Проект «Здоровье свыше нам дано , учись малыш беречь его!» Горкина С.С. воспитатель первой категории р.п. Пышма «МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 7»
проект (младшая группа) по теме
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Здоровье свыше нам дано , учись малыш беречь его!»
Горкина С.С. воспитатель первой категории р.п. Пышма «МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 7»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В.А. Сухомлинский.)
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Проведенный опрос родителей показал, что:
- 100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми;
- 92% - всесторонне-развитыми, обладающими коммуникативными качествами.
Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. Для того, чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка коллектив группы и коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Поэтому, нами был разработан проект «Здоровье свыше нам дано, учись малыш беречь его!». Мы стремимся к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Наш проект направлен на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Проект предполагает возможность отбора воспитателями, специалистами детского сада содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Участники проекта: МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №7» дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1год
Цель проекта:
-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
-формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, осознание ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью;
-формирование потребности в занятиях физической культурой;
-культивирование и воспитание у детей осмысленного отношения к физическому здоровью;
-формирование правильной осанки;
-развитие умения абстрактно мыслить, развивать творческое воображение, мыслительные процессы, проявлять творческие способности;
-поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
- формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
-формирование элементарного представления о строении собственного тела;
-формирование интереса и любви к спорту;
-приобщение детей к здоровому образу жизни;
-развитие творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, воспитание осознанного отношения к ним;
-развитие способности самоконтроля, самооценки при выполнении движений; использования умений в повседневной жизни;
-профилактика нарушений простудных заболеваний;
-создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
-формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
-привитие культурно-гигиенических навыков;
-оказание помощи семье в воспитании детей, адаптация к жизни в социуме.
Основные принципы используемые в проекте:
научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
Пути реализации:
1. Внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
2. Партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога.
Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Ожидаемые результаты:
1. У детей:
-Формирование представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни
-Формирование правильного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за него
-Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
-Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
-Формирование интереса к спортивным играм и упражнениям
-Овладение специальными физическими упражнениями для укрепления систем организма
-Повышение уровня двигательных умений и навыков. Сохранение и укрепление здоровья детей
-Формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
-Приобретение элементарных навыков профилактики простудных заболеваний
-Овладение простейшими приемами самомассажа
-Улучшение работы вестибулярного аппарата, развитие координации движений, пластики движений, музыкальности
2. У педагогов:
-Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов
-Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу
-Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем
-Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании
-Организация рационального питания и витаминизация
-Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни . Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
-Формирование представлений и навыков здорового образа жизни
3. У родителей:
-Формирование понимания родителями ценности здоровья и его значимости.
-Формирование у родителей естественной потребности регулярных занятий физической культурой и спортом с детьми
-формирование у родителей знаний о воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни
-Обогащение родителей практическим материалом по вопросам физического совершенствования детей
-Приобщение родителей к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям в ДОУ
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
Исходя из проблемы, проводилось обсуждение целей и задач проекта с родителями, создание благоприятных условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта в течение года.
Пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием и другими атрибутами.
Пополнение материальной базы – оформление картотек, приобретение методической литературы по теме.
3 этап – заключительный
Совместный спортивный праздник детей и родителей «Папа, мама, я- спортивная семья». Провести диагностику, сделать сравнительный анализ. Обработка и оформление материалов проекта.
Оформить отчет по реализации проекта (положительные стороны, отрицательные стороны, причины)
Проект реализуется через следующие разделы:
1. Укрепление материально – технической базы ДОУ.
2. Работа с детьми.
3. Работа с педагогами.
4. Работа с родителями.
Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
Режимные моменты: время приёма пищи (трёхразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
Работа с сотрудниками и родителями.
Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
формирование элементарных представлений об окружающей среде;
формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:
сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку;
отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания;
развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей;
в группе силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике;
эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников;
снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые и игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр;
большая роль в пси коррекционной работе отводится музыкотерапии и арт-терапии, , которые оказывают эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
Лечебно-профилактическая работа.
Осуществляют медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели.
Она включает в себя:
физкультурные занятия босиком;
подвижные игры и физические упражнения на улице;
дыхательная гимнастика после сна;
спортивные игры и соревнования;
элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:
закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
физкультурные занятия в природных условиях (на лугу, спортивной площадке);
туризм (походы, экскурсии);
физкультурные досуги и развлечения;
утренняя гимнастика на воздухе;
витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
Методические рекомендации по оздоровлению:
Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
Беседы, валеологические занятия.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Профилактика
Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
Комплексы по профилактике плоскостопия
Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
Дыхательная гимнастика
Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
Прогулки
Закаливание:
Сон без маек
Ходьба босиком
Обучение полоскание полости рта
Частичное умывание
Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)
Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
Лук, чеснок
Особое внимание в режиме дня должны уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду, поэтому необходимо соблюдать –
Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
Рациональную неперегревающую одежду детей
Соблюдение режима прогулок во все времена года
Проведение утренней гимнастики в проветренном помещении
Работа с детьми.
1. Беседы с детьми.
а) «Как я буду заботиться о своем здоровье»
б) «Чистота и здоровье»
в) «Кто спортом занимается?»
г) «Как я буду закаляться»
д) «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
2. Познавательная литература.
Чтение | |
1 | К. Чуковский «Доктор Айболит» Стихотворения о здоровье |
2 | А. Барто «Девочка чумазая» Потешки |
3 | 3. Александрова «Купание» К. Чуковский «Мойдодыр» |
4 | Г. Зайцев «Дружи с водой» Загадки, пословицы |
З.Интегрированные занятия. | ||
Тема, цель | Сроки | |
1 | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Цель: повышение знаний о значимости зарядки для здоровья детского организма, заинтересовать детей к выполнению упражнений, вызвать положительные эмоции. | октябрь |
2 | «Айболит в гостях у детей» Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть - плохо и что нужно, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах. | ноябрь |
3 | «Вымоем куклу Таню» Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни | декабрь |
4 | «Дружим с водой» Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода - залог чистоты и здоровья. | январь |
4. Игровая деятельность.
Название игры, цель | Сроки | |
1 | Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цель: развивать двигательную активность детей. | октябрь |
2 | «Озорной мяч» Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме. | |
3 | «Воробышки и автомобиль» Цель: закрепление бега в разных направлениях. | |
4 | Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде. | ноябрь |
5 | «Кошки - мышки» Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках. | |
6 | Подвижная игра «Кошечка» Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног. | декабрь |
7 | «Маленькие ножки бегут по дорожке» Цель: бегать быстро - медленно, реагировать на сигнал | |
8 | «Волшебный лес» Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности. | Январь-февраль март апрель-май |
9 | «Развитие движения у детей раннего возраста» Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки. | |
10 | «В стране здоровья» Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой. |
5.Самостоятельная и совместная художественно -продуктивная деятельность.
Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.
Аппликация «Овощи и фрукты».
Игры с водой на улице и в групповой комнате.
4. Закаливающие мероприятия
5. Прогулки и игры на свежем воздухе, экскурсии.
6. Пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим. |
2. | Физические упражнения | утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамические игры; спортивные игры; пешие прогулки (походы, экскурсии). |
3. | Гигиенические и водные процедуры | умывание; мытье рук; обеспечение чистоты среды; занятия с водой (центр вода и песок); создание краткосрочных проектов «Зуб, не болей-ка!», «Формирование культурно-гигиенических навыков удетей младшего дошкольного возраста» |
4. | Свето-воздушные ванны | проветривание помещений; сон при открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. |
5. | Активный отдых | развлечения, праздники; игры-забавы; дни здоровья. |
6. | Арома- и фитотерапия | ароматизация помещений; витаминизация напитков. |
7. | Диетотерапия | рациональное питание. |
8. | Светотерапия | обеспечение светового режима. |
9. | Музтерапия | музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий; музыкально-театральная деятельность. |
10. | Спецзакаливание | дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; стопотерапия; игровой массаж. |
11. | Пропаганда здорового образа жизни | экологическое и валео логическое воспитание; беседы; познавательные занятия. |
Система эффективного закаливания.
