. По ним идет от проводов к мотору электрический ток. С помощью электричества троллейбус движется. И где нет электрических линий, там троллейбус проехать не может.
Водитель открыл автоматическую дверь, вышел на улицу, оторвал позади своей машины веревку, подтянул ею отскочившую в сторону «руку» - штангу троллейбуса и снова прижал ее к проводу. Сел за руль и поехал дальше. А по какой дороге поехал, троллейбус вы сейчас узнаете, если от стрелочки до стрелочки проведете линию строго по треугольникам.
Игровизор. «По какой дороге поехал троллейбус».
- Так вот, троллейбус обязательно должен держаться обеими «руками» за провода. Хотя бы один провод отпустит - и ни с места.
Троллейбус движется вперед
Держась за провода.
Он не спеша людей везет
Вздыхая иногда
Мечтает он свободным стать
Но должен провода держать:
Троллейбусу фактически,
Нельзя без электричества. У троллейбуса, ребята, есть старший брат – Трамвай (рассматривают). Он тоже держится за провода, но одной «рукой» - дугой за один провод. Второго у трамвая нет. Как же так? А так. У него есть рельсы. Отработав в моторе, ток уходит в рельсы, а через них в землю. Трамвай старший брат троллейбуса, потому что ему больше ста лет от роду. Это - электрическому. До этого людей развозил другой трамвай. Вдоль по улице тянулись рельсы. Между ними рысцой бежали кони в упряжке и тянули за собой вагончик. Чем не трамвай, настоящий, конный. И имя у него было - «конка». Изобрели электромотор - трамвай стал электрический. Катится трамвай и грохочет по стальным рельсам. А младший брат - троллейбус, куда тише, куда спокойнее. Резиновые колеса бегут по гладкому асфальту чуть шурша: «ш ...ш...ш...».
Физминутка. «Угадай на слух, какой это транспорт и сымитируй его движение».
Выкладывание из гимнастических палок.
Из 6 палок выложите прямоугольник. Из 4 палок - ромб;
Из 4 палок - параллельные две линии.
Представить. На что похожи эти фигуры? На какой вид транспорта? Попросить соединить все фигуры, что бы получился транспорт. (Дети выкладывают трамвай, который движется по рельсам).
- Ребята, чем похожи автобус и троллейбус?
- Автобус и троллейбус пассажирский транспорт. Внутри оба оборудованы так, что бы людям было удобно находиться в них в автобусе и троллейбусе можно ехать как стоя, так и сидя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряды кресел. Для тех, кто стоит, имеются перекладины, поручни, что бы можно было держаться и не упасть во время движения, и внешне они выглядят как большой вагона колесах с окнами и дверьми.
- А чем же отличаются троллейбус от автобуса?
- Автобус может проехать везде, где есть дорога, а троллейбус движется только там, где натянуты электрические провода. Автобус питается бензином, а троллейбус электричеством. Скорость троллейбуса не такая - большая, как скорость автобуса, но зато благодаря электрическому двигателю, этот вид транспорта не загрязняет воздух выхлопными газами. А сейчас ребята, вспомним все о транспорте.
Игра «Лого - малыш» - транспорт.
Дети выполняют задания на картах и затем проводят самопроверку. Многознай подводит итог занятия.
Благодарит детей и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами кооперации с использованием приёма наглядного моделирования "Домашние животные" для детей подготовительной группы.
Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет сплачивать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учётом уровня речевого и познавате...
Конспект занятия по развитию познавательных и творческих способностей. По теме: «Путешествие по сказке «Царевна – Лягушка»». Подготовительная группа.
В помощь педагогам подготовительной группы...
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"Автор - Мурахина Ирина Петровна...
Конспект занятия по развитию познавательных и творческих способностей по сюжету русской народной сказки "Курочка Ряба"
Конспект занятия по развитию познавательных и творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста...
Конспекты занятий по развитию речи дошкольников с использованием различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ в подготовительной группе
Содержание:1. Тема: «Осень в Крыму»………………………………………&helli...
Конспект занятия по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии "История пуговиц"
Цель: развитие воображения и творческих способностей детей с использованием разных видов арт – терапии. Задачи:1.Создать положительный настрой и подготовить ребят к участию в работе.2.Разви...