Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Люблю березку русскую"
методическая разработка (старшая группа) на тему
НОД интегрированного характера, раскрывающая для детей образ "Березы" в живописи, литературе, народном творчестве, музыке.
Содержит элементы ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bereza_st.gr_.2014.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
совместной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста
с элементами творчества «Люблю березку русскую»
Воспитатели:
Яковлева Елена Константиновна,
Вяземцева Тамара Ивановна.
Санкт-Петербург
2014 год
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с элементами творчества «Люблю березку русскую»Цель:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры; учить понимать ассоциации образа природы с олицетворением.
Задачи:
Образовательные.
- Дать детям представление о красоте русской березки, познакомить с песнями и хороводами, связанными с березкой.
- Совершенствовать приемы изобразительной деятельности.
Развивающие.
- Совершенствовать навыки связной речи и грамматического построения речи.
- Поддерживать желание активно выражать свои эмоции через поэтическое слово и изобразительную деятельность.
Воспитательные.
- Воспитывать умение через рисунок выражать свое настроение.
- Расширять знания детей о правилах поведения в природе.
Интеграция областей:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Используемые технологии:
- Здоровьезберегающие технологии.
- Технологии интегрированного обучения.
- Технология исследовательской деятельности.
- Обучение на основе учебных задач и ситуаций.
- Проблемное обучение.
- Игровые технологии.
- Интерактивные технологии.
- Информационно-коммуникативная технология.
Предварительная работа:
- Рисование деревьев разного вида.
- Рисование по мокрому фону.
- Наблюдение на улице за ростом деревьев.
- Рассматривание картин, иллюстраций художников (Саврасов «Грачи прилетели» и др.).
- Использование художественного слова (чтение стихов: А.Прокофьев, С.Есенин, В.Набоков.).
- Дидактические игры «Из чего сделано», «С какого дерева листочек», «Узнай дерево по силуэту»
- Знакомство с предметами народно-прикладного искусства.
- Разучивание танцев, песен, хороводов.
- Беседы о деревьях.
- Прогулки с родителями в парки и скверы.
Материалы и оборудование:
- Костюмы для детей.
- Иллюстрации березки.
- Музыка для сопровождения.
- Компьютер, экран, ЭОР.
- Краски – акварель, восковые мелки, салфетки.
Планируемые результаты:
Для детей.
Проявление через музыку и танцы эмоциональности, активности и любознательности; умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; умение изображать берёзу.
Содержание организованной деятельности дутей.
Дети спокойно заходят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель обращает внимание на гостей и предлагает с ними поздороваться.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сегодня мы узнаем много интересного об одном красивом дереве. О каком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Что за русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафанчике? (ответ детей)
Ой, я что-то слышу… кажется кто-то идет к нам в гости…
Под музыку в зал входит девочка-Березка.
БЕРЕЗКА. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Я березка русская,
То светлая, то грустная,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Ребята, а вы знаете про меня стихи?
ДЕТИ.
- У красы березки
Платье серебрится
У красы березки
Зелены косицы
(«Береза» Воронько
- Если б дали березе расческу
Изменила б береза прическу
В речку, как в зеркало, глядя
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(Токмакова)
- Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной.
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла.
Дождинки встряхнув улыбнется,
Береза и вновь весела.
Наряд е легкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей.
И много задумчивых песен
В народе поется о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так её дни хороши,
Что кажется в шуме березы
Есть что-то от русской души.
(«Береза» Вс. Рождественский)
ВЕДУЩАЯ. Березка, а мы не только стихи про тебя знаем, но и красивые песни. Вот послушай одну из них.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «БЕРЕЗКА БЕЛАЯ» сл. и муз. Г. Вихаревой
БЕРЕЗКА. Спасибо, мне очень понравилось.
У меня для вас есть небольшой сюрприз…
(взмахивает платочком и на экране появляется березка)
Под фонограмму «Во поле береза стояла» показ слайдов.
ВОСПИТАТЕЛЬ (на фоне слайдов).
1. Давным-давно родилась березка в России… и полюбил народ березку за красоту ее и нежность.