1. | Основные факторы закаливания | закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня; закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности; закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах; закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
|
2. | Комплекс закаливающих мероприятий | ü соблюдение температурного режима в течение дня; ü правильная организация прогулки и её длительности; ü соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей; ü облегченная одежда для детей в детском саду; ü дыхательная гимнастика после сна; |
3. | Методы оздоровления:
| ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье); дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года); хождение босиком по спортивной площадке (летом); релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия). |
Организация рациональной двигательной активности.
1. | Основные принципы организации физического воспитания в детском саду | физическая нагрузка по возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья; сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами; медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
|
2. | Формы организации физического воспитания | физические занятия в зале и на спортивной площадке; туризм (прогулки – походы); дозированная ходьба; оздоровительный бег; физкультминутки; физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»; утренняя гимнастика; индивидуальная работа с детьми.
|
3. | Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач | традиционные; игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности; сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.; тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч); занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр; занятия – походы; занятия в форме оздоровительного бега; музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам; занятия на «экологической тропе»;
|
Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ
Форма работы | Время проведения | Особенности | Ответственные |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Гимнастика после сна | После сна в постелях каждый день. | Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта. | Воспитатель |
Ритмика | Один раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный зал, начиная со средней группы | По программе И. Бурениной | Музыкальный руководитель |
Игровой час (бодрящая гимнастика) | После сна в группе каждый день. | Комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений | Воспитатель |
Динамические паузы | Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей. | Комплексы физкульминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. | Воспитатель |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. используются только элементы спортивных игр. | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
Пальчиковая гимнастика | индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно | Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени | Воспитатель |
Дорожки здоровья | После сна вся группа ежедневно. На физкультурном занятии | Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки. | Воспитатель |
Творческий час | Один раз в неделю, вся группа в первой или второй половине дня, | Воспитатель | |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. | Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. | Воспитатель |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, | Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур. | Воспитатель |
Игровой массаж | Ежедневно в режимных моментах и на занятиях. | По методике А. Уманской и К. Динейки | Воспитатель |
Лечебные игры | Ежедневно в режимных моментах, на занятиях. | По методике Галанова | Воспитатель |
Технологии обучения здоровому образу жизни. | |||
Физкультурные занятия | Три раза в неделю в спортивном и музыкальном залах, в группе, на улице, | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. | Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. | Воспитатели |
Занятия по здоровому образу жизни. | Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, | Технологии Л.В. «Уроки здоровья для дошкольников» | Воспитатели |
Точечный массаж | Сеансы или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Проводится по специальной методике (по Уманской), показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность. | Медсестра, воспитатели |
Веселые старты | Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке | Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. Инструктор по физической культуре. | Воспитатели, Инструктор по физической культуре. |
Физкультурные досуги и праздники | Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. | Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. |
СМИ (ситуативные малые игры) | Два раза в месяц в группе в музыкальном и спортивном залах. Младший дошкольный возраст. | Ролевая подражательная имитационная игра. | Воспитатели |
Коррекционные технологии | |||
Арт-терапия | Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста | Оздоравливаие психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО) | Воспитатели |
Технология музыкального воздействия | Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня в музыкальном зале. | Используем спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.Вибрационные упражнения М. Лазарева, Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова. | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Сказкотерапия | Два раза в месяц, во второй половине дня, в совместной деятельности, | Использование методики О.А. Шорыгиной «Играем в сказку» | Воспитатели |
Психогимнастика | Один раз в месяц, по 10-12 человек в группе в музыкальном и физкультурном залах, | Проводится по методике Е.А. Алябьевой и Чистяковой. | Воспитатели |
Артикуляционная гимнастика | Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, | Цель – фонематическая грамотная речь без движений. | Воспитатели |
Сенсорная комната | Два раза в неделю | Цель – активизирование и развитие мышления ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благотворно влияющей на психическое и физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирование саморегуляции поведения. | Воспитатели |
Использование нетрадиционного оздоровления
по возрастным категориям детей дошкольного возраста.
