ДОКЛАД На тему: «Использование дидактических игр для развития умственных способностей».
материал на тему
Игра - это школа чуткости, нежности, доброжелательности, гостеприимства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu-ispolzovanie_didakticheskikh_igr_dlya_razvitiya_umstvennykh_sposobnostey.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северное окружное управление образования
ГБОУ гимназия №1409 СП «Гармония»
ДОКЛАД
На тему: «Использование дидактических игр для развития умственных способностей».
Подготовила и провела: Сидорова С.В.
Воспитатель высшей категории.
Москва
2013г.
Сухомлинский писал, что «школа воспитания добрых чувств»: чуткости, доброты, отзывчивости, милосердия – это то, что начинается в раннем возрасте.
С чего начинать? С игры. Используя опыт других педагогов, статьи которых я прочитала, считаю приемлемыми использовать в собственной практике следующие приемы.
Дети, которые приходят к нам, не умеют играть, драчливы, часто ссорятся из-за игрушек, не уступают друг другу. Наблюдая за играми детей, анализируя их поведение, взаимоотношения, можно убедится в том, что необходимо систематически и последовательно упражнять детей в проявлении добрых чувств друг к другу, к куклам. Ведь кукла – это партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого – одно из важнейших средств воспитания. Исходя из этого, необходимо:
- воспитывать у детей эмоциональное отношение к куклам;
- развивать желание заботиться о кукле, проявлять к ней чуткость,
внимательность, сочувствие, заботу, доброту;
- через игру с куклой воспитывать у детей добрые отношения друг
к другу;
- закрепить в процессе игр с куклами культурно-гигиенические
навыки;
- расширять представления детей о предметах домашнего обихода:
одежде, посуде, мебели.
Для осуществления этих задач необходимо создать такие условия, которые способствовали бы формированию добрых чувств и отношений детей. Одно из условий – оборудование кукольного уголка. Необходимо продумать расположение мебели, учитывая возможные игровые сюжеты: комната, кухня. Условия созданы, но играть с куклами дети еще не умеют.
Работу можно начать с того, что вынести из группы всех кукол, а через некоторое время объявить детям, что скоро к нам приедет кукла Маша. А где же она будет жить? Здесь можно провести дидактическую игру «Устроим кукле комнату». Через игру дети закрепляют названия предметов мебели, находят им нужное место. И для того, чтобы дети научились выполнять простейшие игровые действия, проявлять заботу о кукле, существует много дидактических игр: «Угощение куклы Маши», «Кукла Маша проснулась», «Новоселье куклы», «День рождения куклы».
Играя, дети учатся проявлять заботу о кукле. Игры, связанные с куклой – это школа чуткости, нежности, доброжелательности, гостеприимства. Добрые чувства, проявляясь в играх, постепенно входят в привычку и распространяются на отношения с товарищами, окружающими людьми.
Чтобы укрепить добрые чувства, возникающие у детей, необходимо создавать ситуации, побуждающие их к добрым поступкам; помочь товарищу, посочувствовать, поделиться с ним.
Чтобы успешно проводить воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника. Многие наши воспитанники замкнуты, малоактивны. Они чаще остаются в роли наблюдающих за игрой. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре. Воспитатель должен незаметно подвести ребенка к удачному решению, а следовательно вселить в него уверенность в своих силах и постепенно помочь преодолевать стеснительность.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.
Дети начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющего: хлопать в ладони, подбадривать, сопереживать.
Как показывает практика, воспитатели испытывают затруднения в активизирующем общении с детьми в процессе игры. Это происходит потому, что мы не привыкли на равных играть со своими воспитанниками и нам трудно удержаться от указаний. Воспитатели предпочитают давать детям готовое решение, а это не способствует развитию игры, поиску детьми выхода из игровой ситуации.
Игра возникает на основе полученных детьми впечатлений, но и воспитатель может помочь игре начаться или дать игре новый толчок. Например, дети играют в семью. Но время идти на прогулку. Как, не нарушив игру, уговорить детей выйти на прогулку и в то же время нацелить на продолжение игры?
Воспитатель обращается к своей кукле и говорит: «Мне пора идти на работу. Что мне делать? Куда отвести свою дочку?» Дети: «В детский сад». Воспитатель, разговаривая с куклой о том, что надо идти на работу, кладет ее на место. Дети повторяют действие воспитателя.
Воспитатель: «Ну что же, мы все сейчас пойдем одеваться, чтобы идти на работу, а игрушки побудут в детском саду». Дети ставят игрушки на место, одеваются на прогулку и продолжают новую игру, воображая каждый свою работу.
Мой опыт еще не так велик, чтобы им делиться, но первые шаги уже сделаны. В своей работе я использую игру: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений», в которой дети анализируют поступки людей, героев сказок, рассказов, стихов, самих детей, а так же читаю детям главы из «Детской библии».
Нам, работающим с детьми, надо сделать так, чтобы «ребенок чувствовал боль не только тогда, когда у него болит разбитая коленка, но и тогда, когда коленка болит у кого-то другого».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Влияние дидактических игр на развитие умственных способностей"
Из опыта работы...
Интерактивные дидактические игры для развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития
Интерактивная дидактическая игра – это современный метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве....
Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей детей в средней группе.
Картотека дидактических игрпо развитию умственных способностей детей в средней группе....
Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей детей в старшей группе.
Картотека дидактических игрпо развитию умственных способностей детейв старшей группе....
Роль дидактических игр в развитии умственных способностей детей
Роль игры в развитии детей...
Консультации «Использование технологии «Нейроигра» для развития умственных способностей детей дошкольного возраста»
Занятия для детей дошкольного возраста у которых наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость — это тяжелый труд. Использование в пе...
Интегрированная НОД «Использование кинезиологических методов для развития умственных способностей дошкольников» Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии....