Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Люблю березку русскую"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Яковлева Елена Константиновна

НОД  интегрированного характера,  раскрывающая  для  детей  образ  "Березы"  в  живописи,  литературе,  народном творчестве, музыке.

Содержит элементы  ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bereza_st.gr_.2014.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 90 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

совместной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста

с элементами творчества «Люблю березку русскую»

Воспитатели:

Яковлева Елена Константиновна,

Вяземцева Тамара  Ивановна.

Санкт-Петербург

2014 год


Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с элементами творчества «Люблю березку русскую»

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; учить понимать ассоциации образа природы с олицетворением.

Задачи:

Образовательные.

  • Дать детям представление о красоте русской березки, познакомить с песнями и хороводами, связанными с березкой.
  • Совершенствовать приемы изобразительной деятельности.

Развивающие.

  • Совершенствовать навыки связной речи и грамматического построения речи.
  • Поддерживать желание активно выражать свои эмоции через поэтическое слово и изобразительную деятельность.

Воспитательные.

  • Воспитывать умение через рисунок выражать свое настроение.
  • Расширять знания детей о правилах поведения в природе.

Интеграция областей:

  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Используемые технологии:

  • Здоровьезберегающие технологии.
  • Технологии интегрированного обучения.
  • Технология исследовательской деятельности.
  • Обучение на основе учебных задач и ситуаций.
  • Проблемное обучение.
  • Игровые технологии.
  • Интерактивные технологии.
  • Информационно-коммуникативная технология.

Предварительная работа:

  • Рисование деревьев разного вида.
  • Рисование по мокрому фону.
  • Наблюдение на улице за ростом деревьев.
  • Рассматривание картин, иллюстраций художников (Саврасов «Грачи прилетели» и др.).
  • Использование художественного слова (чтение стихов: А.Прокофьев, С.Есенин, В.Набоков.).
  • Дидактические игры «Из чего сделано», «С какого дерева листочек», «Узнай дерево по силуэту»
  • Знакомство с предметами народно-прикладного искусства.
  • Разучивание танцев, песен, хороводов.
  • Беседы о деревьях.
  • Прогулки с родителями в парки и скверы.

Материалы и оборудование:

  • Костюмы для детей.
  • Иллюстрации березки.
  • Музыка для сопровождения.
  • Компьютер, экран, ЭОР.
  • Краски – акварель, восковые мелки, салфетки.

Планируемые результаты:

Для детей.

Проявление через музыку и танцы эмоциональности, активности и любознательности; умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; умение изображать берёзу.

Содержание организованной деятельности дутей.

Дети спокойно заходят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель обращает внимание на гостей и предлагает с ними поздороваться.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сегодня мы узнаем много интересного об одном красивом дереве. О каком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Что за русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафанчике? (ответ детей)

Ой, я что-то слышу… кажется кто-то идет к нам в гости…

Под музыку в зал входит девочка-Березка.

БЕРЕЗКА. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Я березка русская,

То светлая, то грустная,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ребята, а вы знаете про меня стихи?

ДЕТИ. 

  1. У красы березки

Платье серебрится

У красы березки

Зелены косицы

                        («Береза» Воронько

  1. Если б дали березе расческу

Изменила б береза прическу

В речку, как в зеркало, глядя

Расчесала б кудрявые пряди

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

                          (Токмакова)

  1. Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

                Вся в белое платье одета,

                В сережках, в листве кружевной.

                Встречает горячее лето

                Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла.

Дождинки встряхнув улыбнется,

Береза и вновь весела.

                Наряд е легкий чудесен,

                Нет деревца сердцу милей.

И много задумчивых песен

В народе поется о ней.

        Он делит с ней радость и слезы,

        И так её дни хороши,

        Что кажется в шуме березы

        Есть что-то от русской души.

                                        («Береза» Вс. Рождественский)

ВЕДУЩАЯ.  Березка, а мы не только стихи про тебя знаем, но и красивые песни. Вот послушай одну из них.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «БЕРЕЗКА БЕЛАЯ» сл. и муз. Г. Вихаревой

БЕРЕЗКА. Спасибо, мне очень понравилось.

У меня для вас есть небольшой сюрприз…

(взмахивает платочком и на экране появляется березка)

Под фонограмму «Во поле береза стояла» показ слайдов.

ВОСПИТАТЕЛЬ (на фоне слайдов).