Мероприятия | Возрастные категории детей | |||
Ранний возраст | Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Элементы точечного массажа (по А.А. Уманской) | В соответствии с возрастом | В соответствии с возрастом | В полном объеме | В полном объеме |
Пальчиковая гимнастика | В соответствии с возрастом | В соответствии с возрастом | В полном объеме | В полном объеме |
Дыхательная и звуковая гимнастика | Начальный комплекс | Начальный комплекс | Полный комплекс | |
Психогимнастика по методике М. Чистяковой, Алябевой | В соответствии с возрастом | В соответствии с возрастом | В соответствии с возрастом | В соответствии с возрастом |
«Дорожки здоровья» | В соответствии с возрастом | В соответствии с возрастом | В соответствии с возрастом | В соответствии с возрастом |
Звуковая гимнастика Лобанова | Элементы комплекса | Элементы комплекса | Полный комплекс | Полный комплекс |
Элементы упражнений хатха-йога | Элементы комплекса | Элементы комплекса | Элементы комплекса | Полный комплекс |
Игровой массаж А. Уманской и к. Дийнеки | Элементы комплекса | Элементы комплекса | Полный комплекс | Полный комплекс |
Организация двигательного режима.
Традиционные формы работы | Возраст детей, лет | Инновационные формы работы | Возраст детей, лет |
Утренняя гимнастика с упражнениями на дыхание | 1,5 – 7 | Оздоровительно-игровой час в группе | 1,5 - 3 |
Физкультминутки на занятиях | 1,5 – 7 | Динамический час на дневной прогулке | 3 – 7 |
Плановые физкультурные занятия | 1,5 – 7 | Час двигательного творчества в спортивном зале | 3 – 7 |
Музыкальные занятия | 1,5 – 7 | Физкультурная терапия (с мая по сентябрь в утренний отрезок времени) | 2 - 7 |
Двигательная активность детей на прогулке | 1,5 – 7 | Психотерапевтические прогулки | 5 - 7 |
Самостоятельная двигательная деятельность | 1,5 – 7 | Неделя здоровья (каникулы) | 3 – 7 |
Гимнастика после сна | 1,5 – 7 | Дни здоровья (1 раз в месяц) | 1,5 - 7 |
Подвижные игры | 1,5 – 7 | Олимпийские игры (1 раз в год) | 4 - 7 |
Спортивные праздники | 3 – 7 | Фитнес - Данс | 5 – 7 |
Спортивные досуги (1 раз в месяц) | 3 – 7 | Ритмика | 5 – 7 |
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» - семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через беседы, тренинги, консультации, семинары.
Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
Дни открытых дверей.
Показ занятий для родителей .
Совместные занятия для детей и родителей.
Круглые столы с привлечением специалистов детского сада ( инструктора по физической культуре, медицинской сестры).
Организация совместных дел.
Методы, используемые педагогами в работе:
Анкета для родителей.
Беседы с родителями.
Беседы с ребёнком.
Наблюдение за ребёнком.
Изучение рассказов,
Посещение семьи ребёнка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10. Профилактика кишечных заболеваний у детей.
11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка
Памятка «Нестандартное оборудование своими руками»
Папка-передвижка «Как приучить ребенка к зарядке»
Папка-передвижка «Профилактика плоскостопия у детей»
Папки-передвижки «Как закаливать ребенка?»
Консультация «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка»
Консультация «Гимнастика и зарядка дома» Ц.: Развитие у детей и родителей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной двигательно-игровой деятельности
Родительское собрание «Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний».
Семинар-практикум «Играем пальчиками»
Приобщение родителей к изготовлению снежных построек на участке
Физкультурный досуг на воздухе с использованием снежных построек
Круглый стол «Выходные с пользой» (обмен опытом)
Круглый стол «Делимся опытом оздоровления детей»
День открытых дверей (просмотр родителями утренней гимнастики, подвижных игр, образовательной деятельности по физической культуре, прогулок)
Фото выставка «Мама, папа, я – спортивная семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного досуга родителей с детьми старшей группы на тему: «Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его»
Конспект совместного досуга родителей с детьми старшей группы на тему: "Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его"Цель: Создание положительного эмоционального настроя у детей и взрослых в проц...
Информационно-творческий проект "Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его!"
Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырастали...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Проект Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его! в средней группе
В проекте собраны все методики и технологии развития у детей понятия здорового образа жизни. При этом очень интересно и познавательно для детей, воспитателя и родителей в том числе....

«Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его»
Уточнение и расширение представлений о здоровом образе жизни детей и их родителей ....

"Здоровье свыше нам дано, учись,малыш, беречь его"
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое пред...