2. Посмотрите как светло и прозрачно весной в березовой роще. Березки принарядились в белые атласные сарафаны, сбросив истрепавшийся за зиму верхний слой бересты. Побелели стволы, стали гладкими и шелковистыми.
3. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, они помогают березе дышать: в жару они открываются (расширяются) и пропускают воздух к корням.
4. А растут березки на лесных опушках, светлых полянках – ведь они очень любят солнечный свет.
5. Едва повеет теплом, как березы окутываются легким, прозрачным изумрудно-зеленым облачком.
6. Зеленые ветви её струятся по ветру, словно девичьи косы. На Руси все девушки носили длинную косу и вплетали в неё ленточки.
7. Многие художники рисовали девушек рядом с березкой, а народ говорил: «Тонкая как березка!».
А какие слова еще можно подобрать для сравнения?
ДЕТИ. Хрупкая, нежная, изящная, стройная…
ВОСПИТАТЕЛЬ. Полюбуйтесь еще красотой березки, послушайте музыку. А потом мне расскажите какой вы увидели березку? Как звучала музыка?
ДЕТИ. Березка была веселой, улыбчивой; грустной; задумчивой.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Совершенно верно, березка может быть разная: и плакучая, и кудрявая, и веселая и музыка тоже может передавать настроение березки в любое время года, в любую погоду. И мы это с вами увидели и услышали.
А как приятно гулять по березовой роще! Давайте и мы с вами заведем свой хоровод вокруг березки.
На середину зала ставиться березка, дети встают парами за березкой на центральной линии.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД «ЗАВИВАЙСЯ БЕРЕЗА» Л. Кустовой.
ВОСПИТАТЕЛЬ. «Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Давайте проверим, правильно ли вы думаете? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
«ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?»
Ломать ветки у деревьев? (Плохо, потому что им больно.)
Гулять по тропинке в лесу? (хорошо)
Собирать ядовитые грибы? (Плохо, так как можно отравиться.)
Разводить костер в лесу? (Плохо, так как может случиться пожар.)
Оставлять в лесу мусор? (Плохо, так как лес будет загрязнен.)
Собирать березовый сок? (Хорошо так как он полезный.)
Ребята, теперь мы с вами знаем как правильно вести себя в лесу.
И то что березка приносит нам не только радость, но и во многом нам помогает.
Дидактическая игра «Закончи предложение»:
Я сейчас начну предложение, а вы закончите.
Чем нам березка помогает?
Береза людей (лечит)
(кормит)
(греет)
Береза (помогает мыться в бане)
(собирать ягоды и грибы)
Вот, ребята, сколько всего интересного мы с вами сегодня узнали.
Появляется девочка «Березка».
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Березонька, что ты загрустила, что у тебя случилось?»
БЕРЕЗКА (девочка). Расту я на опушке леса совсем одна и нет рядом подружек.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как можно помочь березке?
(Обращает внимание на рисунок одинокой березки)
Дети предлагают нарисовать ей подружек.
Дети идут в группу рисовать.
Психогимнастика «Хоровод березок»:
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные березки.
За руки взялись и вот
Закружился хоровод.
ВОСПИТАТЕЛЬ: И так давайте нарисуем березке подружек и пусть они будут разные, а увидим мы их по лицам. Одни будут веселые, другие задумчивые, грустные и серьезные.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети использовать в работе можно разные художественные средства (восковой мелок, акварель, разные кисти)
Напоминание о приемах изображения (тычек) и других.
Пояснение этапов работы.
Дети рисуют.
Рефлексия. Воспитатель: «Какие разные у вас получились березки! У кого какие?».
ДЕТИ:
-У меня задумчивая.
-У меня грустная.
-У меня весёлая.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Любите наш лес-
Богатство природы.
Он сказочный весь
В любу погоду.
Приходите в гости в лес,
Но не забывайте правил:
Не разоряйте гнёзд,
Не разжигайте пламя.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 64с.(Опыт работы практического педагога)
- Л.Г. Киреева, О. А. Саськова Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт-сост. Л.Г. Киреева, О. А. Саськова. Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.
- Г.Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Чась 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
- Т. А. Шорыгина Деревья. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 96 с. (Путешествие в мир природы. Развитие речи.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»
Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".
Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....
Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...