1. Давным-давно родилась березка в России… и полюбил народ березку за красоту ее и нежность.

2. Посмотрите как светло и прозрачно весной в березовой роще. Березки принарядились в белые атласные сарафаны, сбросив истрепавшийся за зиму верхний слой бересты. Побелели стволы, стали гладкими и шелковистыми.

3. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, они помогают березе дышать: в жару они открываются (расширяются) и пропускают воздух к корням.

4. А растут березки на лесных опушках, светлых полянках – ведь они очень любят солнечный свет.

5. Едва повеет теплом, как березы окутываются легким, прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

6. Зеленые ветви её струятся по ветру, словно девичьи косы. На Руси все девушки носили длинную косу и вплетали в неё ленточки.

7. Многие художники рисовали девушек рядом с березкой, а народ говорил: «Тонкая как березка!».

А какие слова еще можно подобрать для сравнения?

ДЕТИ. Хрупкая, нежная, изящная, стройная…

ВОСПИТАТЕЛЬ. Полюбуйтесь еще красотой березки, послушайте музыку. А потом мне расскажите какой вы увидели березку? Как звучала музыка?

ДЕТИ. Березка была веселой, улыбчивой; грустной; задумчивой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Совершенно верно, березка может быть разная: и плакучая, и кудрявая, и веселая и музыка тоже может передавать настроение березки в любое время года, в любую погоду. И мы это с вами увидели и услышали.

А как приятно гулять по березовой роще! Давайте и мы с вами заведем свой хоровод вокруг березки.

На середину зала ставиться березка, дети встают парами за березкой на центральной линии.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД «ЗАВИВАЙСЯ БЕРЕЗА» Л. Кустовой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. «Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Давайте проверим, правильно ли вы думаете? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.

«ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?»

Ломать ветки у деревьев? (Плохо, потому что им больно.)

Гулять по тропинке в лесу? (хорошо)

Собирать ядовитые грибы? (Плохо, так как можно отравиться.)

Разводить костер в лесу? (Плохо, так как может случиться пожар.)

Оставлять в лесу мусор? (Плохо, так как лес будет загрязнен.)

Собирать березовый сок? (Хорошо так как он полезный.)

Ребята, теперь мы с вами знаем как правильно вести себя в лесу.

И то что березка приносит нам не только радость, но и во многом нам помогает.

Дидактическая игра «Закончи предложение»:

Я сейчас начну предложение, а вы закончите.

Чем нам березка помогает?

Береза людей (лечит)

                            (кормит)

                            (греет)

Береза               (помогает мыться в бане)

                            (собирать ягоды и грибы)

Вот, ребята, сколько всего интересного мы с вами сегодня узнали.

Появляется девочка «Березка».

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Березонька, что ты загрустила, что у тебя случилось?»

БЕРЕЗКА (девочка). Расту я на опушке леса совсем  одна и нет рядом подружек.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как  можно помочь березке?

(Обращает внимание на рисунок одинокой березки)

Дети предлагают нарисовать ей подружек.

Дети идут в группу рисовать.

Психогимнастика «Хоровод березок»:

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные березки.

За руки взялись и вот

Закружился хоровод.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  И так давайте нарисуем березке подружек и пусть они будут разные, а увидим мы их по лицам. Одни будут веселые, другие задумчивые, грустные и серьезные.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети использовать в работе можно разные художественные средства (восковой мелок, акварель, разные кисти)

Напоминание о приемах изображения (тычек) и других.

Пояснение этапов работы.

Дети рисуют.

Рефлексия.     Воспитатель: «Какие разные у вас получились березки!  У кого какие?».

ДЕТИ:

-У меня задумчивая.

-У меня грустная.

-У меня весёлая.

ВОСПИТАТЕЛЬ:         Любите наш лес-

Богатство природы.

Он сказочный весь

В любу погоду.

Приходите в гости в лес,

Но не забывайте правил:

Не разоряйте гнёзд,

Не разжигайте пламя.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир.  – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 64с.(Опыт работы практического педагога)
  2. Л.Г. Киреева, О. А. Саськова  Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт-сост. Л.Г. Киреева, О. А. Саськова. Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.
  3. Г.Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Чась 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  4. Т. А. Шорыгина Деревья. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 96 с. (Путешествие в мир природы. Развитие речи.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»

Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...